Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РИЗАЭДДИН ФАХРЕТДИНОВ О ВЫДАЮЩИХСЯ ЖЕНЩИНАХ ИСЛАМСКОГО МИРА

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
25 сентября 2016г.

Во II пол. XIX века в мусульманском мире стали поднимать вопросы о проблемах внутри исламского сообщества: отсталости, застойных явлениях и т.д., активно обсуждались пути выхода из кризиса. Знакомство с европейской цивилизацией и западными ценностями, которое более широко проходило в XIX веке, дало возможность мусульманам сравнивать передовые достижения Европы. Мусульманские реформаторы начали говорить новым языком, в том числе вольно или невольно заимствуя символы, образы и практики европейских институтов – реформа системы образования и построение ее под западную модель, журналистика, пресса, искусство, театр и пр. Наряду с этим остро встал вопрос об эмансипации женщин.

Поскольку Волго-Уральский регион не был изолирован от остального мусульманского мира, и Ислам здесь развивался в тесной орбите влияния Ближнего Востока, Турции и Средней Азии, то процессы реформаторства затронули и татар. Многие из них были убеждены, что выход из кризиса должен осуществляться прежде всего через реформу образования по европейской модели, путем пересмотра ряда мусульманских правовых основ; активно велись обсуждения политических и социальных проблем. В рамках дискурсов мусульман-реформаторов одним из ключевых стал вопрос о месте и роли женщин в новом обществе, необходимости предоставления им более широких свобод и прав.

Почва Волго-Уральского региона была в определенной степени подготовлена к этим процессам. Особое впечатление может произвести степень грамотности среди татарских женщин XVIII – XIX веков. Дочери, жены и сестры ишанов, мулл, мударрисов были высокообразованными женщинами. Образование они, в основном, получали в семьях, у своих отцов и братьев. Они прекрасно владели восточными языками и каллиграфией. Об этом свидетельствуют многочисленные письма, хранящиеся в фондах библиотек и хранилищ рукописей Татарстана.

Р.Фахретдинов (1859–1936) – учитель, писатель, журналист, историк, просветитель, богослов, «...человек огромного таланта и трудолюбия, широчайшей эрудиции, энциклопедических знаний» [8, c. 451] – стал одним из первых среди татарских ученых, кто выступил в защиту прав женщин с позиции просветителя. В то же время он хорошо осознавал, что путь этот будет нелегким, так как изменение отношения общества к женскому вопросу и женщине в целом неминуемо натолкнется на стереотипы, глубоко укоренившиеся в сознании людей традиционно-татарского общества.

Библиографическое сочинение Р.Фахретдинова «Мәшһүр хатыннар» («Знаменитые женщины») в этом плане является уникальным, единственным в своем роде, написанном на старотатарском языке на основе арабской графики.

До сих пор этот объемный труд не был объектом специального научного исследования, а только лишь вскользь упоминался в некоторых статьях и монографиях, в основном, посвященных женскому вопросу или проблеме эмансипации женщин Волго- Уральского региона [7; 8; 9; 10; 14]. Робкие шаги в направлении гендерных исследований были проделаны нашими соотечественницами [6; 11], которые рассматривают проблему женского феминизма в сфере мифологии и религиоведения. Отдельно стоит отметить публикации Ф.И.Урманчеева, который специализируется в области татарской мифологии и фольклора, и в своих исследованиях уделяет значительное внимание женскому вопросу. В монографии А.А.Каримовой [7], основным объектом изучения которой являются литературные произведения одного из самых прогрессивных мыслителей Волго- Уральского региона Гаяза Исхаки (1878–1954), со всей остротой ставится проблема ущемленного положения женщин. Изучение проблемы женской эмансипации и вопроса о положении и роли женщины в семье и обществе на территории Волго-Уральского региона находится еще в зачаточном состоянии. И, к сожалению, даже в существующих единичных публикациях и исследованиях на эту тему присутствуют наслоения стереотипного подхода, присущего периоду советского времени, когда топорными методами пытались отделить «светлое» от «темного», «передовое» от «отсталого». Авторы, следуя советским шаблонам, в своих трудах наметили тенденцию противопоставления «прогрессивно мыслящих» (джадидов) «темным», «отсталым» (кадимитам). В действительности же, и среди кадимитов находилось немало высокообразованных, прогрессивно мыслящих и дальновидных деятелей, которые внесли немалый вклад в развитие культуры и науки татарского народа. Также было бы большим заблуждением считать, что кадимиты противостояли открытию гимназий (медресе) для девочек. Напротив, и мы знаем немало примеров тому, когда они всячески старались дать своим женам, сестрам, дочерям достойное образование. Во II пол. XIX века среди джадидов и кадимитов стали поднимать вопрос о проблемах в мусульманском обществе: отсталости, кризисе и т.д., но каждая из этих двух сторон видела выход из сложившейся ситуации по-своему. Тема джадидов и кадимитов на сегодняшний день еще недостаточно изучена. В любом случае, проводя исследования по теме о роли и месте женщин в исламском мире, нужно, прежде всего, избавиться от этих устаревших стереотипов.

