Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНАЯ МЕТАФОРА КАК СПОСОБ ОБЪЕКТИВАЦИИ КОНЦЕПТОВ «ЗДОРОВЬЕ» И «МЕДИЦИНА» ВО ФРАНЦУЗСКИХ СМИ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

Французы считают заботу о собственном здоровье одним из главных приоритетов. Это подтверждается, в том числе, тем, что их расходы на услуги сферы здравоохранения одни из самых высоких в мире. Такому отношению к здоровью способствует пропаганда здорового образа жизни в текстах СМИ. Через язык печати, радио и телевидения на французов обрушивается огромный поток информации, влияющий на формирование общественного мнения.

Одним из способов воздействия средств массовой информации, их образности и эмоциональной экспрессии является метафора.

Широкое употребление метафоры в дискурсе СМИ объясняется несколькими причинами.

Во–первых, метафора как когнитивный механизм способствует улучшению восприятия информации, поскольку позволяет упрощать, конкретизировать и наглядно представлять описываемые факты и события. Тем самым метафора участвует в осуществлении информационной функции СМИ.

Во–вторых, метафора часто используется в СМИ как средство воздействия, поскольку обладает эмоциональным и оценочным потенциалом. Определенным образом расставленные метафорические акценты способны влиять на представление реципиента об описываемом фрагменте действительности. Тем самым, метафора участвует в формировании общественного мнения. Метафорический перенос позволяет автору сконцентрировать внимание на определенной детали, которая в данной ситуации привлекает наибольшее внимание или имеет основополагающее значение для адресанта [1. С. 164–164].

При наиболее общем подходе метафора рассматривается как видение одного объекта через другой и в этом смысле является одним их способов репрезентации знания в языковой форме. В настоящее время метафора все чаще интерпретируется на основе когнитивного подхода, для которого характерно системное рассмотрение процессов метафоризации. В современной когнитивистике метафора определяется как ментальная операция, как способ познания, концептуализации, категоризации, оценки и объяснения мира по аналогии. Главное в метафоре – семантическое взаимодействие неродственных ранее реалий, двух структур знаний – сферы-источника и сферы-мишени [2. С. 54]. Наблюдение за метафорической объективацией концептов «ЗДОРОВЬЕ» и «МЕДИЦИНА» во французских СМИ позволяет увидеть, что наиболее часто встречаются модели, использующие в качестве источника такие сферы, как Социум, Природа и Человек. Количественный анализ собранных данных показал, что чаще других при объективации данных концептов используется социальная метафора (48%). В данной статье мы рассмотрим особенности использования социальной метафоры при объективации концептов «ЗДОРОВЬЕ» и «МЕДИЦИНА»

Материалом для статьи послужили разножанровые газетные тексты о медицине и здоровье, опубликованные в печатных и электронных французских СМИ в период с 2013 по 2015 годы, среди которых Le Parisien, Gala, Nous deux, Pleine Vie, Le Point, Santé magazine, Version femina, La Provence, Le Journal de Dimanche, France dimanche, Psychologies Magazine, Cosmopolitan.

Среди социальных метафор были выделены следующие модели: «БОРЬБА ЗА ЗДОРОВЬЕ – ЭТО ВОЙНА», «МЕДИЦИНА – ЭТО АНГЕЛ–СПАСИТЕЛЬ», «МЕДИЦИНСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ – ДОБЛЕСТНОЕ ДЕЛО», «ДОСТИЖЕНИЯ МЕДИЦИНЫ – ЭТО РЕВОЛЮЦИЯ», «БОЛЕЗНЬ – ЭТО ПРЕСТУПНИК», «МЕДИЦИНА – ЭТО ТЕАТР».

Значительное место среди выявленных метафор занимает военная метафора. В рамках метафорической модели «БОРЬБА ЗА ЗДОРОВЬЕ – ЭТО ВОЙНА» болезнь как аномальное состояние организма предстает в образе врага, атакующего человека, лишая его сил, изнуряя и отравляя его. Однако не нужно забывать, что лучшая защита – это нападение. Врагу следует объявить войну. Таким образом, выздоровление превращается в борьбу за здоровье. А на войне, как известно, все средства хороши. Оружием в данной модели являются лекарства, профилактика и защитные силы организма.

·   L’abus de sucre, ennem i № 1 de notre santé? (Pleine Vie 05/04/2014)

· La prévention une arme de plus contre le cancer. (Le Journal de Dimanche 10/08/2014)

Обращение СМИ к военной метафоре в текстах о медицине и здоровье, с одной стороны, показывает серьезность проблемы, с другой стороны, как кажется, позволяет внушить доверие к французской медицине, так как Франция является сильной военной державой, имеющей исторический опыт ведения войны и хорошо подготовленную современную армию.

