Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Авторы:
Город:
Орел
ВУЗ:
Дата:
16 ноября 2018г.

Большая Советская Энциклопедия дает такое определение ковра. Ковер - художественное текстильное изделие, обычно с многоцветными узорами или изображениями, служащее главным образом для украшения и утепления помещения, а так же для звукопоглощения (бесшумности). Весьма утилитарное определение ковровых изделий хочется разбавить его художественным и эстетическим предназначение «Декоративно-прикладное искусство охватывает различные сферы творческой деятельности по созданию декоративных изделий с художественными и утилитарными функциями. Таким образом, изделия декоративно-прикладного искусства должны обладать эстетическими качествами и служить для оформления интерьера. К произведениям декоративно-прикладного искусства относятся: художественное стекло (в т.ч. витражи), текстильные изделия (декоративные ковры, ткани), керамические изделия (фарфор, фаянс), мебель, ювелирные изделия и др.» [1, с.55] , для этого необходимо детально рассмотреть его историческое развитие, особенности и традиции народов занимающихся ковроткачеством. «Мир творца - это масса разнообразных чувственных восприятий и ощущений. Методические рекомендации необходимы для упорядочения этих чувственных восприятий, внесение ясности в представление о проектируемом объекте и разграничение предметов и действий для объединения и доведения до четких понятий» [2, с.210] - это и есть процесс создания произведений искусства. История развития ковроткачества начинается с 15-16 веков до н.э. В землях Египта при раскопках были найдены тканные ворсовые изделия из льна с симметричным узором. Это были напольные покрытия и покрывала для мебели. Уже в 5 веке до н.э. ковроткачество достигло такого совершенства, что современные ковры по качеству исполнения не лучше, чем ковры найденные археологами в Горном Алтае в курганах Пазарык. Ковроткачеством занимались не только на Востоке и в Европе, но и Южной и Центральной Америки, а так же Китае, Индии. Изначально предназначение ковра была защищать своих владельцев от погодных условий, создавая им комфортные условия для жилья. Постепенно этот вид ремесла становится произведением искусства и роскоши. Как в восточной, так и западной культуре ковер символизировал успех и стабильность семьи, его покупали на всю жизнь и передавали по наследству. Ковроткачество разделяют на несколько видов – это ворсовые ковры, гладкие ковры и войлочные ковры. Каждые, из которых еще разделяются по виду плетения, цветового и композиционного решения. Гладкие двусторонние ковры похожи на ткацкие ткани. В основе их лежит счетная техника и полотняное переплетение основы и утка. Ворсовые ковры образуются узорообразующим утком. Ворсовая поверхность ковра состоит из отдельных узелков цветной шерстяной пряжи. Плотность ворсовых ковров достигает 400тес. Узлов на 1кв.м. Основная функция ковра (кроме декоративного значения) – это тепло и звукоизолирующие свойства. Ковер позволяет сократить на 10% расходы на обогрев помещения. Что касается звукоизоляции, то ковер поглощает акустические волны в десять раз лучше, чем твердые стены и пол. Шерстяные ковры имеют еще одну способность: они поддерживают в помещении идеальный микроклимат, регулируя уровень влажности. Хороший ковер способен поглощать влагу в количестве третьи своего веса, при этом совершенно не намокая. Когда в помещении станет сухо, он вернет в воздух влажные пары. Еще одно свойство ковра – это способность улавливать пыль. Многие люди считают эти качества вредными для здоровья, но на самом деле гладкий пол не фиксирует пыль и при любом дуновении воздуха она поднимается и человек вдыхает ее, если же пол накрыт ковром, то пыль «увязает» в ворсе и удаляет из него при помощи пылесоса. От чего зависит цена ковра: способ изготовления, материал изготовления, размер изделия, известность фирмы-производителя. Виды ковров. Ковры классифицируются на безворсовые и ворсовые ковры. Среди безворсовых ковров различают два основных вида – это килимы и сумахи. Килимы не имеют (технической) изнанки, т.е. рисунок хорошо читается как на лицевой, так и на изнаночной стороне. Сумахи имеют изнанку, т.е. нити утра образуют изнаночную сторону. Ворсовые ковры различаются по структуре ворса: Петлевой одноуровневый ковер, когда петли ворса не разрезаны и имеют одинаковую длину (ковры износостойкие, но загрязнения трудно выводимы). Петлевой многоуровневый ковер, петли разной длины образуют рельефный рисунок. Велюр ковры – короткий разрезанный ворс длинной до 8 мм (самый простой в уходе вид ковра). Саксонии - стриженный ворс из крученой пряжи, образует ровную поверхность имеющую «зернистый» вид. Фризе – высокий сильно скрученный ворс (сложный в уходе). Сut-loop – в нем комбинируется разрезанный высокий ворс и низкие неразрезанные петли. Плотность ковра – показатель, отражающий количество узелков на единице площади изделия. Чем больше узелков завязано на квадратном метре ковра, тем они мельче, и тем тоньше и четче рисунок. Плотность ковра определяется тем, насколько близко друг к другу расположены ворсинки, чем выше плотность, тем выше его износоустойчивость, тепло и звукоизоляционные качества. Для того чтобы определить плотность ковра, необходимо посмотреть на его изнаночную сторону, если между нитями основы слишком большое