Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНЫЕ ЛОВУШКИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

Эмоциональный аспект игры, как занятия крайне приятного, противоположного трудовой (тяжелой) деятельности может формировать у человека гедонистическое мировосприятие. В игре человек забывается, социальные и семейные проблемы уходят на задний план, негатив растворяется в игровых процессах. Человек с помощью всевозможных и доступных сегодня игр испытывает включенность в социокультурный контекст. Хотя, это с одной стороны, может казаться позитивной стороной, тут может существовать и ловушка, из которой человеку, почувствовавшему гедонистический привкус игровой деятельности, очень сложно выбраться.

Сегодня сфера игровых развлечений финансово крайне рентабельна, и игровые методики здесь используются для получения прибыли на желание человека отдыхать и играть, т.к. это довольно естественная потребность для него. С большой изобретательность и коварством культура доставления наслаждений, манипулируя желанием поиска себя, желанием быть «кем-то другим» и состояться, создают иллюзорность достижения этих целей. Производится торговля жизненными ценностями и смыслами, где достижение успеха и статуса – преимущественны.

Игровая индустрия в рамках сферы развлечений перепрограммирует человека обычного в человека- потребителя неисчерпаемых бесконечных удовольствий. СМИ и вся медиа сфера презентует жизнь как сплошное наслаждение, поток розыгрышей и призов, развлечений без конца. Реальные и виртуальные призы разыгрываются постоянно. Жить –  значит развлекаться и отдыхать. Это, как утверждал Хейзинга, ведет к деградации культуры, с чем нельзя не согласиться.

Возможность создания отрицательных форм социального взаимодействия при главенствовании СМИ и электронных источников информации хорошо проиллюстрирован в произведениях Рея Бредбери [1]. Люди, потребляющие эту информацию, полностью зависимы от телевизионных и радиопередач. Таким способом создается иллюзия постоянного непрерывного наслаждения, тотального эгоцентризма и желания оценивать. Но при этом следуют жесткие меры наказания за всякое отступление от установленных форм поведения и юридических норм.

Сегодня существуют миллионы различных игр: настольные, компьютерные, социальные, спортивные и т.д. Все они приносят большое удовольствие человеку. Но одержимость любой из игр всегда может стать проблемой. Почему так происходит? Как приятное занятие человека подсаживает на крючок? И как этот механизм направить на доброе дело?

Михай Чиксентмихайи – знаменитый исследователь состояния счастья у людей, утверждает, что все мы можем приручить процесс счастья, нужно только попасть так называемый поток. Поток – это ощущение полного активного вовлечение в занятие, приносящее радость и удовольствие. Суть в том, что поток находится в зоне, когда твоих способностей и навыков уже достаточно для выполнения более трудной задачи, но еще не хватает для того, чтобы ее выполнить с легкостью [6]. Соответственно при увеличении уровня навыков, необходимо выполнять все более сложные задачи для того, чтобы ощущать себя счастливым. Именно этот механизм используют большинство компьютерных игр.

Говоря о компьютерных играх стоит заметить еще один момент. В игре можно делать то, что практически нереально в обычной жизни. Воплощение себя тем или иным персонажем, а также действия, которые недоступны в реальности – опьяняют. Н.Маркова потверждает это: «Важное звено невидимой идеологии - мультимедийные игры. Игрок, включенный в игру, по много раз проделывает то, что в реальной жизни наказывается как преступление» [3, c. 247]. И игра совмещающая в себе столько функций и возможностей за раз, не может быть не привлекательной, особенно для подростков и людей, оказавшихся в затруднительной ситуации в жизни (неудачи в карьере или семье). Конечно, именно на таких уязвимостях и наживаются создатели подобных игр.

Формируемый стиль праздной жизни, подчеркнуто праздной, даже не пытается прикрываться моральными и этическими оправданиями подобной жизни. СМИ в подробностях, заполоняя этим эфиры, описывают и показывают, как развлекаются представители искусственно «элиты», образ и само существование которой и создано этими СМИ. Потраченные в огромных количествах деньги, публикация подобных мероприятий в СМИ, затраченные на них ресурсы и ажиотаж, созданный вокруг, зачастую, пустышек – казалось даже не должен вызывать у людей негативную реакцию и отторжение подобного образа жизни.

