Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ И ГИПЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
17 октября 2017г.

Информационная эпоха предлагает нам изобилие разнообразной информации и одновременно выдвигает на первый план проблему ее понимания и интерпретации. Одной из характерных черт нынешней эпохи является также то, какую роль играет в ней наука. Наука становится не только ключевым фактором экономики, но и основным "ньюсмейкером". Ни одно средство массовой коммуникации не обходится сейчас без новостей, прямо или косвенно связанных с научной деятельностью. Это и вопросы философии и истории, и проблемы создания новых материалов и продуктов, и охрана окружающей среды и проблема выживания человека, и практика повседневного существования в мире прогрессивных технологий.

Научный и научно-популярный дискурс имеет ряд особенностей. К ним, на наш взгляд, следует отнести:

-   Принципиальная понятность. Автор, пишущий на научные темы, если, конечно, речь не идет о псевдо-науке или сознательной мистификации, стремится быть понятым наиболее полно и однозначно, отсюда фактологичность, доказательная база, логичность изложения и ссылочный аппарат.

-    Потребность в творческом понимании. Согласно В.В. Налимову, понимание и творчество — синонимы. Понимание по Налимову, - это «перепонимание того, что уже было раньше кем-то понято, распаковано на смысловом континууме, творчество, таким образом, является одним из случаев понимания, непосредственным распаковыванием, того, что остается скрыто, выявлением новых черт и связей» (Налимов 165). В науке эта связь понимания и творчества наиболее видна, так как наука может развиваться только на основе творческой интерпретации знаний, уже накопленных человечеством.

- Гипертекстуальность. Термин гипертекст был введен в обращение Т. Нельсоном еще в 1965 г. для описания документов, которые выражают нелинейную структуру идей, в противоположность линейной структуре традиционных книг, фильмов и речи. «Под "гипертекстом" - писал Нельсон - «я понимаю непоследовательную запись. Обычно процесс письма осуществляется последовательно по следующим двум причинам. Во-первых, потому, что он является производным от речи..., которая не может не быть последовательной (так как у нас для этого только один канал), и, во-вторых, потому, что книги неудобно читать иначе как последовательно. Однако, мысли образуют структуры, которые не являются последовательными - они связаны многими возможными переходами» (Nelson 85).

Как замечает В. Л. Эпштейн, гипертекстовая система позволяет писателю любого текста записать в явной форме сеть идей (мыслей, тезисов, фрагментов) и открывает читателю прямой доступ к этой сети идей автора. Производительность труда писателя и адекватность восприятия материала читателем при этом возрастают, так как исключаются промежуточные трансформации. Оперируя вербальными и невербальными представлениями, гипертекстовые (гипермедиа) системы позволяют выдавать пользователю ("читателю") информацию в наиболее эффективной форме с учетом не только сущности информации, но и индивидуальных психофизиологических особенностей пользователя. (Эпштейн)

Как замечает Эпштейн, гипертекст не является чем-то новым, ранее неизвестным. Примером гипертекста в докомпьютерную эпоху могут служить различные религиозные писания, широко использующие многочисленные сноски, ссылки, комментарии и комментарии на комментарии, что позволяет читать их нелинейно.

Научным и научно-популярным текстам также всегда была свойственна гипертекстуальность (полемика, рецензии, рефераты, популярные изложения и т.п.), но только с развитием Интернета гипертекстуальность смогла реализоваться в едином обозримом пространстве, где от одного фрагмента гипертекста до другого один «клик». При этом авторы блога или сайта формируют гипертекст, исходя из своих задач и предпочтений. Таким образом, современные технические возможности с одной стороны, способствуют взаимопониманию автора и читателя, а следовательно способствуют активному, творческому пониманию информации и использованию ее для порождения новых смыслов. С другой стороны, создаются благоприятные возможности и для манипуляции читательским восприятием. Соответствующее расположение фрагментов гипертекста, порядок их предъявления читателю, могут способствовать созданию ложных причинно-следственных связей и навязывать читателю определенное представление об относительной важности событий и фактов, о которых идет речь. Особенно это характерно для публикаций о науке, предназначенных для широкого круга неспециалистов в политических сетевых изданиях (блогах, интернет-версиях газет, социальных сетях).

Мы рассмотрим титульные страницы блогов ряда неправительственных организаций занимающихся вопросами исследования природы и защиты окружающей среды. Это Nature Institute, Concervation, Wildlife Conservation Society, Greenpeace. Все они так или иначе представляют научную информацию, и все имеют гипертекстуальный характер, то есть являются фрагментами гипертекста. Титульная страница представляет собой фактически индекс материалов по теме издания с краткими аннотациями и линками, содержащими побуждение нажать и ознакомиться с подробным содержанием материалов. Для того, чтобы воздействовать на читателя, заинтересовать его и повлиять на его образ мыслей все они прибегают к различным средствам актуализации гипертекстуальности. Эти средства можно назвать риторико-технологическими. Подобно другим риторическим средствам, они ставят своей целью воздействовать на адресата текста, но их особенностью является то, что воздействие это осуществляется с помощью компьютерных технологий. Гипертекст может существовать и вне интернета, но рассматриваемые приемы — порождение интернета.

В исследуемом материале нам встретились следующие приемы воздействия на читателя посредством актуализации гипертекстуальности.

1. Расположение материала. Каждая запись, вернее, ее часть, которая видна на титульной странице, образует гипертекст с другими записями, каждая усиливает воздействие другой. Для примера возьмем политически ангажированную организацию Гринпис. На странице пять новостей (точнее, их анонсов), отобранных редакцией. Их темы: борьба за ядерное разоружение, наступление нефтяных компаний на амазонский риф, победа над компанией, занимавшейся ловлей тунца, насилие против коренных народов Мексики. Эти новости вместе образуют гипертекст, посвященный борьбе за защиту окружающей среды, ее успехам и поражениям.

