Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНТИНИГИЛИСТИЧЕСКИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ Н.С. ЛЕСКОВА (ВЗГЛЯД НА ДОМ И СЕМЬЮ НА МАТЕРИАЛЕ ПУБЛИЦИСТИКИ И ЭПИСТОЛЯРИСТИКИ 1860 – 1870-Х ГГ.)

Авторы:
Город:
Йошкар-Ола
ВУЗ:
Дата:
12 марта 2016г.

Для определения содержания понятий «дом» и «семья» в русской культуре соответствующего периода и в мировоззрении Н.С. Лескова рассмотрим историко-литературную обстановку 1860-х годов, называемых исследователями «периодом поляризации социальных групп, политических партий, общественных идеологий, философских течений, литературных направлений» [4].Данные годы в истории русской общественной мысли отмечены острой социально-политической и философской полемикой, возникшей между носителями полярных мировоззрений, сформировавшихся в России к этому времени: позитивистско-материалистического и религиозно-идеалистического.

Непримиримость философских течений, появившихся на основе этих мировоззрений, объясняются Н. Старыгиной [3, 4]различием в понимании человека. Позитивисты определяли его как «общественное животное». Основными для них были идеи эмансипированной личности и прямой взаимосвязи личности и общества. Представители религиозно-идеалистического направления воспринимали человека как «образ и подобие Бога». За этими двумя типами мировосприятия закрепились определения «нигилизм» и «антинигилизм». Нигилизм, ставший популярным в России философским учением, логически завершил позитивистскую идею отрицания всего внематериального и внеличностного, Бога и абсолютных ценностей: «Отрицание и разрушение абсолютных и традиционных для сознания русского человека ценностей – Бога и государства – обусловили целенаправленное акцентирование позитивистско-материалистических антропологических представлений в нигилизме» [3].

В статье «Нападем ли мы на студентов?» Лесков называет российских нигилистов «апостолами невежества» и добавляет: «Мы ничего не ждем хорошего от наглого отрицания всех и всего» [2]. Писатель пишет о появлении нигилизма в столице в статье «Русский драматический театр в Петербурге»: «Но вдруг завязывается здесь, в Петербурге, сначала очень небольшая шайка людей, усвоивших себе будто бы какие-то новые убеждения и провозгласивших новые принципы. Принципы эти состояли в отрицании почти всего, выработанного цивилизациею. Отрицатели размножались быстро, как кролики, и умножились до того, что имя им стало легион. Очень долго они бесчинствовали в провинциях и в столицах, и бесчинствовали самым разнообразнейшим образом: сеяли смуты в семьях, принимали участие в разных глупых заговорцах, проповедовали разврат, называли безверие просвещением и были противны обществу почти с самого начала. Но общество, непривычное к самостоятельности мнений и еще менее к самостоятельности выражения этих мнений, сделало непростительный промах – оно церемонилось с этими людьми, и церемонилось более, чем это было позволительно в его законнейших интересах. А меж тем они укрепились, пустили во все стороны усы, завербовали в свой лагерь множество скорбных головами мужчин и женщин – и выросла вещь, которой нет подобной ни в одной стране: явился нигилизм. Это уже было учение, требующее ни более, ни менее, как упразднения религии, уничтожения семейного начала, отмены прав собственности и наследства, непосредственной перемены существующего образа правления на социально-демократическую республику и, между прочим, игнорирующее брак, как учреждение, совершенно лишнее и по существу своему, и по форме» [2].

Итак, в нигилизме Лесков увидел угрозу узаконивания пороков как норм человеческого бытия. Его беспокоило то, что нигилисты отрицали основополагающие понятия, существовавшие и признаваемые веками: семью, дом как оплот семьи, духовные ценности.

Лесков признает вечные ценности и не приемлет нигилистического учения. Рассуждая о супружестве в статье «Два мнения по вопросу о браках», писатель говорит о любви как его основе: «Возьмем затронутый нами вопрос о браке. В нем, как известно, прежде всего и сильнее всего у людей развитых играет первую роль чувство, взаимная любовь, взаимная привязанность супругов. Сердцу повелевать, говорят, нельзя, да, может быть, и незачем. Пусть любит, кого любит, – лучше, чем никого не любит»[2].

Для Лескова очевидно, что нигилистические учения подрывают семейные устои и общественную нравственность. Жертвами отрицания традиционных семейных отношений становятся молодые люди, увлекшиеся этими идеями и покинувшие свои семьи. Страдают и родные этой «потерявшейся» молодежи. Лесков близко воспринимает кризис семьи, оттого и поднимает постоянно этот вопрос в публицистике, даже не посвященной соответствующей проблематике. О семье Лесков в основном пишет в связи с такими явлениями, как старообрядчество (особое внимание уделяет положению женщин и детей) и нигилизм (сосредоточивается на идеях, связанных с женской эмансипацией).

