Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЫЯВЛЕНИЕ РИСКОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ АЛГОРИТМА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

  Разработка алгоритма управленческих действий в образовательной организации зависит сегодня в первую очередь от понимания формы и содержания компетентностного подхода. Его приоритетная цель – формирование у обучающихся компетенций, необходимых для социальной полноценности и адекватности. Компетенции не являются раз и навсегда данными новообразованиями. Они находятся в постоянном развитии и обновлении. По мере профессионального роста человека в той или иной сфере деятельности они совершенствуются и интегрируются с другими компетенциями. Развитие компетенций зависит от изменяющихся условий и требований общества к тому или иному виду деятельности, а также от развития цивилизационных ценностных установок. При характеристике компетентностного подхода чаще всего исходят из определения, данного В.И. Байденко, оценивавшего его в качестве «метода моделирования и проектирования результатов образования». [2]

    Современные образовательные системы, ориентированные на реализацию компетентностного подхода, испытывают на практике ощутимые затруднения с выявлением рисков при реализации алгоритма управленческих действий в образовательной организации и последующем управлением этими рисками. Данность такова, что образование, во многом по инерции, продолжает ориентироваться на приобретение фундаментальных знаний, когда акцент образования не переводится с «усвоения предметных  знаний» на «развитие основных навыков и компетентностей». [2]

   Рассмотрим некоторые риски, с которыми сталкиваются современные образовательные системы.

   Во-первых, это чрезмерная гуманитаризация образовательных программ, что сегодня проявляется на всех ступенях образования: от дошкольных учреждений до вузов. На практике это сопряжено с серьезно возросшей нагрузкой на дошкольников, учащихся школ, лицеев и гимназий, студентов ссузов и вузов. Как результат – возникла необходимость в выработке здоровьесберегающих образовательных технологий и методик. А задача образовательного менеджмента в этом случае заключается в умении их оптимального подбора для образовательной организации.

   Во-вторых, не смотря на выше охарактеризованную тенденцию, сохраняется возможность «перегибов» в части технологизации образовательного процесса. На практике это выглядит как попытка «технологизировать душу учащегося». Современный менеджмент предполагает действенные мероприятия по предупреждению данного риска. Здесь может быть названа курсовая подготовка руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций по учебной (учебно-методической) работе. На ней могут быть затронуты тематические циклы по «Психологии управления педагогическими и научно-педагогическими работниками», профориентационной работе со старшеклассниками, проектированию (моделированию) будущего рабочего места для выпускников ссузов и вузов. Такой  подход, если  говорить, например, об общеобразовательной школе, позволяет перенести акцент с  «математического, химического, биологического и т.д. образования» на «образование с помощью математики, химии, биологии и т.д.», что обеспечивает более эффективное решение проблемы выращивания человека в человеке, проблемы развития нравственного и интеллектуального потенциала обучающегося, проблемы подготовки творчески мыслящего и социально активного человека. [1]

   В-третьих, речь должна идти и о постоянной работе по совершенствованию качества образования. И эта работа немыслима без всесторонне продуманного организованного менеджмента. Дело в  том, что качество образования сегодня – это ведущий из приоритетов современного периода развития России, что отражено в национальной доктрине отечественного образования. Это обстоятельство продиктовано наличием существенного противоречия между современными требованиями к качеству образования, которое обеспечивается образовательными организациями и недостаточной эффективностью применяемых методик и технологий в процессе управления. [3]

    Если проанализировать имеющиеся определения самого понятия «качество образования», то окажется, что одни авторы в своей трактовке качества образования ориентированы на потребности личности в обществе, вторые – на сформированный уровень «знаний – умений – навыков», третьи – на способность образовательной организации удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности. Поэтому можно заключить, что качество образования – это фактически равнодействующая следующих составляющих:

-   потребностей личности и общества;

-   ценностных приоритетов;

-   спрогнозированного процесса и результата (стандарта).

   Все названные составляющие попадают в поле воздействия различных субъектов управления. А, следовательно, каждой образовательной организации необходимо продумывать систему управления качеством образования. При этом в процессе управления качеством появляется необходимость в разработке программ качества, представляющих собой систему спрогнозированных процедур и мероприятий для обеспечения конкретных требований Госстандарта к образовательному процессу и результату.

    Например, если применить алгоритм управленческих действий для такой образовательной организации как средняя школа (лицей, гимназия, центр образования), где вопросы качества образования обрели особое звучание перед лицом  широкой общественности,  то  для «школьных  управленцев» могут представлять  определенный интерес следующие альтернативы принятия управленческого решения:

-   приказ по ужесточению контроля качества образования в учреждении;

-      решение педагогического совета образовательной организации по усовершенствованию учебно- воспитательной деятельности, обеспечивающей осознанное отношение учащихся к обучению;

-     курсовая подготовка педагогов с последующей их стажировкой в образовательных организациях, демонстрирующих стабильно высокие показатели по критериям качества образования;

-   введение новых альтернативных учебных программ и учебников (учебных пособий);

-         реализация комплексной программы по повышению образовательного результата средней общеобразовательной школы (лицея, гимназии, центра образования) и обеспечению комплексного подхода к решению проблемы. [1]

    Правомерно утверждать, что выявление рисков при реализации алгоритма управленческих действий в образовательной организации и последующее управление этими рисками, невозможно без знания объективных закономерностей системного управления качеством образования. В этой связи представляется возможным выделить следующие объективно существующие закономерности:

1.     Закономерность единства системы управления качеством образования. Она отражает такие взаимоотношения между компонентами систем качества, позволяющих оценивать целостность и самостоятельность каждого компонента и его зависимости от других компонентов.

2.     Закономерность сочетания централизации и децентрализации в системе управления качеством образования. Эту закономерность особенно важно учитывать при реализации федерального стандарта образования, когда необходимо обеспечить целостность и взаимодополнение с учетом потребностей регионального сообщества и самого потребителя образовательных услуг (индивида).

3.     Закономерность соотношения управляющей и управляемой систем в достижении качества образовательного процесса. Это проявляется во влиянии содержания управленческой деятельности на качество образовательного процесса, что связано с полномочиями и ответственностью субъектов каждого уровня управления. [3]

    Названные закономерности системы управления качеством образования находят свое отражение в содержании, принципах, функциях и методах управления. Это значит, что с определенной долей упрощения можно говорить, что качество – это соответствие неким заданным стандартам, а управление качеством – процесс приведения системы к определенному стандарту. При этом можно выделить следующую группу принципов, как основу  руководства  для  выявления  рисков  при  реализации  алгоритма  управленческих  действий  в образовательной организации:

-   системность и непрерывность;

-   функциональность и продуктивность;

-   надежность и оптимальность;

-   адаптивность и «прозрачность».

     Но на сегодня нет единой государственной системы оценивания основных показателей управленческих действий в образовательной организации. Поэтому названные в данной статье риски, связанные с гуманитаризацией образовательных программ, технологизацией образовательного процесса, а также с алгоритмизацией управления качеством образования,  ещѐ только предстоит всесторонне и комплексно исследовать на всех уровнях управления.

 

Список литературы

1.       Конасова Н.Ю. Общественная экспертиза качества школьного образования. – М., 2010.

2.     Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. – М., 2013.

3.     Янковская Н.А. Руководство по организации мониторинга качества образования. – М., 2010.