Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОЭТИКА ОБЪЯТИЙ, ПОЦЕЛУЕВ И УЛЫБОК В РОМАНЕ А.БЕЛОГО «ПЕТЕРБУРГ»

Авторы:
Город:
Елабуга
ВУЗ:
Дата:
06 ноября 2014г.

На протяжении многих веков литература стремится пос тигну ть вну тренние стороны человеческой души. По своей природе каждый из нас на де лен возможностью пережива ть бога тейшую па литру чувств и эмоций, которые в гораздо большей с тепени, чем продуманная речь, характеризуют истинное отношение к явлениям и объектам реального мира, ду ховной сферы и, прежде всего, – к другим лю дям. Челове к чаще всего реализует с воѐ внутреннее состояние через  мимику и жес т, являющимися так называемыми «вестниками души». Жес т – э то «значимые движения рук, ног, корпуса или лица», применяемые оратором для воздейс твия на слуша теля» или некоторое дейс твие , «движение человеческого тела или его час ти, имеющее определѐнное значение или смысл, то есть являю щееся зна ком или символом» [ 5, с. 46-47].

Активное развитие кинематографа в первой четверти ХХ века, а ктуализация невербальны х компон ентов искусства (позы, ритма, звука ), способствовала тому, ч то в литературе Серебряного века жес т с та л о дним из типичны х сре дств в изображении внутреннего мира человека. Наиболее ярко манера писать «между строк» проявилась в творчестве Андрея Бе лого, который расширял сферы внеязыкового, невербального выражения, придава л жес ту символику , смысл и связыва л понятия жес т и те ло. В книге «Глоссололия. Поэма о звуке», поэт употребляет такие понятия, как «мимика звуков», «жест смысла», «жест звука»[7, с. 12]. Жест для Андрея Белого, по добно ритму, - одно из универсальны х бытийны х понятий, отличающих живую, самовыражающуюся и творящую субстанцию от мертвой, определившейся, исчерпавшей себя: «в любой эмоции, мысли, во всяком поступке Бе лый интуитивно провидит прежде всего линию жес та, уга дывае т ее уникальное своеобразие и, узнав и пережив открывшееся ему  через жест, составляе т определенное понятийное пре дс тавление о челове ке или о явлении» [6, с . 25].

В романе А. Белого «Петербург» одним из аспектов жестовой классификации является семантика объятий, поцелуев и улыбки. Каждый жес т в романе наделен особым символом, несет определенную функцию в контексте произведения, что влияет на развитие сюже тного хо да романа и его содержание.

Объятия и поцелуи – э то жесты , с одной с тороны, интимного характера, свидете льс твующие о близких, родственны х отношениях, с другой – иногда они имеют исключительно этике тное значение. Например, в Европе принята такая форма приветствия ка к «щека к щеке», берущая сво е начало из ритуала приема в рыцарский орден [4]. Одна ко она не предпола гает дово льно близкие  личные отношения лю дей и порой сопровождается поце луем. В России при приве тс твии возможен троекратный поце луй в щеки.

В эпизоде романа Андрея Белого «Пе тербург», где чита те ль наблю дает вс тречу Николая Аполлоновича в ресторане с Сергеем Сергеевичем Морковкиным, которого изначально он считает свои сводным братом (незаконнорожденный сын Аполлона Аполлоновича), а затем агентом охранного отде ления прослеживае тся нить определенного символа в жеста х. Морковкин несет в себе тайную угрозу Николаю  Апполоновичу, шантажируя его, он во многом обнажает истинные отношения в семействе Аблеу ховы х. Психо логическое состояние героя в данном случае ярко выражено в мимике и жес та х: « От па хнущих губ господина Морковина Николай Аполлонович хоте л с отвращением отвернуться, но себя перемог; а когда его чмокнули в губы, то невольно свой взгляд, полны й пытки, бросил он в пото лок, сметая рукою с высокого лба прядь своих волосинок, в то время как губы его неестес твенно рас тянулись в у лыбке и, на тянуто прыгая, задрожали (неес тес твенно прыгаю т та к лапки терзаемы х лягуша т, когда лапок э тих коснутся концы эле ктрических проволок)» [2, с. 211].