Западные ученые уделили проблематике женщин в исламском мире гораздо больше внимания. Серьезные исследования были проведены В.Брайсоном и А.В.Швейгер- Лерхенфельдом [5; 15], исследующими женский вопрос в общемировом масштабе. Здесь можно особо выделить труды других западных авторов [16-22]. В этих исследованиях авторы рассматривают вопрос о роли женщин в исламском мире, размышляют над темой женской эмансипации во всех ее аспектах. Также среди западных работ встречаются монографии, посвященные именно изучению исламских биографических коллекций; к этому ряду, например, относится труд Ruth Roded [22].

Сочинение Р.Фахретдинова «Мәшһүр хатыннар» было издано в 1903 году в типографии Каримовых г.Оренбург. Книга объемом в 448 страниц включает в себя разделы: «Вступительное слово» (Ихтар), написанное самим автором, основную часть с библиографическими сведениями об известных в исламском мире женщинах, составленную в алфавитном порядке, «Заключение» (Хатм) и «Именной указатель» (Фихрист). На с. 34 имеется круглая печать с именем прежнего владельца – указного муллы С.Ш.Невметуллина. Сочинение включает в себя имена более чем 700 знаменитых женщин, живших и творивших не только на территории Поволжья и Приуралья, но и в различных уголках земного шара, включая Сибирь, Среднеазиатский регион, страны Дальнего и Ближнего Востока, мусульманскую Испанию. Если говорить о временном промежутке, то в книгу Р.Фахретдинова «Знаменитые женщины» вошли представительницы прекрасной половины человечества, начиная с Хавва (библ. – Евы), заканчивая современницами самого автора, таким образом, нижняя хронологическая рамка относится к началу XX века.

Сочинение «Мәшһүр хатыннар» можно условно разделить на несколько тематических блоков, таких как: «Правительницы древних государств»; «Матери, дочери, жены царей различных династий: Гассанидов, Сасанидов Омейядов, Айюбидов и пр.»; «Ближайшее  окружение  пророка  Мухаммада,  его  единомышленницы  (сәхәбәләр)»;  «Матери и жены пророков»; «Передатчицы хадисов (мөхәддисәләр)»; «Женщины-шейхи и святые женщины в Исламе (әүлияләр)»; «Мусульманские женщины-правоведы (фәкихәләр); «Прославленные правительницы Востока»; «Женщины-меценаты Волго- Уральского региона»; «Писательницы и поэтессы в исламском мире»; «Проповедницы (вәгыйзәләр) и ораторши (хатыйбәләр)»; «Преподавательницы гимназий для девочек (мөдәррисәләр)»; «Врачи (табибәләр)»; «Женщины-каллиграфы (язу һөнәрендә маһирәләр)». Также в сборник вошли жизнеописания мусульманок Булгара, Сарая, Казани; женщин-богатырей (баһадирләр); паломниц (хаҗ идүчеләр), многодтных матерей и т.д. Примечательно, что в книге Р.Фахретдинова значительное место уделено биографиям женщин из ближайшего окружения пророка Мухаммада. И это не случайно, ведь, как известно, женщины раннего периода Ислама занимали видное общественное положение, пользовались большим авторитетом среди мужчин. Достаточно в качестве примера привести имена жен пророка Мухаммада – Хадиджу, которая была известным предпринимателем и опорой мужу, и Айшу, известную своей ученостью в области хадисов; она же сыграла немалую роль в распрях различных политических группировок. Их жизнеописания вдохновляли миллионы женщин со всего исламского мира. Именно в большей степени на их   примерах автор «Мәшһүр хатыннар» старался сподвигнуть татарское    общество   к    реформам    по    предоставлению   женщинам   равных   прав   и полноценного образования.

