Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ И АТАКА ЗВУКА

Авторы:
Город:
Пермь
ВУЗ:
Дата:
06 ноября 2014г.

Общеизвес тно крыла тое выражение: «  Искусство пения - это искусство вы до ха». Стоит то лько добавить, что контролируемый и регулируемый выдо х - это по каза тель мастерства . Принято де лить вды ха тельную установку певца на 3 фазы (с та дии или эта па), а именно: вдо х – за держка ды хания – выдо х. Мне бы хо те лось обратить особое внимание на 2 ю фазу - за держку ды хания, так как конкре тно от неѐ за висит начало звука, то ес ть атака звука.

Знаменитый пе дагог французской шко лы пения 19 века Фор говорил, ч то а така звука до лжна бы ть усвоена, прежде все го, и, пока она не осознана, не льзя идти дальше в воспита нии голоса.

Атака звука ес ть координация работы мышц ды хания и смыкания связо к.

В с воей работе « Вока льный букварь» Е. М. Пе керская пишет: «Атака" зву ка - это посы л ды ха ния в момент начала звука. Ды хание посылае тся узкой с труей, ка к "укол", в высокую позицию (к корням вер хних зубов). Физиоло ги говорят, ч то атака зву ка - это способ и быстрота, при которой дыха те льная щель пере ходит от ды ха те льного по ложения к голосовому; момент и с тепень замыкания голосовы х связок. А така о казывае т большое влияние на голос в момент его зарождения».

В вока льно-пе дагогической практике используется приды ха те льная, твер дая и мягка я а така, э то определяе тся индивидуа льными особенностями учащегося.

Хотя Г.П. Стулова в книге «Развитие де тского голоса в процессе обучения пению» классифицирует 4 вида атаки звука : «1) очень твѐрдая (взрывная); 2) твѐр дая; 3) мягкая; 4) очень мягкая (приды ха те льная)…Ка ждому виду ата ки соотве тствует определѐнная степень напряжения при голосообразовании: 1) перенапряжение (голосовые скла дки работают как ударяющиеся язычки в режиме пересмыкания, совершая полные колебания;2) твѐр дое напряжение (го лосовые скла дки работают…, но удары их друг о друга менее жѐсткие, замыкание голосовой щели плотное …; 3) мягкое напряжение (о тносительно лѐгкое соприкосновение голосовы х скла док в момент возникновения звука и в процессе фонации, в ко лебании участвуе т большая или меньша я часть голосовы х складо к); 4) не донапряжение (сближение голосовы х с кла док неплотное, го лосообразование расслабленное, ко лебание краевое или б лизкое к краевому)».

В практике работы с начинающими часто приходится с талкива ться с вялой работой мышц ды хания и всего голосового аппарата в целом. Как пише т Л .Б. Дмитриев в учебном пособии «Основы вокальной ме тодики»: голосовые «складки не доста точно  активно  включены в работу, фаза  размыкания  удлинена ,  смыкание недоста точно пло тное». То есть, ослаб лена функция голосо вой щели, вялая гор тань, ды ха ние «утекае т». В таком случае, начинающим певцам, на неко торое время целесообразно овладеть твѐр дой а такой звука. Твѐрдая а така активизирует смыкание голосовы х с вязок, активизирует в це лом работу мышц гортани. При твѐрдой а так е перед началом звука происходит активная за держка ды хания, связки полностью и плотно смыкаются, потом воздушная струя лѐгким толчком размыкает их - начинается звукообразование. Из этого сле дуе т, что при пло тно сомкнуты х голосовы х с вязка х «у течка» ды хания невозможна.

Того же мнения придерживаются многие пе дагоги, в том числе Е.М.Пекерская, рекомендует: « Ес ли у него вялая подача звука, вялое смыкание, то целесообразно на неко торое время для а ктивизации го лосовы х с вязок пользова ться более твер дой а такой.

Сле дите, чтобы пауза между вдо хом и началом звука (вы до хом) была мгновенной, но помните, что это мгновенная "задержка" дыхания чрезвычайно важна :

а) она организует выдох;

б) способствует тому, чтобы не было приды хания, которое сушит горло и мешает точному ин тонированию и точной а таке звука;

в) препятс твует тому, чтобы не вырывалс я возду х с призвуком "Х";

г) ус траняет потерю ды ха ния в начале фразы;

д) мгновенная за держка перед вы до хом - э то момент готовнос ти, скоординированнос ти».

Об активности и «нервно-мышечной мобилизации организма» пишет в своей работе «Школа классического вока ла» и профессор Санкт-Пе тербургской консерватории Л.Н.Морозов: «Мышечная собранность дисциплинирует наш мозг, обостряе т внимание, поднимает тонус нервной сис темы, создаѐт состояние го товности к выполне нию деяте льнос ти.…Если мышцы распущены, поза вялая, пассивная, трудно рассчитыва ть на быс трое развитие нужны х навыков».

