Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБРАЗ МАТЕРИ-ДЕСПОТА В РАССКАЗЕ З.Н.ГИППИУС «ЯБЛОНИ ЦВЕТУТ»

Авторы:
Город:
Елабуга
ВУЗ:
Дата:
06 ноября 2014г.

В мужском каноне писа те лей XIX  ве ка образ матери являе тся одним из центральны х. Ча ще все го он идеализированный, канонизированный. Стоит вспомнить романы И.А.Гончарова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Во второй половине XIXве ка женский образ начал меняться. В нача ле века деспотами и тиранами чаще всего изображались мужчины, уже к концу с толе тия женс кие образы ста ли носительницами да леко не идеальны х качеств – это Арина Пе тровна Головле ва - героиня романа М.Е. Са лтыкова -Ще дрина «Господа Головлевы», лицемерная мать, тиранящая своих жертв -детей; Ольга Сергеевна Ба харева из романа Н.С.Лескова «Некуда», Марфа Игна тьевна Кабанова - героиня пьесы А.Н. Ос тровского «Гроза» и другие.

Изменение литературны х образов связано с появлением феминизма. В большом то лковом словаре слово феминизм имеет следующее понятие :«стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества»[1, с.1419]. Феминизм с тал распространенным понятием, которое освещалось по -разному русскими литераторами. Это т вопрос был о дним из самы х главны х, широко обсуждаемы х в ху дожественной и научной литературе.

В России «новое» отношение к женщине формировалось в демократической мужской среде. Толчком для развития русской эмансипации служили научно -публицис тические работы В.Белинского, А.Гер цена, Н.Чернышевского, Н.Добролюбова, Д.Писарева и других писа теле й, критиков и учены х.

Чернышевский виде л в женщине че ловека равного мужчине, участницу общес твенного  движения. Писате ль был с торонником женской эмансипации с ранней молодости. Об этом свиде те льствуют его дневники и переписка с невес той. Он был убежден, что «жена должна быть равна мужу» [5, с .223].Нова торство Писарева во взгляда х на женс кую эмансипацию заключа лось в том, что он в бесправном положении женщины обвиняе т не только общественные отношения, но и конкретного мужчину. В статье «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова» критик отмечает: «Мужчина гнете т женщину и кле веще т на нее <…> Пора, мне кажется, с каза ть решите льно и откровенно: же нщина ни в чем не виновата . Она пос тоянно являе тся страда лицей, жертвой <…>» [4, с.95].

Особую позицию в по лемике по женс кому вопросу занял М.Е. Са лты ков -Щедрин. Он не о трицал необхо димости равноправия женщин и мужчин в сфере морали и семейных отношений, образования и трудоустройства, но писатель осужда л элементы фривольности в трактовке этого вопроса, консервативной печатью, выступа л против ву льгарного понимания женской эмансипации.

Женщины-поэты пренебрегают с ловом «поэтесса», они считают, ч то это ограничивае т возможность самовыражения и указывает на их женс кую персону. Зинаида Гиппиус решае т э ту проблему по -своему, она пишет по д мужскими псевдонимами: Антон Крайний, Товарищ Герман. Даже тогда, когда она повествует от своего имени, писате льница отдае т предпочтение не фамилии по мужу Мережковская, а фамилии в девичестве – Гиппиус, ко торая, со своим ла тинс ким окончанием, выглядит как мужская. В стиха х и рассказа х Гиппиус час то выступает о т имени мужчины, но доминирующим образом является женщина. Так в рассказе «Яблони цве ту т» встречается образ матери-деспо та. «Любовь» материк своему сыну в произведении -  э то форма власти, мучительства , тирании. Милю ков назвал таких женщин «Тартюфами в юбке» [3, с .71].

Рассказ начинае тся с вопроса, ко торый задае т себе герой: «Зачем она так с дела ла, ч то я не умею жить без нее? Это она сделала , я не винова т <...> мать моя сдела ла та к, что я умираю без нее. Если челове ка держа ть в тепле всю жизнь, а потом неодетого выгна ть на два дцатиградусный мороз, он непременно умрет. И я умру. Умру из-за нее»[2, с.25].

Мать и сын всю жизнь были едины . Она свою любовь отдава ла единс твенному ребѐнку. Герои не могли существова ть друг без друга ни единой секунды . Чита тель удивлѐн идеальным их взаимопониманием, преданностью , появляе тся ощущение, ч то перед нами идеальные отнош ения матери и сына. В портре те матери сын ищет с хожие черты: «<…>красивое и не жное лицо, ка к у мамы» [2, с .25]. Гиппиус и в портре те героини выде ляе т сравнения: «А мама была такая молодая, тоненькая, как девочка, с большими черными глазами, свежая, блестящая; пла тье ее шумело при быстры х движениях, и веяло от нее какими -то с транными ду хами, – я так и не узнал, как они назы ваютс я. Запа х их на поминал самую раннюю весну» [2, с.27]. Портре т матери очень привлека те лен, но  она похожа на красивую куклу с большими гла зами, потому  что эта героиня, как выяснится далее , не способна никого сдела ть счастливым, кроме себя. Образ матери для сына идеален, ему нравилось, когда его сравнивали с ней, ко гда она смотрит на не го, слушае т. Мальчик получил домашнее образование, с л ѐгкостью выдержал экзамен на аттес тат зре лости, пристрастился к музыке, поступил в московскую консерваторию, но , тем не менее, оставался мальчиком, который не в состоянии был совершать самостоятельны х поступков, поскольку боялся разочаровать мать, заста вить еѐ «хмуриться», расстраива ться. Герой боится жизни, старается везде сопровождать ту, которая ста ла единс твенным смыслом существования. Время отсутс твия матери дома герой переносил очень болезненно: бросал занима ться музыкой, почти не ел, сильно нервнича л , худе л и чувствовал себя брошенным.

