12 декабря 2015г.
В настоящее время в России нет единого мнения органов власти и экспертов относительно промышленной политики, ее инструментов и концепции. Поэтому целесообразным является анализ основных подходов к определению данной категории.
Наиболее общий подход к определению промышленной политики отражен в Современном экономическом словаре, по которому промышленная политика – это политика государства и промышленных корпораций, имеющая целью рост промышленного производства, обеспечение его эффективности и конкурентоспособности, содействие технико-технологическому процессу [4].
Центральным вопросом промышленной политики является определение механизмов государственной поддержки предприятий промышленности, например, таких как стимулирование инвестиций в форме субсидий, кредитов, налоговых льгот, системы государственных заказов и закупок. Необходимые институциональные меры включают реструктуризацию предприятий, их приватизацию, механизмы банкротства, программы развития малого бизнеса и др. Важным инструментом промышленной политики служат меры по регулированию прямых иностранных инвестиций. Все это подчинено главной цели реализации промышленной политики -обеспечения подъема промышленности за счет за счет повышения эффективности и конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках [2]. Можно выделить три основных направления промышленной политики:
1. Организация взаимодействия предпринимательских и научных структур, формированию инновационных предпосылок, установлению государственных целей инновационного развития государства.
2. Стимулирование межотраслевого и межрегионального перелива капитала для финансового обеспечения перестройки отраслевой и территориальной структуры промышленности в соответствии с целями промышленной политики.
3. Обеспечение и стимулирование капиталовложений в развитие производства и производственной инфраструктуры.
В большинстве своем промышленная политика принимает вид структурной политики, где бюджетные средства направляются в те отрасли хозяйства, которые смогут обеспечить достижение стратегически важных целей государства. Иногда это может происходить за счет лидирующих отраслей, развитием которых можно пожертвовать в пользу отраслей находящихся на начальной фазе развития.
Итак, промышленную политику можно представить и стратегией развития промышленности страны, а можно определить ее как механизм, направленный на развитие и повышение эффективности промышленного производства, конкурентоспособности предприятий и продукции, обеспечение занятости населения.
Эффективная и реалистичная государственная политика должна включать триаду: проблемы –предложения по их решению – действия по реализации принятых решений.
Для реализации выработанных решений необходим пакет нормативно-правовых актов, государственно-управленческих и оперативно-распорядительных актов и действий.
Промышленная политика реализуется как методами макроэкономического регулирования (создание правил и условий, мотиваций поведения участников рынка, бюджетное перераспределение ресурсов), так и методами администрирования. В состав ее инструментов входят также формирование общественного мнения и ценностных социо-культурных и личностно-поведенческих шкал, организация диалога рыночных субъектов и государственной власти, согласование интересов на территории (горизонтальное) и межуровневое (вертикаль власти).
В число субъектов промышленной политики, кроме государственных институтов, входят рыночные и региональные субъекты. Причем в условиях незрелости некоторых субъектов элементом самой промышленной политики становится содействие их созреванию, например стимулирование региональной кластеризации или диалога «бизнес – власть». В современной промышленной политике различаются неотложные (антикризисные) и долгосрочные меры. Неотложные меры более тяготеют к корректирующим макроэкономическим решениям, носят «запускающий» характер [3].
Основными целями государственной политики в области промышленности являются:
сохранение и развитие научно-технического и промышленного потенциала субъектов промышленной деятельности;
устойчивое и сбалансированное развитие промышленности на территории Российской Федерации;
развитие субъектов промышленной деятельности в целях формирования конкурентной среды в экономике РФ;
достижение полной занятости населения и повышение уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в промышленности;
стимулирование внедрения инноваций, наукоемких, ресурсосберегающих технологий для выпуска высокотехнологичной и конкурентоспособной промышленной продукции, отвечающей мировым стандартам качества, а также технологий, обеспечивающих охрану и защиту окружающей среды;
увеличение объема производства промышленной продукции;
создание благоприятного инвестиционного климата и рост объема инвестиций в промышленности;
эффективное использование основных средств, государственных и частных капитальных вложений;
развитие и поддержка внедрения импортозамещающей промышленной продукции;
повышение эффективности промышленности, в том числе за счет эффективного управления знаниями и внедрения лучших промышленных технологий;
формирование эффективно функционирующего рынка промышленной продукции и сырья, обеспечивающего повышение доходности субъектов промышленной деятельности и развитие инфраструктуры этого рынка;
защита интересов субъектов промышленной деятельности, развитие межрегиональной интеграции, расширение взаимовыгодного сотрудничества на внутреннем и внешних рынках;
оказание содействия субъектам промышленной деятельности в продвижении производимой ими промышленной продукции, результатов интеллектуальной деятельности в сфере промышленности на рынок РФ и рынки иностранных государств;
обеспечение зашиты и развития стратегических видов промышленной деятельности;
совершенствование структуры и диверсификация промышленности за счет поддержки производств с высокой долей добавленной стоимости;
увеличение доли производимой субъектами промышленной деятельности промышленной продукции в объеме валового внутреннего продукта;
увеличение доли уплаченных субъектами промышленной деятельности налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов [2].
Проанализировав ряд экспертных мнений, можно сделать вывод о том, что каждая сторон имеет свой подход к определению не только промышленной политики, но и ее целей, субъектов и, соответственно, инструментов ее реализации. При этом предлагаются меры, присущие как «жесткой», директивной промышленной политике, так и более мягкой, «либеральной». Особенностью подходов к определению промышленной политики, поддерживаемых органами власти и рядом экспертов, является выделение ее инновационной составляющей, позволяющей преодолеть узкие места в технологической политике. Не менее важным представляется осознание всеми сторонами необходимости технологического обновления и модернизации всей промышленной базы в стране. Однако отсутствие единого подхода к промышленной политике, обусловленное различными интересами и взглядами на те или иные политические и экономические процессы, а также закрепленного единого документа существенно затрудняет проведение промышленной политики в стране [1].
Список литературы
1. Никитин А.С. Подходы к определению промышленной политики URL: http://arsadministrandi.com/article/Nikitin_2009_1.pdf (дата обращения: 30.03.2014)
2. Проект федерального закона «О развитии промышленности». URL: http://docs.cntd.ru/document/902128708
(дата обращения: 30.03.2014)
3. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 495 с.
4. Соловьева И.В.Современная промышленная политика России и «рост без развития» URL:
http://www.rae.ru/forum2012/21/821 (дата обращения: 30.03.2014)