Такая праздность, не оправданная моральными и духовными законами или мотивами, ведет к разрушению внутреннего мира человека и культуры в целом. Это сформировывает поверхностное с отсутствием критики и собственного мнения, обедненное отношение к жизни и социальным ситуациям. Но подобная искусственно навязанная праздность не способно долго удовлетворять подлинные, в том числе творческие, потребности личности человека. Этот образ мышления и социального движения не может развить и обогатить физический и духовный потенциал человека, а приводит лишь еще к более серьезным внутренним конфликтам, которые как правило, либо приводят к кризису, либо заставляют человека продолжать путешествовать бесцельно по поддельно развлекающим тропам, созданными другими людьми.

Эта внутренняя пассивность – такая особенность деиндивидуализированного человека, как инфантилизм, крайне характерна для нашего общества, требующего постоянных развлечений. На неѐ особо обращали внимание такие крупные мыслители XX века, как Хѐйзинга, Ортега-и-Гассет, Ясперс, Фромм, Мангейм. Хѐйзинга считал инфантилизм характерной чертой современной  эпохи и  предложил для определения еѐ как человеческого социального качества термин пуерилизм, который обозначает «позицию общества, чьѐ поведение не отвечает уровню разумности и зрелости, которых оно достигло»[4, c. 304] .

Пропаганда гедонизма сильно влияет на чувства и мышление молодых людей. Для многих даже ответственные этапы в жизни: школа, экзамены, свадьба, рождение ребенка и тому подобные ситуации воспринимаются как своеобразная игра, но, стоить заметить, как игра несерьезная, противоположная тому виду игры, который помогает преодолевать трудности и созидать.

Стоит заметить, что известный исследователь проблем досуга H.A. Хренов настаивает, что даже в досуге личность не свободна до конца от своих занятий, она в состоянии выбирать наиболее доступные типы деятельности. Он указывает: «Поскольку к жизни их вызывает сама личность, то они являются неинституционализированными, т.е. не контролируемыми обществом, и имеют сугубо индивидуальный смысл» [5, c. 17].

Т.Веблен также исследует состояние праздности. Потребление, в жизни человека обращается в суть показного потребления, потребления и жизни напоказ, состояние существования «за стеклом» [2, c. 367].

Исследуя множество функций игры, будет логичным заключить, что игра может являться мощнейшим инструментом в укреплении социального иммунитета человека. Игра и различные игровые формы расширяет возможности человека, он приобретает ресурсы, позволяющие повысить его устойчивость в социальной системе.

Если субъект сформирует игровое отношение к действительности, это обеспечит его устойчивость в своей социальной системе, даст ему возможность давать отпор гнету социальных институтов, позволит сберечь свое «Я» в полном смысле. Человек в этом случае не сможет раствориться в социуме и не станет человеком без свойств.

Современные технологии достигают такого уровня, что совсем скоро, игры будут преображать нашу реальность в повседневной жизни. Если сейчас еще игра – по большей части, деятельность отделимая от основных дел человека, то совсем скоро даже обыденные вещи будут изменяться так как нам захочется. Человек фактически станет играть с реальностью.

Игровое отношение к жизни позволит нам открыть новые возможность для развития и освоение новых областей знания, с помощью них станет возможно преобразовывать реальность и в частности окружающую человека среду. Можно только фантазировать, каким будет наш мир с такими технологиями. Но существует абсолютная уверенность в том, что если человек, решив ряд сегодняшних проблем глобального значения, прибавив к этому развитии современных технологий, преобразив с помощью них жизнь и свой быт, сможет стать новым видом человека, который будет с помощью всепроникающей игры и современных технологий высокодуховным и думающим индивидом. Культура вновь покажет нам свой своеобразный характер развития и с помощью игры шагнет на новую ступень становления человечества.

 

Список литературы

1.          Брэдбери Р. 451° по Фаренгейту / Пер. с англ. -М.: Московский рабочий, 1988.

2.          Веблен Т. Теория праздного класса / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1984. - 367 с

3.          Маркова Н. Играющие с человеком // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 247.

4.          Хейзинга Й. Homo Ludens. Человек играющий. Статьи по истории культуры / Пер. с нидерл. - М.: Айрис- пресс, 2003. - С. 304.

5.          Хренов H.A. Морфология досуга. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1998. - С.17.

6.          Чиксентмихайи М. В поисках потока. Психология включенности в повседневность. М.: Альпина Нон- фикшн. 2014.