Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
13 декабря 2015г.

   Финансовое положение любого предприятия, его ликвидность и платежеспособность во многом определяются политикой управления оборотным капиталом, поскольку последний выражает отношения между активами и пассивами баланса предприятия – погашение краткосрочных обязательств активными ценностями, нормально и безубыточно реализуемыми.

   Одним из элементов оборотного капитала является дебиторская задолженность. Она возникает в тех случаях, когда одно предприятие предоставляет другому отсрочку платежа за отгруженную продукцию. Иными словами, предприятие-поставщик кредитует покупателя.

   Идеальная ситуация, с точки зрения продавца, это когда продукция оплачивается в момент покупки. Однако в действительности нереально ожидать, что все клиенты будут оплачивать покупки сразу же. Кто захочет приобретать, к примеру, материалы у предприятия, отгружающего продукцию на условиях немедленной оплаты, в то время как другие поставщики таких же материалов предоставляют клиентам отсрочку платежа? Для большинства предприятий предоставление коммерческого кредита - нормальная практика. Однако финансовый менеджер должен знать, кому предоставлять кредит и на каких условиях. Предоставление кредита увеличивает объемы продаж, но сопровождается ростом затрат, и в какой-то момент эти затраты могут превысить дополнительную прибыль от возросших продаж. Поэтому необходимо управлять дебиторской задолженностью с осторожностью, чтобы  быть уверенным, что этот вид активов положительно  влияет на стоимость бизнеса.

   Управление дебиторской задолженностью должно осуществляться таким образом, чтобы этот вид активов имел как можно более низкий уровень, обеспечивая тем самым рост стоимости бизнеса, как его главную цель. В конечном счете, управление дебиторской задолженностью должно сводиться к нахождению компромисса между риском и доходностью.

   Чтобы определить наилучший уровень дебиторской задолженности, финансовые менеджеры разрабатывают кредитную политику, элементы которой можно объединить в две группы: превентивные и репрессивные. К превентивным методам относятся стандарты кредитоспособности клиентов по степени риска и условия кредитования (предельные суммы, сроки, скидки, страхование риска). К репрессивным методам относится политика инкассации, состоящая  из мероприятий по взысканию  счетов, включая  ряд  рутинных процедур (уведомительные письма, звонки, судебные иски и т.п.).

   Политика – процесс динамичный, поскольку меняются и внешние, и внутренние условия функционирования предприятия. Поэтому ее надо пересматривать. Более того, перед менеджментом предприятия часто стоит задача: стоит ли изменять кредитную политику в целом, то есть, проводить ее либерализацию или наоборот ужесточать.

   Так, фирма, желающая изменить уровень дебиторской задолженности, добивается этого изменением своей кредитной политики. Ослабление кредитной политики путем введения более либеральных кредитных стандартов или увеличения кредитного периода приводит к увеличению дебиторской задолженности.

   Ужесточение кредитной политики с помощью введения более жестких кредитных стандартов или сокращения кредитного периода приводит к снижению дебиторской задолженности. Процент скидки или срок действия скидки также может измениться. В результате дебиторская задолженность либо уменьшится, либо увеличится, в зависимости от реакции клиентов на изменяющиеся условия. В таблице показано влияние ужесточения кредитной политики на величину дебиторской задолженности.

Таблица 1 Результаты сдержанной кредитной политики предприятия

 

Действия

 

Влияние на дебиторскую задолженность

Ужесточение стандартов для получения кредита

Отсрочку платежа получает меньшее число клиентов; дебиторская задолженность снижается.

Сокращение  срока кредитования

Счета оплачиваются быстрее; 

дебиторская задолженность снижается.

Число клиентов уменьшается;

Уменьшение процента скидки

некоторые            клиенты,           пользовавшиеся              значительными               скидками, перестанут ими пользоваться.

Итоговое влияние на дебиторскую задолженность зависит от того, что будет больше: 

потери продаж из-за лишения фирмой части клиентов или дополнительная сумма, поступающая от тех клиентов, которые воспользовались более низким уровнем скидок, менее выгодным для них.

Сокращение 
периода действия скидки

Аналогично  предыдущему:  некоторые  клиенты  будут  потеряны  для фирмы, а некоторые воспользуются скидкой, но будут платить раньше. Итоговое влияние на дебиторскую задолженность является неопределенным

    По ряду причин дебиторскую задолженность, следует рассматривать как инвестиции. Во-первых, она замораживает денежные средства, предоставляя отсрочку платежа покупателю. Поэтому дебиторская задолженность – это активы, имеющие стоимость.1

   Во-вторых, аккумулируя дебиторскую  задолженность,предприятие-поставщик несет альтернативные издержки, так как оно не может инвестировать или как-то иначе воспользоваться «одолженными деньгами» до тех пор, пока его клиенты не оплатят свой долг. Кроме того, предоставляя кредит в виде отсрочки платежа, предприятие-поставщик может нести и прямые убытки, поскольку некоторые клиенты вообще не оплачивают свои долги. И, наконец, дебиторская задолженность может увеличить стоимость бизнеса.