Обращение к соответствующей проблематике на протяжении всего данного периода 1860-х – начала 1870- х гг. говорит об актуальности семейной темы для творчества Лескова. О проблемах семьи он начинает писать в 1861 г. (статьи «Сводные браки в России», «Русские женщины и эмансипация», «Письма из Петербурга» (второе),

«О наемной зависимости»). В течение 1860-х гг. он обращается к данным проблемам в работах «О лжи в русской жизни», 1862 г., «О христианских братствах в России», 1862, «Об участии народа в церковных делах», 1862, «О женском отделении нашей типографии», 1863, «Русское общество в Париже, 1863, «Два мнения по вопросу о браках», 1863, «Искание школ старообрядцами», 1863, «С людьми древлего благочестия», 1863, «Специалисты по женской части» и некоторых других. В письме С.А. Юрьеву от 6 апреля 1871 г. Н.С. Лесков, например, пишет: «Что же нет у Вас писем о петербургском театре и о петербургской жизни – особенно о петербургской семье? Я жду этих вещей с нетерпением и отзовусь на них. Разлад нашей семьи – это такая тема, на которую можно и должно отозваться живым и сердечным словом… Этим можно за самую жилу затронуть общество» [1].

Анализ названных работ писателя свидетельствует о том, что к началу 1860-х гг. у Лескова сложились определенные твердые взгляды относительно семьи. Причем, высказывая их, Лесков все время апеллирует к таким понятиям, как истина, вера, гуманность, народность, просвещение и труд. Рассмотрение их соотношения и взаимодействия помогает определить особенности его позиции в решении семейного вопроса.

Взгляд Лескова на семью обусловлен прежде всего его религиозными воззрениями, ключевыми константами которых являются «истина» и «вера». Он видит источник силы в православии, поэтому его понятия о семье согласуются с представлениями православной веры по этому вопросу. Считая библейские нравственные нормы самыми близкими человеку, Лесков выступает за то, чтобы устраивать семейную жизнь на основании этих норм, то есть любить больше всего в жизни то, что ближе человеку – свою семью и свою страну.

Религиозным началам подчиняются гуманистические взгляды Лескова, которые основываются на собственно народных представлениях о правде. Писатель считает, что почвой для принятия Русью православия была схожесть народных представлений о семейном устроении с православными взглядами. В  своих рассуждениях Лесков исходит из мыслей о простоте и естественности, характерных для народного взгляда на жизнь. Он выступает за традиционные крепкие семейные устои – положительно отзывается о вступлении в брак и осуждает безбрачные связи (союзы, не признанные церковью либо сообществом единоверцев). А жизнь одинокого, несемейного человека Лесков считает несчастной – видит ее конец на больничной койке.

Источником развития религиозности и нравственности он считает просвещение в его церковной и светской разновидностях. Именно в недостатке образования писатель видит причину упадка нравственности в обществе. Семейная жизнь представляется Лескову не только личной областью отдельных людей, но и сферой общественной значимости, поэтому, согласно взглядам писателя, общество должно участвовать в жизни семей, защищая их от влияния отрицательных явлений, улучшая их нравы и быт.

Понимание дома и семьи у Лескова распространяется на русское общество в целом. Например, поднимая вопрос о русских братствах, об общем для русских желании жить миром, писатель призывает общество в лице мирян и духовенства к развитию тесных связей («О христианских братствах в России», 1862) и говорит о необходимости и возможности дать народу духовных учителей, дорожащих народными благами и способных избавить его от пороков, которые разрушают основу семьи и общины ( «Об участии народа в церковных делах», 1862).

Таким образом, отстаивая идею единения мирян и духовенства в общем деле улучшения общественного состояния, Лесков выступает за единство русского народа, за жизнь «всем миром», иначе – единой семьей.

 

Список литературы

1.     Лесков Н.С. Письмо С.А. Юрьеву. 6 апреля 1871 г. // Лесков Н.С. Собр. соч.: в 11 т. – М., 1958. – Т. 10. – С. 300.

2.     Лесков Н.С. Публицистика // http://read24.ru/fb2/nikolay-leskov-stati/

3.     Старыгина Н.Н. Образ человека в русском полемическом романе 1860-х годов (концептуальные основы и художественное воплощение). Часть 1. – М.; Йошкар-Ола, 1996 – С. 39.

4.     Старыгина Н.Н. Русский роман в ситуации философско-религиозной полемики 1860–1870-х гг. – М.: Языки славянской культуры. – 2003. – С. 16–17.