2.      Побуждение читателя к знакомству с другими фрагментами гипертекста. Обычно оно осуществляется с помощью линков, нажимая на которые, ты можешь прочитать еще что-то по теме. Прямо на линках располагаются надписи, часто это директивы : read more, see more, help now, read the story, see photos, read the article и т.п. Директивы могут сопровождаться мотивацией - указанием на то, почему надо нажать на линк:

Visit our Calendar of Events to learn about upcoming events.(N) To find out more about this book, click here. (N)

В вышеприведенных примерах мотивация выражена с помощью инфинитивов в функции обстоятельства цели.

Встречаются и формально повествовательные предложения, представляющие собой косвенные речевые акты, призывающие нажать на линк и получить дополнительную информацию:

Details available in our bookstore. (N)

Линки могут быть также организованы наподобие оглавления в книге, то есть образовывать иерархию. Например: Our work:wild places:Africa:Central Africa and Gulf of Guinea (WCR)(https://www.wcs.org/our-work/regions/central-africa-gulf-of-guinea)

Другим распространенным способом являются оборванные предложения с многоточием. Чтобы дочитать до конца, читатель должен нажать на линк или на иконку:

It took two years of relentless campaigning and nearly 700,000 concerned people from around the world , but today we are sharing the good news that together we convinced the world’s largest tuna company to clean up its act! Tuna... (G)

3.   Средства служащие для закрепления связи читателя с авторами и организацией, которую они представляют. Сюда относятся призывы (прямые и косвенные директивы) подписаться на рассылку новостей, чтобы формирование гипертекста в сознании читателя и дальше происходило в том ключе, который задан авторами:

Get notified about crucial issues, WCS's work, and ways you can help! (WCS)

Поскольку построение гипертекста и лежащее в его основе понимание -- процесс творческий, он должен воплощаться в каких-то действиях. Это могут быть как абстрактные призывы: Stand for Wildlife, так и более конкретные идеи, например:

Start your own campaign:

Is there a local issue that you care about? If you have an idea to make your community, your school, your local environment, or the entire planet a better place, then start your own petition to make that change happen on GreenpeaceX.

Here is a great set of tips on how to create and win campaigns for the environment from a former Greenpeace strategist, to help your campaign flourish. (G)

Данный пример, помимо своей вербальной составляющей, является набором линков (подчеркнуты), пройдя по которым читатель найдет тексты, которые ему могут понадобиться, чтобы разработать свою собственную кампанию.

4.   Описание деятельности организации. Здесь могут даваться указания на научность подхода, что во-первых, способствует убеждению читателя в серьезности, добросовестности, авторитетности организации, а во-вторых, делает сайт организации фрагментом некоего научного гипертекста.

WCS uses science to discover and understand the natural world. This knowledge helps us engage and inspire decision-makers, communities, and millions of supporters to take action with us to protect the wildlife and wild places we all care about.

Join a community of over one million people helping protect the wildlife and places we love.(WCS)

The Nature Institute, founded in 1998, is a small, independent not-for-profit organization in upstate New York with a proven track record for incisive and thoughtful research studies, publications, and education programs. The Institute serves as a local, national, and international forum for research, education, and the exchange of ideas about the re-visioning of science and technology in an effort to realign humanity with nature.(N)

В самих публикациях также присутствует много ссылок на ученых и научное знание, которые должны придать вес и авторитетность деятельности по сохранению природы и одновременно способствовать формированию гипертекста. Например:

Researchers, naturalists, explorers and broadcasters are joining the call for oil companies to leave the Amazon Reef alone. The latest call to protect the reef came as an open letter highlighting the importance of this unique... (G)

Другой стратегией, также указывающей на достоверность знания, является обращение к опыту обычных людей, местных жителей, к традиционным практикам:

Partnering with indigenous groups around the world, we pair local expertise with long-term financial support to make a lasting impact. (С)

Эта стратегия также ведет к образованию в сознании читателя гипертекста, но уже несколько иного.

Researchers, naturalists, explorers and broadcasters are joining the call for oil companies to leave the Amazon Reef alone. (G)

Современные интернет-технологии, как мы видим, являются источником новых риторических приемов, основанных на сочетании языковых и технологических возможностей. Особую роль среди них играет использование гипертекстуальности. Современный гипертекст представляет собой потенциально безграничный массив фрагментов, но на практике формирование гипертекста это творческий процесс, основанный на понимании и установлении связей. Интерес представляет вопрос, в какой мере он представляет индивидуальный творческий акт читателя и в какой он обусловлен деятельностью авторов интернет-публикаций.

 

Список литературы

 

1.       Налимов В.В. Спонтанность сознания.М.:Парадигма, 2011.

2.       Эпштейн В.Л. Введение в гипертекст и гипертекстовые системы [Электронный ресурс] // Науково- дослідницька  лабораторія лексикографічного моніторингу (НДЛЛМ):           сайт <http://www.lingvolab.chat.ru/library/hypertext.htm> (дата последнего обращения: 02.08.2017)

3.       Nelson, T.N. A file structure for the complex, the changing, and the indeterminate // in: ACM 20th National Conference - Proceedings (Clevelend, Ohio, 1965) pp. 84-100.

 

Источники примеров

 

1.       N - http://natureinstitute.org/ (дата последнего обращения: 09.08.2017)

2.       G- http://www.greenpeace.org/international/en/(дата последнего обращения: 09.08.2017)

3.       WCS - https://www.wcs.org/ (дата последнего обращения: 09.08.2017)

4.       C - http://www.conservation.org/Pages/default.aspx (дата последнего обращения: 09.08.2017)