Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКИЙ АНАЛИЗ ПЛЕЧЕВЫХ И ПОЯСНЫХ ИЗДЕЛИЙ ОРЕНБУРГСКОГО ПУХОВЯЗАЛЬНОГО ПРОМЫСЛА

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

Ассортимент изделий оренбургского пуховязального промысла помимо платков включает в себя довольно обширный перечень предметов одежды: плечевые (джемперы, пончо, пелерины) изделия, чулочно-носочные изделия, головные уборы, галантерейные изделия (шарфы, варежки, перчатки) ручного и машинного изготовления.

В последние 10-15 лет достаточно широкое распространение получила одежда из оренбургских пуховых платков благодаря деятельности известных отечественных дизайнеров одежды (Валентин Юдашкин, Анна и Алексей Бородулины, Юлия Серегина, Анастасия Романцова).

Ассортимент коллекций российских дизайнеров включает в себя плечевые (джемперы, куртки, кардиганы, блузы, платья) и поясные (юбки, брюки, шорты) изделия, одежду для детей и новорожденных (платья, пальто, детские конверты).

В условиях отсутствия методики проектирования одежды с применением оренбургского пухового платка модели одежды в течение довольно продолжительного времени создавались на основе творческой интуиции. Полное исследование оренбургского пуховязального промысла (ОПП) обусловило необходимость проведения художественно-конструкторского анализа предметов одежды из пуха козы оренбургской породы.

Целью анализа является характеристика композиционного и конструктивного построения образцов одежды, выполненных с использованием козьего пуха и оренбургского пухового платка для выявления закономерностей гармонизации изделий из пуха оренбургской козы и использования этих закономерностей в дальнейшем дизайн-проектировании изделий с использованием пуха оренбургской козы.

Художественно-конструкторский анализ изделий с использованием пуха оренбургской козы, относящихся к различным ассортиментным группам одежды, проводился по методике художественно-конструкторского анализа (ХКА), разработанной во ВНИИТЭ доктором искусствоведения, кандидатом технических наук, профессором И.Н. Савельевой [1, 2].

ХКА включает в себя следующие позиции: геометрический вид формы, разновидности линий членений по направлению, по виду, по характеру, виды ритмов в различном выражении, симметричность-асимметричность композиционного решения, цвет, закон контраста-нюанса-тождества, пропорциональные соотношения, композиционный акцент, его место расположения и формы его выражения.

Сбор материала для ХКА осуществлялся посредством документального наблюдения, объектом которого являлись фотографии моделей одежды из коллекций различных авторов, созданные в различные промежутки времени с 1996 по 2015 год (глубина исследования составила 20 лет). Для анализа были отобраны цветные фотографии изделий на фигуре во фронтальной проекции (вид спереди и вид сзади, если изображение такового имелось в наличии).

Были проанализированы женские плечевые и поясные изделия из коллекций Валентина Юдашкина, Елены Цокаленко, Анны и Алексея Бородулиных, Юлии Серегиной, Анастасии Романцовой, театра моды «Каприз» (г. Оренбург); театра моды «Лора» (г. Оренбург).

В перечень моделей для ХКА также вошли изделия Фабрики Оренбургских пуховых платков и ООО «Оренбургские пуховницы» мужской, женской и детской плечевой и поясной одежды различного ассортимента.

В перечень изделий для ХКА были включены авторские модели плечевой одежды, созданные известными пуховязальщицами Оренбургской области Р.Р. Якуповой и Е.В. Годововой, а также изделия Советовой Анны и членов творческого объединения «Славянская мастерская» Черновой Елены, Колгановой Дарьи.

Большая часть исследованных плечевых и поясных изделий представляет собой одежду, изготовленную или имеющую декоративную отделку из оренбургских пуховых платков. Остальная часть исследованного ассортимента является швейной и трикотажной продукцией, произведенной из сырья, в состав которого входит козий пух в различных процентных соотношениях.

Количество плечевых и поясных изделий составило 89 единиц.

В результате ХКА среди плечевых и поясных изделий был определен наиболее часто встречающийся вид геометрической формы – прямой. Прямой силуэт одежды – наиболее универсальный и дающий удовлетворительную посадку на фигуре любого типа. Кроме того, прямоугольная форма позволяет наиболее рационально использовать ажурное полотно платка, не искажая орнаментального рисунка.

В исследованных образцах преобладают линии горизонтального направления, что также можно объяснить особенностями композиции оренбургских платков: богато орнаментированная кайма является одним из композиционных центров в платке. Обычное место расположения каймы – край или низ изделия, а горизонтальные линии членений одежды позволяют сохранить и подчеркнуть эту особенность платочной композиции, органично встраивая ее в общую композицию предмета одежды.

Конструктивно-декоративные линии членений как совмещающие в себе две функции, являются наиболее распространенными.