В данном случае мы видим не только нарушение традиций (не принято целова ть мужчину в губы), но также   можем заметить не гативное, о тношение со с тороны Николая Аполлоновича, о  чем говорит е го мимика «взгляд, полный пы тки», губы «неестественно растянулись, натянуто прыгая, за дрожали» [2, с. 211]. Презрение героя подтверждае тся взволнова нным состоянием, когда автор сравнивает дрожь губ Нико лая Аполлоновича  с дрожью лапо к терзаемы х лягуша т. Дабы скры ть свое о тношение к Морковкину герой де лае т движе ние, которое показывает его рассеянность и не ловкос ть: «сметая рукою с высоко го лба прядь с воих волосинок», ч то также подтверждае т отрица тельное отношение Нико лая Аполлоновича как к ситуации в целом, так и к собеседнику в частности [Там же]. Такое отношение к Морковкину можно объяснить не только пьяным состоянием последнего, но и тем, что Сергей Яковлевич сообщил Аб леу хову о их пре дположительном родстве , что выво дит главно го героя романа из состояния равновесия.

Жестовые характеристики играют очень важную роль в характерологии Андрея Белого, так ка к подчас являю тся е динс твенным «высказы ванием» автора по поводу своего героя. Так а вторская ирония, относительно весьма курьезной ситуации, заключена в семантике слова чмокнуть – э то шу тливый поцелуй, ле гкий и фамильярный, однако в данном случае это даже не дружеский поцелуй со с тор оны Морковкина, а пьяное дейс твие, отчего Николаю Аполлоновичу ста ло не по себе. В то же время в э том эпизоде, где все ве дут себя вроде бы как приличные люди, являясь заложниками обстоятельств, наглядно вырисовывается психо логическая слабость Нико лая Апполоновича, подчинившегося малоприятному для себя че ловеку. Все мученичество героя сведено   на   нет  употреблением   в   его   портретной   характерис тике   уменьшите льно -ласка тельного   слово «волосинок» с явным о ттенком пренебрежения.

Жест в романе А. Белого «Петербург» жест вырастает до уровня необходимой дета ли не только характероло гии, но и сюже тос троения. Семья Аблеу ховы х распа лась, «их домашний очаг превра тился теперь в запустение мерзости» [2, с. 368]. Между  отцом и сыном при отсутствии женского начала в доме установились напряженные отношения, в ко торы х перемешались доброжелате льнос ть с неприязнью : «Аполлон Аполлонович протянул Николаю Аполлоновичу свои пу хлые губы; к этим пу хлым губам Николай Аполлонович  прижал две губы; губы друг друга коснулись; и два пальца тряхну ла обычно потеющая рука» [2, с. 116]. В э том отрывке перед нами отец и сын, но центральными персонажами являю тся губы, ко торые живут самостоятельной жизнью отде льно от героев. З десь можно заметить, что все дейс твия близких друг другу лю дей произво дятс я только для того, ч тобы придержива ться тра диций, тем более в общес тве. Об э том говорит многокра тно повторяющееся слово «губы», «пу хлые губы», «прижал две губы», то ес ть в данном случае не заметно искренности ни со с тороны Нико лая Аполлоновича, ни со стороны Аполлона Аполлоновича.

Все э то говорит о том, что, ес ли нет семьи, не т и поцелуев, не т долгих у душливы х объятий, не т тепла, есть только традиция, ко торая еще сохраняет семью Аблеуховы х. За всем приличием лишь презрение друг к другу, обида за ошиб ки, которые они совершили и ко торы х уже никогда не исправить.

Один из древнейших жес тов – объятие: оно заложено в нас самой природой, начиная с того момента, когда ребѐнок инстинктивно обнимает держащую е го мать. Объятия - единственный жест, широко практикуемый почти во все х человеческих культура х [1, с. 54]. С точки зрения многих психоло гов, каждый че ловек нуждается и жде т объятий и дарит их тогда, когда ище т чувс тва защищеннос ти и вну треннего комфорта. Одной из самы х напряженны х сцен в романе «Петербург» можно считать – возвращение Анны Петровны домой. На глаза х  у читате ля разворачивается нас тоящая траге дия: мы видим, как мать и сын впервые после долгой разлуки, отягощенной преда тельс твом, прикасаются друг к другу: « Опустившись пред не й на колени, цепкими с тан ее охватил он руками; он лицом прижался к коленям, судорожными разразился рыданиями – рыданиями неизвестно о чем: безотчетно, бессты дно, безу держно за хо дили широкие плечи…» [2, с . 412].