Помимо этого в книгу вошли имена как очень известных исторических личностей, таких как: Клеопатра, Далила (возлюбленная Шамсуна; библ. – Самсон), Сара (жена пророка Ибрахима; библ. – Авраама), Марьям (библ. Мария), Амина (мать пророка Мухаммада), Хадиджа (жена пророка Мухаммада); Раби‘а ал-‘Адавийа, Сююмбике (правительница Казанского ханства) и т.д., так и малоизвестных женщин. Таким образом, труд Р.Фахретдинова может добавить к нашим знаниям немало новых и интересных деталей из биографий известных людей, в то же самое время открыть и новые имена. Скажем, в сочинении встречается много малоизвестных и неизвестных имен женщин, в большей степени – это жительницы Поволжья и Урала, которые активно занимались благотворительностью, строили мечети, школы, основывали библиотеки и т.д.

На сегодняшний день с книгой Р.Фахретдинова «Мәшһүр хатыннар» знакомо лишь ограниченное число лиц. Но в свое время публикация этого сочинения произвело настоящий фурор и переворот в сознании многих представителей интеллигенции не только в татарском, но и во всем тюркском мире. К проблеме женской эмансипации обратились многие просветители и писатели. С 1913 года в Казани стал выходить первый женский журнал на татарском языке «Сююмбике». После революций 1905–1907 года татарки стали активно вовлекаться в работу периодической печати, участвовать в общественно-государственных делах, в Казани прошло несколько съездов женщин и т.д.

При составлении своего труда Р.Фахретдинов обращался к следующим источникам: Абу ал-Фарадж ʽАбд ар-Рахман ал-Джаузи «Ахкам ан-нисаʼ»; Касим Амин ал-Мисри «Тахрир ал-марʼа»; Ибн ал-Джаузи «ʽАджаʼиб ан-нисаʼ»; Мухиб Алла Ахмад бин ʽАбд Алла ат-Табари «Манакиб умм ал-муʼминин ʽАиша» и т.д. (всего: 43 научных труда). Автор также использовал труды западных авторов в переводе их на арабский язык: «Калима ʽан ан-нисаʼ» А. Шопенгауэра и «ал-Марʼа» Аристотеля. 

 Тот факт, что Р.Фахретдинов при составлении книги использовал различные источники и труды самого широкого спектра, включая исследования по истории, географии литературе стран Востока и тюркского мира, переводам, естественным наукам, философии, языкознанию и т.д., говорит о том, что книга «Мәшһүр хатыннар» является серьезным, многогранным трудом энциклопедического характера.

Учитывая вышесказанное, можно заключить, что изучение сочинения Р.Фахретдинова может   добавить к нашим знаниям немало интересных деталей из биографий известных представительниц прекрасной половины человечества, в то же самое время открыть и новые имена, восстановить неизведанные страницы истории.

Список литературы

 

 

 

1.      Abu-Lughod, Lila, ed. Remaking Women: Feminism and Modernity in the Middle East. Princeton: Princeton University Press, 1998.