Читате ль замечает сложную психоло гическую проблему. Психо логи утверждаю т, что главная за дача родите лей суметь воспитать ребѐнка так, чтобы он был адаптирован в общес тве. В рассказе же мы наблю даем за образом матери-собственницы, ко торая родила сына только для себя и делить его не с кем не намерена, превратив в послушного раба. Последс твия данного воспита ния приводят сына к неуверенности,  ощущению отчужденнос ти, нервности, безликос ти. Своей «любовью» ма ть превра тила ребѐнка в безво льного   и беспомощного человека, который не сможет жить без неѐ.

Вну тренние монологи молодого человека пугают читате лей: «Ес ли я ска жу, что любил ее – это будет не то слово: нелюблю я возду х, пищу, – а жить без них не могу. Я знаю, что я слабый, слабый человек. У меня нет силы сдела ть против себя, не страда ть, ко гда я с традаю<...>» [2, с.31]. Влияние матери на сына развили у него «эдипов комплекс». Герой воспринимает мать ка к женщину, объект вожде ления.

Удивительно то, что главный герой, выросший в любви совершенно не готов любить никого, кроме матери. Вс тре тив дочь Корнеевой соседки, он в очередной раз сравнивает де вушку с матерью и чувствует, что не т того с хо дства, к  которому он привык. Образ матери и естес твенной, живой де вушки диаметрально противоположены. Несмотря на это, между молодыми лю дьми быстро нашлись общие темы для бесе ды, что и послужило причиной их дальнейших вс треч. Свидания героев про ходили в са ду, где они могли наблю дать за яблонями и, как оказалось, оба были любите лями красивы х пей зажей. Не случайно  появляе тся образ яблони. В мифологии яблоко – это олицетворение маленького ребѐнка, а яблоня – символ материнской любви. Не льзя не заметить авторской иронии, ве дь герой давно вырос, а мать его всего лишь эгоис тичная натура. Одна ко совершенно точно совпадае т цве тение яблонь с «весной» в жизни главного героя.

Отношения с Мартой герой называ л « туманом», в этом тумане он смог позабы ть о неразрывной связи со своей матерью. На протяжении нескольких  дней встречи героя с матерью были мимолетными и проходили в молчании. Узнав об увлечении сына, героиня тут же «бросилась в атаку». Она сообщила ему, что не примет отношений с соседкой и нашла в ней массу недос та тков: «она со страннос тями», «распущена с де тс тва», «дурочка, или уж чересчур умна». Мать изменилась, она понимала, что сын должен принадлежа ть то лько ей и ни с кем не намерена была его «делить». Героиня признается, что не может быть «пассивно -нежной матерью», и упрекает сына в том, что он не уделяет сто лько времени ей, сколько она и напоминает о том, что потратила на него «всю жизнь».

Герой принимает решение в после дний раз пойти в сад и нас ла диться е го красотой. В са ду он вс тречается с Мартой, которой признается в любви. Мо лодой человек испы тывае т чувство стра ха и на хо дится в ожидании чего-то нового и неизвестного.

От сильной ненавис ти к поступкам сына мать в одну ночь похудела и осунулась, а затем заболела и умерла от дифтерита, но она , по уверению героя, с де лала это нарочно, чтобы не изменить себе и не простить его. Действия ма тери приводят к тому, чтосын не видит свою будущую жизнь без нее и пытае тся по еѐ примеру уйти из жизни.

Ита к, в рассказе З. Гиппиус мы можем увидеть характерный для конца ХIХ начала ХХ века мускулинный женский тип. Героиня, неуверенная в себе, чувствует с вою слабость пе ред другими женщинами и силу перед мужчинами. Превратившись в мать -одиночку, она воспитывае т феминного мужчину, развивая в нѐм «эдипов комплекс». Но самым страшным оказывается то, что героиню ничуть не пугает сложившаяся ситуация, напротив, жизнь еѐ разрушае тся тогда, когда появляе тся с тра х ос та ться о динокой, брошенной.

 

Спис ок лите ратуры

1.           Большой толковый с ловарь русского  языка./ Сост. и гл. ре д. С.А. Кузнецова . – СПб.: «Норинт», 2000. – 1536 с.

2.           Гиппиус З. Чер това кукла. Проза. Стихо творения. Ста тьи. – М.:Современник, 1991. – 588с .

3.           Милюков А.П. Мертвые души большого света (« В ожидании лучшего, роман В.Крестовского») / Милюков А.П. Отголоски на литературные и обществе нные явления: Критические очерки. – СПб .: Типография Ф.С. Сущинс кого,1875. – С.58-81.

4.           Писарев Д.И. Литера турная критика в тре х тома х. – Л.: Ху дожественная литера тура, ЛО, 1981. – Т.2. – 308с.

5.           Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. В 15 т.– М .: Гослитизда т, 1939-1953. – 235 с.