Среди социальных метафор значительное место занимает культовая метафора. В рамках метафорической модели «МЕДИЦИНА – ЭТО АНГЕЛ–СПАСИТЕЛЬ» здоровье представляется как божественная благодать, данная свыше, лишаясь которой люди попадают в ад. Выздоровление – это чудо, и только высшие силы (медицина) способны спасти человека через своих проводников на Земле, священнослужителей, чью роль выполняют врачи.

· La télémédecine qui sauve. (Le Point 21/08/2014)

·   Alors vous me direz combien de temps il dure, votre truc? blague le pape de la cardiologie. (Le Parisien 18/01/2014)

Сравнение медицины с высшими силами во французских СМИ подчеркивает роль и высокий статус медицины и ее представителей во Франции.

В  рамках  социальной  метафоры  следует  также  выделить  такую  метафорическую  модель,  как «МЕДИЦИНСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ – ДОБЛЕСТНОЕ ДЕЛО». Бурное развитие современной научной медицины и практики здравоохранения, безусловно, связано с научно–техническим прогрессом. В СМИ эта роль умело подчеркивается с помощью метафоры, отсылающей нас в эпоху Средневековья и рыцарских подвигов.

· Comment va le premier greffé du cœur artificiel ? On peut déjà dire que c’est un exploit. (Le Parisien 18/01/2014)

· La vaccination: un bouclier efficace contre les méningites. (Pleine Vie 05/04/2014)

Подвиг – это доблестное, важное для многих людей действие, героический поступок, совершённый в трудных условиях. Благодаря данной модели нововведения в области медицины интерпретируются прессой как действия, направленные на благо человечества, а значит, заслуживающие уважения, почитания и национальной гордости.

Отдельного внимания заслуживает метафорическая модель «ДОСТИЖЕНИЯ МЕДИЦИНЫ – ЭТО РЕВОЛЮЦИЯ». Дух революции всегда кружил над Францией, недаром существовал лозунг «Vive la France! Vive la Revolution!» Французы всегда боролись за распространение своих преобразований, и не только в своей стране, но и у соседей, начиная завоевательные войны для повсеместного утверждения новых начал. Таким образом, термин революция ассоциируется у французов с быстрыми, резкими и важными изменениями, и носит скорее положительный характер.

· А Avignon, le Dr Ginouves est le premier chirurgien esthétique français a s'être doté d' un appareil revolutionnaire pour la transplantation capillaire. (La Provence 12/07/2014)

·   La loi Santé qui vient d’être votée institue une p etite révo lutio n dans l’étiquetage alimentaire. (Le Journal de Dimanche10/08/2014)

Также среди социальной метафоры необходимо выделить метафору со сферой–источником Преступность, в данной работе она представлена метафорической моделью «БОЛЕЗНЬ – ЭТО ПРЕСТУПНИК».

·   Aujourd’hui, une personne victime d’une dépression non majeure doit plutôt être prise en charge par son médecin traitant. (Le Point 21/08/2014)

Криминальная метафора пронизана концептуальными векторами опасности, агрессивности, противоестественности существующего положения дел; аналогично происходит и с болезнью, нездоровое состояние организма – противоестественно для человека, болезнь предстает в виде агрессора, преступника, в то время как человек – это всего лишь жертва. Можно предположить, что одна из причин активизации данной модели –   это актуальное обострение криминальной обстановки в стране и мире. Это отражается в сознании и находит выражение в речи: давно замечено, что находящиеся в центре общественного сознания явления становятся источником метафорической экспансии.

Наименьшее количество примеров в группе социальных метафор приходится на театральную метафору, которая представлена моделью «МЕДИЦИНА – ЭТО ТЕАТР».

·   Vingt–cinq ans que le cardiologue Alain Carpentier travaillait avec société Carmat à la conception de ce «m im e» de vrai cœur, capable d’ajuster le débit sanguin à l’effort. (Le Parisien 18/01/2014)

В данном  примере сердечный имплантат представлен в образе мима, что  позволяет снизить уровень тревожности у адресата к предстоящей сложной операции. Как известно, этот вид театрального искусства особенно полюбился во Франции, начиная от Марселя Марсо и заканчивая современным Парижем, образ которого уже не мыслим без мимов.

Малое количество примеров театральной метафоры при объективации изучаемых концептов может объясняться тем, что театр как сфера лицедейства и, в целом, развлечения, находится в противоречии с идеей реальной необходимости здоровьесбережения.

Завершая рассмотрение социальной метафоры, следует отметить, что выявленные модели по-разному объективируют концепт «ЗДОРОВЬЕ», позволяя акцентировать тот или иной концептуальный признак. Выделенные модели также различаются по своему прагматическому эффекту. С одной стороны, прослеживается явная тенденция негативного восприятия болезни, как врага или преступника, а с другой стороны, поддержка и одобрение системы здравоохранения как института, заботящегося о здоровье нации.

 

Список литературы

1.     Сусык С.Ю. Языковая объективация концепта «Терроризм» во французских печатных средствах массовой информации / С.Ю. Сусык. – Челябинск. 2012.

2.     Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991– 2000) / А.П. Чудинов. – Екатеринбург, 2001.