2.      Bayes, Jane, and Nayereh Tohidi, eds. Globalization, Gender, and Religion: The Politics of Women’s Rights in Catholic and Muslim Contexts. New York: Palgrave, 2001.

3.      Joseph, Suad, and Afsaneh Najmabadi, eds. Encyclopedia of Women and Islamic Cultures. Leiden: Brill, 2003.

4.      Roded, Ruth. Women in Islamic Biographical Collections: From Ibn Sa′d to Who’s Who. Boulder, CO: Lynne Reinner, 1994.  

5.      Брайсон В. Политическая теория феминизма / Пер. в англ. О.Липовской  и Т.Липовской. – М.: «Идея-Пресс», 2001.

6.      Воробьева М.В. Гендерный подход в религиоведении: попытка междисциплинарного  дискурса        //        Научно-теоретический        журнал «Религиоведение», 2005. №3. С. 119–123.

 7.      Каримова А.А. Идейно-эстетическая эволюция проблемы феминизма в творчестве Гаяза Исхаки (1897–1954) (на татарском языке). Казань: Изд-во Татарского гуманитарного ин-та, 2003.

8.      Махмутова А.Х. «Риза кази писал про женщин знаменитых…» // Источники и исследования по истории татарского народа: материалы к учебным курсам в честь юбилея академика АН РТ М.А. Усманова. Казань, 2006. С. 449–458.

9.      Муслихова Ч.Х. Движение за эмансипацию женщин в татарском обществе (конец XIX начало XX века) // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 34(249). История. Вып. 48. С. 35–39.

10. Өмет йолдызлары: XIX йөз ахыры һәм XX йөз башы татар хатын-кыз язучылары                       әсәрләре    /    Төзүчесе,     кереш    сүз    һәм    искәрмәләр    авторы М.Гайнуллин. – Казан: Ттар. Кит. нәшр., 1998.

11. Суковатая В.А. Женщина в религиозной истории и феминистской теологии / Женщина в истории: возможность быть увиденными. – Сборник научных статей. Вып. 2. – Минск, 2002.

12. Урманчеев Ф.И. Борынгы шәрекътә хатын-кызларга табыну (мифология мәгълүматлары буенча)     // Инсани фәннәр: эләнү һәм табышлар. – Казан: Фикер, 2004. – Б. 3–8.

 13.    Фахретдинов Р. Мәшһүр хатыннар. Оренбург: Кәримов матбагасы, 1903.

14.    Шайдуллина Л.И. Арабская женщина и современность (Эволюция ислама и женский вопрос). – М.: Изд-во «Наука». Главная ред. вост. лит-ры, 1978.

15. Швейгер-Лерхенфельд А.Ф. Женщина, ее жизнь, нравы и общественное положение у всех народов земного шара. Перев. с нем. М.И.Мерцаловой. – М.: «Кураре-Н», 1998.

 16. Abu-Lughod, Lila, ed. Remaking Women: Feminism and Modernity in the Middle East. Princeton: Princeton University Press, 1998.

 17. Bayes, Jane, and Nayereh Tohidi, eds. Globalization, Gender, and Religion: The Politics of Women’s Rights in Catholic and Muslim Contexts. New York: Palgrave, 2001.

 18. Cooke, Miriam. Women Claim Islam: Creating Islamic Feminism through Literature. London: Routledge, 2001.

19. Haddad, Yvonne Yazbeck, and John L. Esposito, eds. Islam, Gender and Social Change. New York: Oxford University Press, 1998.

20. Joseph, Suad, and Afsaneh Najmabadi, eds. Encyclopedia of Women and Islamic Cultures. Leiden: Brill, 2003.

21. Moghissi, Haideh. Feminism and Islamic Fundamentalism: The Limits of Postmodern Analysis. London: Zed Books, 1999.

22. Roded, Ruth. Women in Islamic Biographical Collections: From Ibn Sa′d to Who’s Who. Boulder, CO: Lynne Reinner, 1994.