Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОТИВ МЕТАМОРФОЗЫ В РАССКАЗАХ Г.ГАЗДАНОВА 1940 –1960-Х ГОДОВ

Авторы:
Город:
Иваново
ВУЗ:
Дата:
06 ноября 2014г.

Наша работа посвящена одному из доминантны х мотивов прозы Г. Газданова 1940 - 1960-х го дов - мотиву метаморфозы. В контекс те на шего исс ле дования мы бу дем ис хо дить вс ле д за Б.М. Гаспаровым из то го, ч то мотив -  это  повторяющийся  элемент,    характеризующийся  повышенной,  с тепенью  семиотичности,  обла дающий устойчивым набором значений. В роли мотива може т выс тупать любое смысловое «пятно» художес твенно го текс та – отде льное слово или словосочетание, событие , черта характера, элемент ландшафта , люб ой предмет, краска, звук и т.д.; мотив может бы ть прямо назван или лишь уга дыва ться на уровне подтекс та.

Мотив являе тся инвариантной неразложимой частью произведения, «не делимой тематической е диницей». Раз возникнув, мотив, повторяе тся затем множество раз, обогащаясь каждый раз новым смыслом, приобретая новые очертания и вступая во все новые сочетания с другими мотивами. При этом единс твенное, что определяе т мотив, - это его репродукция в те ксте и за пре делами текс та отде льного произве дения. В самом общем смысле - мотив - семантический повтор[2].

Центральными мотивами поздни х расска зов Г.Газданова являю тся мотивы смерти, поис ка смысла жизни, метаморфозы, памяти, музыки. Все эти м отивы могут бы ть в рассказа х Г.Газданова как сюже тообразующими, так и периферийными, в це лом, образуя сложно организованную сис тему.

Мотив, опреде ляющий, на наш взгляд, специфику ху дожественного мира писателя, - это мотив перевоплощения, метаморфозы, который явно или имплицитно все гда имеет место быть в ху дожественном мире Г. Газданова.

Так, в рассказе « Княжна Мэри» до после днего момента сохраняе тся интрига , связанная с именем героя. Г. Газданов с необыкновенным мастерством показывает нам череду перевоплощений героя, который, казалось, прожил не о дну, а множество жизней: ве л по луголо дное существование нище го русского эмигранта, ощущал себя юной светской львицей, когда писал для га зеты и, наконец, бы л писате лем, созда те лем ху дожественного мира, где он проживает тра гическую судьбу своей героини. Для автора принципиально, что все эти уро вни бытия героя существовали одномоментно, не смешиваясь и не пересекаясь. Как проис хо дили метаморфозы «я» героя мы не знаем, в рассказе конста тируется лишь их наличие.

Мотив перевоплощения с тановится сюжетообразующим и в рассказе «Письма Иванова», где гла вный герой пишет письма от лица несуществующего Иванова. Он предс тавляе тся то парализова нным инвалидом, имеющим больную жену, то несостоявшимся композитором, «умирающим от чахо тки», то постепенно слепнущим, то попавшим по д автомобиль.

Эта жизнь «на грани», во множестве «я» приводит к тому, что на героя-рассказчика и на других людей, его окружающих персонаж производит с транное впечатление чего -то нереального и ускользающе го: «Николай Францевич возника л в моей памяти как персонаж из какой-то ненаписанной кни ги, как образ, явно созданный чьим-то воображением, кем -то подробно  обрисованный, но в который неизвес тному автору не удалось вдо хнуть подлинную жизнь, о тчего э тот герой каза лся несколько искусс твенным, ус ловным…», – пишет Г.Газданов [1, Т.3, С.583].

Подобное восприятие и оценка героя не обусловлены внешними обстояте льс твами его жизни, это скорее интуитивное прозрение рассказчика: «Ни о ком так часто не говорили слова «каже тся», как о нем. Он, каже тся, из какой-то очень северной губернии. Он, каже тся, жил одно время наБлижнем Вос токе. Он, ка жется, был жена т. Он, каже тся, в с вое время был состояте льным человеком. Он, ка жется, пише т какие -то ста тьи поэкономическим вопросам. Он, каже тся, кончил университе т за границей» [1, Т.3, С.584].

И дейс твительно, герой только каже тся, ч то живе т: он создае т себе десятки трагических био графий, биографий насколько  убедите льны х и подробны х, ч то  нет сомнения в том, что  она их  в полном смысле слова «прожил». И с ложно сказа ть, ка к это час то бывает у Газданова, какая из ипостас ей для героя подлинная. После смерти очевидно лишь то, что герой жил двойной (множественной) жизнью и не был тем челове ком, которого все знали. Но каким он бы л на самом деле? Эта после дняя истина ускользает и о т рассказчика , и от чита теля.

Герои рассказов «Княжна Мэри» и «Письма Иванова» во многом похожи – они оба существуют благо даря своим перевоплощениям. И в том, и в другом случае мотив перевоплощения оказывае тся основным в структуре сюжета.