   Известно, что оценка целесообразности инвестиций основана на целевой функции – максимизации стоимости бизнеса. Следовательно, управление дебиторской задолженностью также должно преследовать эту же цель, которая, на наш взгляд, может быть достигнута посредством решения двух взаимосвязанных задач:

максимизации продаж за счет более высокого уровня дебиторской задолженности;

минимизации затрат, ассоциируемых с дебиторской задолженностью (убытки от списания, процентные издержки).

Однако анализ показывает, что сложившаяся практика управления дебиторской задолженностью решает эти задачи лишь частично. Так, политика управления дебиторской задолженностью сводится к установлению приемлемых кредитных условий. То есть критерием ее оптимального уровня является минимизация затрат.

1 Действительно, фирмы иногда продают дебиторскую задолженность, получая за нее деньги. Этот процесс известен как факторинг.

Таким образом, можно выделить следующие проблемы формирования политики управления дебиторской задолженностью:

· игнорируется решение задачи максимизации продаж;

· игнорируется инвестиционный характер дебиторской задолженности;

· игнорируется временной фактор;

· отсутствует методика выбора вариантов политики управления дебиторской задолженностью.

   Все это свидетельствует о необходимости разработки методики, позволяющей предприятиям выбирать политику, целесообразность которой определяется главной финансовой целью – максимизацией стоимости бизнеса.

Для того чтобы найти оптимальный уровень дебиторской задолженности, необходимо решить ряд задач:

·       разработать прогнозные финансовые документы для каждого варианта кредитной политики;

·       на основе этих документов оценить приростные потоки денежных средств по каждому варианту и сравнить их с показателями текущей политики, проводимой фирмой;

·       рассчитать чистой приведенной стоимости (NPV) на основе приростных потоков денежных средств по каждому варианту. Отобрать вариант кредитной политики по критерию наибольшей величины NPV.

   Оценку целесообразности изменения кредитной политики следует проводить поэтапно. Сначала разработать прогнозный баланс и прогноз финансовых результатов для каждого варианта политики. Прогнозный баланс позволит выявить потребность в дополнительном финансировании, которое необходимо для обеспечения роста активов, требуемого для поддержания новой кредитной политики. Если предполагается восполнить эту потребность заемными средствами, по которым надо выплачивать проценты, то это должно быть отражено в прогнозе финансовых результатов. Процентные издержки снизят чистую и нераспределенную прибыль, что в свою очередь, потребует внести изменения в баланс, а следовательно, и в величину потребности дополнительного финансирования. Если проблема решается с помощью электронных таблиц, финансовые документы могут изменяться несколько раз, до тех пор, пока дополнительные процентные расходы не станут незначительными.

На следующем этапе надо определить чистый дополнительный поток денежных средств, который рассчитывается как разность между дополнительным притоком денежных средств за счет ожидаемого роста продаж и дополнительным оттоком денежных средств, вызванным ростом себестоимости продаж, других операционных расходов, процентных и налоговых платежей, а также убытков от безнадежных долгов.

И, наконец, NPV следует определять как сумму дисконтированных денежных потоков за вычетом начальных вложений в новую кредитную политику, а именно, дополнительных финансовых ресурсов, в которых нуждается фирма. Этот поток, как правило, не имеет какого-то ограниченного срока, т. е. фирма может на него рассчитывать в течение всего жизненного цикла. При таких условиях ясно, что мы имеем дело с бессрочным аннуитетом. Для расчета текущей стоимости бессрочного аннуитета РVP используют формулу:


где PMT – ежегодный чистый дополнительный поток денежных средств; k - требуемая норма доходности, равная средней взвешенной стоимости капитала.

Чтобы завершить расчет NPV, необходимо из найденной суммы вычесть первоначальные вложения, т. е. инвестиции в изменение кредитной политики (потребность в дополнительном финансировании):

NPV = PVP – P0

Можно использовать другой метод оценки – расчет внутренней нормы доходности, при которой текущая стоимость денежного потока равна текущей стоимости затрат, т. е. NPV = 0.


   Если рассчитанное значение внутренней ставки доходности превышает стоимость капитала фирмы, предложение по изменению кредитных условий стоит одобрить.

   Используя рассмотренный подход, можно оценивать любое предлагаемое изменение кредитной политики. При этом можно рассматривать и изменять различные переменные до тех пор, пока не выявится комбинация, обеспечивающая самую большую величину NPV.