расстояние, ворс быстро сомнется. Считают узлы следующим образом: сначала в направлении основы, затем – в уточном направлении и перемножают эти два числа. В России плотность ковров измеряют в узлах на квадратный метр, так как плотность ковров очень велика, то подсчет ведут на небольшом участке (например, 10 на 10 сантиметров), а полученную цифру умножают на 100. Для китайских ковров ручной работы используют другой принцип подсчета плотности: число линий рядов на фут ковра (например «40 линий», «60 линий»). Число линий – это количество узлов на одном футе. В Китайских коврах в поперченном и продольном направлениях число узлов на единицу длины одинаковое. Для того, чтобы перевести «линии» в обычный показатель необходимо число «линий» возвести в квадрат и умножить на 10,76. (например 90 линий- 90х90х10,76=87156 узлов на 6 е.м. Плотность ковров работы кочевников и деревенских мастеров значительно ниже, чем плотность городских и фабричных изделий. В производстве деревенских ковров используют простые станки, грубую пряжу, над рисунком ковров не работают художники. Над городским ковром работают мастера годами, тогда как деревенский ковер выполняется в короткий срок. Так как кочевые племена часто перемещаются с места на место, а перевозить ткацкий станок весьма проблемно, поэтому плотность деревенских ковров на много ниже городских. Ковры, изготовленные кочевниками, имеют плотность 40000-150000 узлов на 6е. м. В таких коврах ценится не плотность, а наивность и национальный колорит дизайна. Ковры изготовленные городскими мануфактурами имеют плотность в миллион и больше узлов на 6 е.м, ковры плотностью больше 1,5 мл. узлов редкие и дорогие. Существует еще одна разновидность ковра, создаваемая по технологии ручного тафтинга. На сетчатую основу вручную привязывают ворс, формируя петельки разной длины и размера. Ковер получается рельефным, с объемным рисунком и богатой цветовой палитрой. Механическое ткачество. Безворсовый ковер, выполненный механическим способом, мало, чем отличается от обычных многослойных декоративных тканей, выполненных на Жаккардовых машинах (фамилия изобретателя таких машин). Ворсовые ковры на Жаккардовых машинах выполняются сразу по два полотна. Одно полотно располагается напротив другого на расстоянии определенном высотой ворса. Ковры имеют общую ворсовую, коренную и настилочную основу. Нити основы верхнего и нижнего полотна переплетаются нитями утка, а затем разрезаются ножом. Ковры с разрезным ворсом бывают ленточными, трубчатыми и жаккардовыми. Ленточный ковер производят со скоростью не более 1 кв.м. за час. При жаккардовом производстве используют цветовую палитру 8-12-16 цветов. Производят еще основовязаные трикотажные ковры и ворсово-пришивные (тафтинговые) с неразрезанным петельным ворсом. Такие ковры выпускаются одно-двухцветные и меланжированные. Производительность таких ковров до 100 кв.м. за 1 час. В производстве применяют так же способ цветной печати до 10-12 цветов, выполняют такие ковры на машинах с сетчатым шаблоном, вращающимся перфорированным цилиндром. Материалы для ковра. Из натуральных материалов в ковроткачестве применяют шерсть, хлопок, шелк, лен, джут и т.д. Из синтетических используют акриловое полотно , ковры из тонкого волокна требуют более частой чистки. Уступают им ковры из нейлоновых волокон, которые быстро сминаются и быстро загрязняются. Синтетический шелк имеет плохую упругость, но часто добавляется в шерстяные ковры, так как придает им объемность. С появлением синтетических материалов изменилась и технология ткачества. Ковры из этих материалов производятся методом ворсовых петель на машинах, которые прошивают грубую ткань основы петлями из объемной пряжи. Виды узлов. Существует несколько способов завязывания узла на нить основы. Самые распространенные – персидский и турецкий узел, а так же имеются узлы джафти и тибетский узел. Персидский узел (иногда еще его называют «7ене, сеннех, асимметричный узел) используется в Индии, Иране, Турции, Египте, Китае. Нить обвивается вокруг одной нити основы, а затем проходит под соседнюю нить основы и выходит на лицевую сторону. Турецкий узел (иногда называется «симметричный», герде, гёрдес, гиордос). При завязывании пряжа обвивает с разных сторон две соседние нити основы, и оба конца пряжи выходят на лицевую сторону ковра рядом. Такой узел применяют в ковроткачестве страны Турция, Кавказ, Иран (Тебриз). Узел «джуфти» - это трансформированные турецкий и персидский узел. При завязывании узла пряжа обвивает не две, а сразу четыре нити основы попарно, что увеличивает скорость плетения ковра, но уменьшает плотность ворса. Тибетский узел. При завязывании каждого ряда узлов поперек основы кладется специальный прут, толщина которого задает длину будущего ворса. Пряжа обвивает нить основы, затем продевается под соседней нитью основы и перебрасывается через прут. После того как связали один ряд, прут вытаскиваю из образовавшихся петель, петли разрезаются.

 

Список литературы

 

1.        Распопова К.И., Пилюгайцева Ю.И. Освоение техники гобелен как средство профессионального развития студентов // Сетевой научный журнал ОрелГАУ. 2015. №1 (4). С. 55-61.

2.        Мурзина С.М. Современные задачи и проблемы преподавания художественного проектирования в высшей школе // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2008. – No3. – С.209-216.