11 марта 2016г.
Одной из наиболее важных тенденций в развитии систем обработки информации является непрерывное увеличение объема и скорости обработки данных. Современная электроника на базе интегральных микросхем достигла в этом направлении значительных успехов. Дальнейшее радикальное улучшение основных показателей информационных систем связывается с привлечением различных методов обработки информации. [1]
В Елецком государственном университете им. И.А. Бунина на базе кафедры «Радиоэлектроники и компьютерной техники» ведется научно-исследовательская работа по разработке различных лабораторных стендов по одной из ведущих дисциплин специализации "Радиотехнические цепи и сигналы".
Одним из таких стендов является учебно-лабораторный стенд для исследования нелинейных радиотехнических устройств. Расчет и создание действующей и виртуальной модели нелинейного устройства является актуальной задачей учебного процесса.
Основными элементами учебного процесса по дисциплине «Радиотехнические цепи и сигналы», которая формирует радиоинженера, является теоретический и практический курс, который включает лекции и лабораторно-практические работы. В процессе обучения для организации взаимодействия между преподавателем и студентами используются посредствующие элементы (средства обучения). С их помощью увеличивается объем передаваемой учебной информации, оптимизируется процесс формирования новых понятий, профессиональных умений, улучшается восприятие изучаемых технических объектов, физических явлений, лежащих в основе работы рассматриваемых технических устройств. [2]
Учебно-лабораторный стенд разработан с учетом основных дидактических принципов (наглядности, систематичности и последовательности, доступности, научности, связи теории с практикой). Стенд эффективно можно использовать для демонстрации экспериментов на лекционных занятиях, на лабораторно-практических работах по радиотехнике и в исследовательских работах студентов, в том числе при выполнении выпускных квалификационных работ. Поэтому данный объект исследования имеет теоретическую и практическую значимость. [3]
Использование таких учебно-лабораторных стендов на лекционных демонстрациях и на лабораторно- практических занятиях по дисциплине «Радиотехнические цепи и сигналы» является прочной основой для подготовки профессионально-компетентного, творческого специалиста, имеющего достаточный уровень фундаментальной, предметной, технико-технологической и общепрофессиональной подготовки.
Для реализации устройства была выбрана схема амплитудного модулятора, изображѐнная на Рисунке 1
Амплитудный модулятор, построенный по данной
схеме, имеет хорошую линейность и работает при изменении частоты
модулирующего сигнала от нуля до половины
частоты несущей. Линейность схемы сохраняется вплоть до коэффициента модуляции М = 97,5%. Связь между отдельными каскадами осуществляется гальванически.
Приведем краткое описание
работы амплитудного модулятора.
Транзистор Q1 разделяет
модулирующее входное напряжение на два противофазных разнополярных сигнала. Прерванные модулированные сигналы (точки С и D) суммируются при помощи
резисторов R5 и R6.
Транзистор Q1 является парафазным усилителем модулирующего сигнала, при этом сигнал на эмиттере
Q1 имеет фазовый сдвиг и амплитуду, несколько
меньшую входного
уровня. Постоянная составляющая модулирующего сигнала равна приблизительно - 5 В на эмиттере транзистора Q1 и +5 В на его коллекторе, где фаза сигнала сдвинута
на 180° по отношению к входу.
На другой вход модулятора подаѐтся
несущее колебание в виде сигнала «меандр». Транзисторы Q2 и Q3 выполняют роль «ключей»,
которые пропускают соответственно положительные или отрицательные полупериоды прямоугольной несущей.[4]
Под действием
входного несущего сигнала на транзисторах Q2 и Q3 попеременно изменяется состояние от насыщения до отсечки коллекторного тока. Этот сигнал поступает на базы транзисторов Q2, Q3 соответственно через резисторы R1, R2 и диоды D1, D2. Диоды защищают
транзисторы от повышенного обратного напряжения база-эмиттер, которое
может возникнуть при большом уровне несущей.
Конденсаторы C1 и С2 служат для уменьшения времени
переключения транзисторов Q2 и Q3.
Коллекторы транзисторов Q2, Q3 соединены
с выходами фазорасщепителя Q1 через резисторы R3 и R4. Эти резисторы используются для развязки цепей
модулирующего и модулируемого сигналов. В каждом положительном полупериоде несущей
модулирующий сигнал на коллекторе транзистора Q1 переключается от своего среднего
значения 5 В до нуля транзистором Q2. В результате этого на коллекторе транзистора Q2 формируется
прерывистый модулирующий сигнал. Аналогично
модулирующий сигнал на эмиттере транзистора Q1 прерывается транзистором Q3, причѐм переход транзистора Q3 из запертого состояния
в состояние насыщения происходит в течение каждого
отрицательного полупериода несущей.
Положительные и отрицательные прерывистые модулирующие сигналы объединяются в суммирующей цепи, состоящей из резисторов R5 и R6. При суммировании компоненты
с частотой прерываний, присутствующие в прерывистых модулирующих сигналах, взаимно компенсируются.
Чтобы получить синусоидальную несущую,
выходной сигнал необходимо отфильтровать.
Частотные свойства модулятора в основном зависят
от быстродействия переключающих транзисторов. Для транзисторов, показанных
на Рисунке 1, верхняя частота модулированного выходного сигнала составляет 1 МГц. Сам модулятор имеет плоскую
частотную характеристику и сохраняет линейность до модулирующей частоты 250 кГц,
после чего искажения огибающей становятся
заметны. При частоте
несущей
100
кГц и частоте модуляции
1 кГц можно получить линейную модуляцию с глубиной
до М = 95%.
В режиме холостого
хода максимальная амплитуда выходного
модулированного сигнала равна 7,4 В при размахе входного модулирующего сигнала 14 В. Минимальный размах несущей на входе модулятора
для получения
выходного прямоугольного сигнала
составляет 2,8 В. Увеличение уровня несущей
относительно номинального значения
не приводит к появлению каких-либо
нежелательных эффектов.
Форма модулирующего сигнала может быть произвольной. [5]
В качестве несущей, желательно использовать сигнал прямоугольной формы. Можно использовать синусоидальный сигнал, однако при этом ухудшается процесс
коммутации. Минимальный размах синусоидальной несущей равен 4 В. При частоте несущей 10 кГц и
размахе модулирующего сигнала 14 В можно осуществить линейную модуляцию с глубиной до 97,5%.
Список литературы
1.
Амелина М. А. Компьютерный анализ и синтез электронных устройств. Часть 1 / М. А. Амелина.
- Конспект
лекций.- М.: - 2011г.
2.
Гоноровский И. С. Радиотехнические цепи и сигналы / И.С.Гоноровский.- Учебник
для вузов. Радио и связь. - М.: 1994.
3.
Баскаков С. И. Радиотехнические цепи и сигналы
/ С.И.Баскаков.- Учебник
для вузов. - М.: 1991.
4.
Манаев Е. И. Основы
радиоэлектроники / Е.И.Манаев.- Радио и связь .- М.: 2005.
5.
Каяцкас А. А. Основы радиоэлектроники / А. А. Каяцкас. - Высшая школа.-
М.: 2007.