Кроме кратковременного применения твѐр дой а таки звука существуют и другие способы активизации мышц ды ха ния. Сре ди н их наиболее распространѐнный приѐм, который рекомендуют многие пе дагоги: использование упражнения на staccato. Движения брюшной с тенки могут с лужить хорошим ориентиром для проверки работы диафрагмы при пении на staccato. В то же время каждая спетая на stac cato нота не должна сопровождаться снятием вды ха тельной установки.

Для овладения верной ата кой я рекомендую использовать упражнения на  штрихи, часто применяемые в инструментальной (с крипичной, флейтовой) музыке. Это все упражнения с короткими лигами на 2 н оты , с активным акцентом на 1-ю . Та кие упражнения с требованием утяже лить, подчеркну ть первую но ту, провоцируют исполнителя -ученика энергично пользова ться опорой ды хания на первый звук, зас тавляя трудиться вялые мышцы. Таким образом, задача, стоящая пере д учеником исполнить первый звук в лиге форте, маркато, способствует невольно выработке более твѐр дой атаки. Это т способ звуковедения порождае т соотве тс твующий настрой гортани, меняе т тембровое звучание голоса.

В своей работе « Шко ла классического вока ла» про фессор Санкт-Петербургской консерва тории Л.Н.Морозов пише т: «При хорошем чувстве вдо ха,   т.е . за держке ды хания, усилия гор тани  как  бы переклады ваютс я на ды ха тельные мышцы, вы зывая чувс тво опоры ды хания. Объективно э тот момент сле дует связыва ть с на хождением верной координации в работе гортанного сфинктера и ды хания, при которой надсвязочное и подсвязочное давление прихо дят в наилучшее взаимоотношение, снимая с голосовых мышц часть их усилий по борьбе с проходящей струѐй ды хания. В этих условиях голосовые мыш цы могут проявить максимум своих физиологических способностей в смысле диапазона, выдерживания тесситуры, силы голоса, изменений его  тембра, большей вынос ливос ти».

Работая в классе  по  специа льнос ти  сольное  пение ,  я  сове тую  своим  студентам  контролировать вды хате льную ус тановку. Для чего рекомендую, осуществляя самоконтроль, обратить особое внимание при вдо хе на минимальные движения грудной кле тки в облас ти ключиц и плеч и максимальное движение мышц и нижних рѐбер в области диафрагмы. На первоначальном этапе вдо х может ассоциироваться с сильными эмоциональными состояниями: удивления, испуга , восторга, или даже вс хлипывания при плаче -рыдании. В эти жизненные моменты мышцы срабатывают рефлекторно та к, ка к должны активизироваться при певческом вдо хе. Час то такие ассоциации помогают сту дентам понять и разобраться в ме ханизме мышечной работы. Пока у ученика не сформировались верные мышечные навыки и координации очень целесообразно контролировать самостоятельно свои действия визуа льно (глядя в зерка ло), а та кже такти льно (положив ла дони рук на область диафрагмы и нижних рѐбер).

В процессе работы на д художес твенным произве дением те хника певческого ды хания на хо дится в прямой зависимости от создаваемого образа, характера вокального сочинения. Само ды ха ние в пении –это одно из главны х выразительны х средс тв, потому оно зависит от исполните льских за дач, стоящих перед певцом. Скорость вдо ха и продо лжительность за держки ды хания обусловлены темпом исполняемого произведения: чем подвижнее темп, тем они быстрее. Певческий вдо х по активности и объѐму должен быть а деква тен длине музыкальной фразы. Ученик обязан осмыслить все цезуры в ис полняемом произведении, запомнить, где заканчивае тся фраза, ипосле какого слова он всякий раз будет брать ды хание . Нельзя пуска ть процесс вдо ха на са мотѐк,  в нѐм не должно быть хаоса, всѐ должно подчиняться це лесообразности, выразите льнос ти и пониманию авторского замысла.

Кантилена или legato неразрывно связана с длительным равномерным, плавным и правильно организованным выдо хом. В кантиленны х произведениях медленного темпа, требуется активное удерживание состояния вдо ха до конца длинной фразы. Именно этот момент у неопытного вокалиста вызы вает разнообразные неудобства и нарушение мышечны х координа ций. Момент за держки  ды хания пере д а такой звука также подчинѐн характеру произве дения. По тому весь ды ха тельны й процесс из нерегу лируемого сознанием важно перевести в управляемый, волевой и довес ти э ти навы ки до автоматизма.

Таким образом, певческое дыхание являетс я основой вокальной те хники голосообразования и голосоведения. При всей с ложности овла дения координированным навы ком, необ ходимо со хранить в работе мышц, естес твеннос ть, простоту и точность.