По характеру в изделиях преобладают сплошные и прямые линии членений, что связано с особенностями композиционного построения орнамента оренбургского платка, с нежеланием нарушить красоту его полотна. Кроме этого, прямые сплошные линии членений широко распространены благодаря своей «технологичности», простоте исполнения.

В рассмотренных изделиях среди ритмов, выраженных декоративно и конструктивно-декоративно, распространены прямой равномерный и плавный беспрерывный (на основе прямого равномерного) ритмы. Это связано с большой частотой использования оренбургского пухового платка в качестве декоративной отделки и основного материала, а точнее, характера его орнаментации. Практически все схемы вязания оренбургского пухового платка основаны на ритмах, перечисленных выше. Наличие радиально-лучевых ритмов объясняется присутствием в перечне исследованных моделей некоторого числа изделий покроя «солнце» и «полусолнце» (юбки, пелерины, пончо).

Симметрия – главный принцип построения композиции оренбургского пухового платка. Этот принцип является основополагающим в композиционных решениях рассмотренной плечевой и поясной одежды. В общей массе изделий, к которым был применен ХКА, симметрия преобладает и в конструктивном, и в декоративном решении моделей одежды.

Асимметрия в конструкции и декоративной отделке была выявлена в 3% и 6% случаев соответственно (только в изделиях вида спереди). Несмотря на модную тенденцию последнего времени к асимметрии, этот прием композиционной организации формы костюма не прижился, поскольку не является характерным, исторически сложившимся для промысла.

Среди цветов основного материала первое место занимают хроматические теплые цвета, затем следуют ахроматический белый и ахроматический серый. В связи с совершенствованием технологий крашения и под влиянием модных тенденций цветовая гамма оренбургских пуховых платков значительно расширилась, что повлекло за собой увеличение доли цветных изделий плечевой/поясной одежды. Большое количество белого и серого цветов объясняется тем, что в качестве второго основного материала часто используются полотнища платков классической цветовой гаммы.

Первые три позиции в списке цветов декоративных отделок остаются за ахроматическими цветами - белым, серым, черным, что, скорее всего, связано с хорошей способностью ахроматической гаммы к цветовой комбинаторике.

В моделях одежды наиболее распространен контраст в фактуре (за счет использования в качестве одного из основных материалов шелка, а в качестве второго основного материала – ажурного пухового полотна) и нюанс в светлоте (для изделий, рассмотренных в системе ХКА, характерны пастельные оттенки основных материалов в сочетании с белыми и серыми полотнищами платков). Тождество в цвете превалирует над тождеством в величине элементов из-за частого использования одного цвета в материалах «верха» и «подкладки».

Композиция большинства исследованных изделий вида спереди и вида сзади строится на арифметической прогрессии (53%). Хотя большая часть платочных изделий,   отобранных для ХКА, отвечает параметрам «золотого сечения», необходимость соответствия одежды строению и пропорциям тела человека отклоняет пропорциональные соотношения готового платья в сторону арифметической прогрессии.

Композиционный акцент в моделях одежды наиболее часто выражен декоративно (орнамент вязки).

В большинстве случаев место расположения композиционного акцента в моделях одежды находится в области горловины, талии, низа изделия, в области груди и борта изделия, по всей площади изделия, на плечах, боковых швах изделий. Частота встречаемости мест расположения композиционного акцента приведена в порядке убывания. Как правило, в этих местах располагается самая эффектная часть Оренбургских пуховых платков - зубцы и кайма.

На основании данных о частоте встречаемости элементов и средств в композиции одежды из пуха козы оренбургской породы были сделаны следующие выводы: в одежде из козьего пуха наиболее распространены изделия прямого силуэта с горизонтальными сплошными линиями членений конструктивно-декоративного характера, в которых преобладают плавные  беспрерывные (на основе пропорционально-последовательного), выраженные конструктивно-декоративно, и прямые равномерные, выраженные декоративно, ритмы; симметрией в конструкции и пропорциями арифметической прогрессии, в которых в качестве основного наиболее часто встречаются хроматические теплые цвета, а в декоративной отделке – ахроматический белый, закон контраста и нюанса выполняется для светлотных соотношений, тождества – в величине деталей, композиционный акцент выражен декоративно.

Данное заключение, выведенное экспериментальным путем, можно принять как основополагающее, закрепившееся исторически и требующее дальнейшего расширения и совершенствования дизайн-решений при разработке моделей одежды с использованием пуха козы оренбургской породы.

 

Список литературы

1.     Савельева, И.Н. Методика проведения НИРС по народному костюму: Учеб. пособие /РосЗИТЛП М., 2000

2.     Савельева И.Н., Шершнева Л.П. Художественно-конструкторский анализ одежды (М-во высш. и средне- специального образования РСФСР), М., 1983.- 26с.