Из контекс та да нного эпизода видно, что Нико лай Аполлонович да вно не испытыва л чувства материнс кой теплоты, чувс тва по коя, по ддержки со стороны родного челове ка и просто прикосновения родны х рук, поэтому сын не просто обнял, он «охватил ее руками». Слово «охватил» то лкуе тся, ка к «воспринять це ликом», то есть Нико лай Аполлонович хочет по лностью защититься о т  окружающих, от с воих внутренних противоречий, он хоче т спрята ться в объятиях матери [8]. Своеобразным примирением и с собой, и с жестокой действительнос тью, и с коварной судьбой с тановятс я мужские «рыдания» Нико лая Ап полоновича. Перед нами нас тоящий, живой человек глубоко несчастный и о динокий.

Еще о дин жес т, связа нный с символикой романа, раскрытием его идейного содержания – улыбка. Улыбка, в отличие о т поце луев и объятий в романе предс тавлена доста точно часто, но, как извес тно, данный жес т час то скрывает ис тинные чувства или маскирует правду. В одном из эпизодов романа «Петербург» перед чита те лем Нико лай Аполлонович, ко торого на балу у Цука товы х обличили в том, что это он бы л маской домино, ч то характеризуе т пове дение сына Аполлона Аполлоновича совсем не как мужское по тому, что он прячется за маской для с воих коварны х це лей: «Николай Аполлонович, ка к за травленный зверь, ка к-то жалко оскалился сумасшедшим лицом, силясь смеяться, но улыб ка не вышла …» [2, с. 169]. При творная улыб ка Николая Аполлоновича, которая, как говорит сам автор у него «не вышла». Герой хочет скры ть о т окружающих с вою неловкос ть, но, то ли о т неумения, то ли от то го, что он понял о бессмысленности этих дейс твий, у него получилось только оскалиться. А скалиться свойс твенно лишь затравленному зверю, загнанному в угол, у которого нет другого вы хо да. Поэтому сфальшивить Николаю Аполлоновичу не удалось, а значит, ему придется лишь подчиниться обстояте льс твам.

Ита к, в романе «Петербург» показан широкий спе ктр психо логических жес тов, ко торые в целом ряде случаев открываю т ранее не замеченные смыслы, выводят читате ля в иные символические плас ты произве дения. Жестовые нюансы, вс тречающиеся в романе «Петербург» намечают один из с квозны х мотивов романа – лживос ти семейны х и общественны х о тношений, как это ни пара доксально, он ярко прослеживае тся именно в телесном пове дении персонажей.

 

Спис ок лите ратуры

1.           Байбурин А., Топорков А. У ис токов этике та. – Л .: Наука , 1990. – 165 с.

2.           Белый А. Петербург. – М.:Республика , 1994. – 559 с.

3.           Бердяев Н. Кризис искусства. - М.- СП. : Интерпринт, 1918. – 41 с .

4.           Жадунова            Н.В.   Этикет.             [Эле ктронный             ресурс].   –    Режим   доступа: http://prof.mrsu.ru/e xt/inde x.php?option=com_content&view=artic le&id=59:eticet&cat id=29:etic &Ite mid=19, свободный. – Проверено 27.10.2014.

5.           Крейдлин Г. Невербальная семиотика. - М .: НЛ О, 2002. – 581 с .

6.           Лавров А.В. Мемуарная трилогия и мемуарный жанр у Андрея Белого // Белый А. На рубеже дву х столе тий. В. 2 кн. Кн. 2 М .: Ху дожественная литература, 1989. – 1043 с .

7.           Мильков Д. Э. Русский  литературный авангард: Поэтика жес та. Симво лизм – футуризм – обэриу: Автореф.

дис …к.ф.н. – СПб : Российский государственный пе даго гический институ т им. А.И. Герцена, 2000 – 21 с .

8.           Оже гов      С.И.     Толковый     словарь    русского     языка.    [Электронный    ресурс].     –     Режим     доступа: http://ozhegov.textologia.ru/search/?q=740&sch=% ED% E5% E7% ED% E0% EA% EE% EC% E5%F6&x=0&y=0, свободный . – Проверено   27.10.2014.