06 ноября 2014г.
Эмоциональные проявления играют важную роль в любом из видов межличностного общения, так ка к они выражают отношение человека к той или иной ситуации, явлению и т.п. В эмоциях и чувства х че ловек проявляе т свое отношение к содержанию познаваемого.
Для того, чтобы говорить об эмоциональном проявлении интереса в речи, обратимся к неко торым определениям психо логов.
Интерес – форма проявления познава те льной по требности, обеспечивающая направленность личности, осознанию ею цели деяте льности; эмоциональное проявление познава тельны х по требностей личности [5].
Интерес рассматривается ка к одна из фундамента льны х естес тве нны х эмоций и считается доминирующей среди все х эмоций нормального здорового человека. Считае тся, ч то именно интерес вместе с познавательными структурами и ориентациями направляе т познания и дейс твия. Исключения возникают тогда, когда в сознании доминируют нега тивные эмоции. Из неврологического взгляда интерес а ктив изируется нарас танием градие нта - возбуждения нейронов[5].
На сознате льном уровне ключевыми детерминантами интереса являютс я новизна, изменения окружающей среды. Ис точником та ких изменений и новизны могут бы ть не то лько окружающую среду, но и воображение, память, мышление. Заинтересованный человек инте нсивно всматривае тся, прислушивае тся. Феноменология интереса характеризуется та кже высокой сте пенью удовлетворения, уверенности в себе и умеренными импульсивность и напряжением. Эмоция ра дости час то сопровожда е т интерес. Он способствуе т развитию умений и интеллекта, играе т важную роль в общественной жизни и по ддержании межличностны х отношений.
Новизна являе тся естес твенным возбудите лем интереса. По ддерживаемый интересом развитие перцептивной -когнитивной и моторной активности начинае тся уже у новорожденны х. Интерес способствует инте лле ктуальной, эсте тической и другим видом творческой деяте льности[5].
В ста тье «Лингвистика эмоций» В.И. Ша ховский говорит о том, что эмоции пронизывают всю коммуникативную деяте льность человека с момента его рождения до у хо да из жизни: «эмотивность языка охваты вает пространство от первого неосознаваемого крика ребенка до разны х видов созна тельно го использования эмоций в речи взрослого человека, она касается выражения эмоций, их описани я и обозначения в языке»[8, с.9].
До настоящего времени не существует че тко го определения понятия «эмоциональная ле ксика». Смешиваю тся понятия эмоциональности, экспрессивности, оценочности. Оценка связана с самой жизнеде яте льнос тью человека. Как отмечает Н.Д. Арутюнова, природа оценки отвечает природе человека, поскольку оценивае тся то, что нужно (физически и ду хо вно) человеку и че ловечеству. Поэтому оценочная кате горизация имеет интерпретирующий, антропоцентрический характер [ 2].
Названия эмоций в языке изучали многие лингвисты . Э.Ф. Сафина в работе « Проблемы идентификации эмотивов (на примере семантического поля «печаль» в английском язы ке)» писа ла, ч то эмоциональный концепт «печаль» как часть концептуальной сферы человека на хо дится в о тношениях включения и пересечения с такими концептами, как «беспокойство», «гнев», « досада», «одиночество», «потрясение», «раздражительность», «разочарование», «сожаление», «скука» и т. д.[6].Д.А. Романов в ста тье «Психолингвис тическое обоснование эмоциональной идентификации» рассматривает группу зафиксированны х в русском языкеслов-синонимов, обозначающих эмоции человека [4]. Автор определяе т общий семантический компонент лексико -семантической группы (ЛСГ) названий эмоций как один и то т же семантический компонент, присутствую щий в разны х значениях многозначного слова или в значениях разны х слов. Ис точником синонимических названий эмоций явился для него дву хтомный « Словарь синонимов русского язы ка» [1].
Анализируя слова , обозначающие эмоции, в те ксте произведения Ф.Г.Ра невской «Дневник на клочка х» , мы обнаружиливсего1 ле ксическую единицу, связанную с обозначением эмоции интереса. Количес тво употребления данной лексемы – 1. В э ту по дгруппу вошло слово – любопытно. Словосочетание : «с ней любопы тно».
Любопытно:
«Я никогда не с кучала с ней, было с ней весе ло и л юбопытно» [3; с.75].
Чтобы опреде лить значение данного с лова, мы обратились к толковому словарю и словарю синонимов: Любопытно – о возникающем у кого-либо любопы тстве, интересе, желании узна ть ч то -либо [7]; Любопытно – интересно, пы тливо, испы тующе, занимате льно, занятно, увле кате льно, завле ка тельно, небезынтересно, с любопытс твом[1].
В контекс те Раневской с лово любопытно употреблено в значении «интересно», а именно как искренний интерес к подруге Анне Андреевне А хматовой. Э то т челове к был интересен ей своим ду ховным богатством, взглядами на жизнь. Раневская много писала о своей по друге, а именно, как много они проводят с ней времени, поют песни, читают стихи, разговариваю т. Таким образом, интерес у Раневской (эмоциональное про явление познавате льной потребности), судя по текс ту ее дневника, связан с другим человеком – духовно богатой личности.
Спис ок лите ратуры
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка . – М.: Русс.яз. – Ме диа, 2007
2. Арутюнова Н. Д. Типы язы ковы х значений: оценка — собы тие — факт. – М : Наука, 1988
3. Раневская Ф.Г. Дне вник на клочка х. - СПб: Пе трополь, 2002
4. Романов Д.А. Психолингвис тическое обоснование эмоциональной идентификации// Вопросы языкознания.– 2005. №1. С. 97-102
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей пси хо логии. – СПб.: Питер, 2001
6. Сафина Э.Ф. Проблемы иде нтификации эмотивов (на примере семантического поля «печаль» в английском языке) // Вес тник Челябинс кого государс твенного университе та. – 2011. №25
7. Словарь современного русского литера турного языка в 17 -ти тома х, М.-Л., 1948-1965. (БА С)
8. Ша ховский В.И. Лингвис тика эмоций //Филологические науки. – 2007. №5. - С. 3-9