Однако мотив метаморфозы может быть решен и иначе: граница може т быть проведена не между различными планами существования человека , а между повседневным миром и вечностью. Музыка при этом становится о дной из граней призмы, через которую вечность отражае тся в повседне вном.

Приведем лишь неко торые примеры. Так, в рассказе с характерным названием «Третья жизнь» (третья жизнь у Г. Газданова -  это всегда метафора самой подлинной, самой глубинной, сущностной ипостаси существования челове ка) погружение в третью жизнь сопровождае тся музыкальными впеча тлениями: «И лишь изредка из-за все го этого доносились да лекие звуки, не доступные, не достижимые, но звучавшие только для меня и заставлявшие  холо де ть мое сердце. Это были звуковые тени тре тьей жизни, оставлявшие меня всякий раз в состоянии жажды и душевного изнеможения» [1, Т.2, С.372].

В рассказе ,  «Исчезновение  Рикарди»,  музыка  также  являе тся  проводником  в  другой  неверный  и ускользающий мир мечты и сновидения: «Сквозь убывающий, редею щий шум  сдержанной речи начинали до хо дить до после дних мест вер хних ярусов невнятно с труившиеся зву ки рояля <…> в темноте те перь уже окончательно умолкнувшего   зала    возникала   точно   стеклянная,  сотрясающаяся  постройка ,  прозрачная  и застывающая музыка льная с трана, меняясь с волшебс твом сновидения: она становилась все прозрачнее и прозрачнее к концу, – и когда лампы снова зажглись – от нее уже ниче го не оста лось» [1, Т.2, С.302].

Мотив музыки в неромантическом мире Г.Газданова становитс я знаком пере хода между измерениями, посредником между различными уровнями «я» героя или уровнями бытия, знаком преображени я не только человек, но и мира.

Мотив метаморфозы может быть связан и с темой смерти, которая звучит поч ти в каждом рассказе 1940 – 1960-х го да. В поздних рассказа х Г.Газданова смерть оказывается не просто у хо дом человека из жизни, а дорогой к свободе и вечности. В рассказе «Княжна Мери» и быт «вино, карты и нище та», и профессии персонажей («портниха , а ктер, боксер или гла диа тор и, наконец, писа тель») оказы ваются лишь внешней оболочкой вечной тайны жизни и смерти: «И вдруг мне показалось, что я совершенно отчетливо услыша л чей-то дале кий голос, ко торый сказа л по-французски     э ту фразу: « Ho они вышли из вечности, ч тобы снова там потеряться» [1, Т.3, С.503]. Иными словами, смерть у Г.Газданова оказы вается пере хо дом в иное, а не финалом или концом.

Писате ль «исс ледуе т» явление смерти: его интересует то лько сам момент у хода че ловека из жизни, а оказывается  важна  рефле ксия  проис хо дяще го:  особенно  это  очевидно,  когда  речь  иде т  о  посмертном «преображении» героя в том или ином смысле. В рассказе «Па нихида» : преображение затрагивае т ка к самого умершего («и теперь получалось впечатление, что вот жил Гриша, а умер другой человек, Григорий Тимофеевич»),  так  и  все,  окружавшего    его,  включая  людей:  «Все посетите ли  кафе,  друзья  Григория

Тимофеевича, были уже там, у всех бы ли те изменившиеся, почти неузна ваемые лица, которые бывают у лю дей в этих обс тояте льс тва х» [1, Т.3, С.534 – 535].

В рассказе «Нищий» смерть героя наступает мгновенно: «сде лал нес колько шагов, упал и умер», но задолго до этого герой отказывае тся от своей благополучной жизни и становится нищим, смерть лишь довершает его метаморфозу: потеряв все, он обретае т более глубокое понимание мира и становится ближе к вечности. После смерти тело его оказывае тся по хоронено с почестями в семейном склепе, но душа его уже ни кому и ничему в этом мире неподвлас тна.

Мотив метаморфозы у Г. Газданова прочно связан и с темой памяти. Герои рассказов живут одновременно в нескольких измерениях и сложно сказа ть, ч то более подлинно: реальнос ть воспоминаний или реальность настоящего.

К примеру, в рассказе «Судьба Са ломеи» воспоминания оказываются лишь «движением теней», обращение к прошлому оборачивается пустотой, ко торую нельзя запо лнить никакими воспоминаниями, но в рассказе «Хана» герой настолько глубоко погружен в мир своих прошлы х в печатлений о Хане, ч то благополучный роман с ней в настоящем оказывается для не го непереносимо тягостен и он отка зывае тся от не го в пользу воспоминаний и мечты.

Ита к, мотив перевоплощения, метаморфозы один из инвариантны х для прозы  Г. Газданова  1940 – 1960-х годов. Пограничность сущес твования большинс тва героев, жизнь в нескольких ипостасях, маски, погруженность в воспоминания или ощущение причастнос ти вечному – вот только  неко торые из форм художес твенной реализации мотива.

    

 

Спис ок лите ратуры 

1.           Газданов Г. Собр. соч. в 5 т. М., 2009.

2.           Гаспаров Б. М. Л итера турные лейтмотивы . Очерки по русской литературе XX ве ка. М ., 1993.