Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
20 декабря 2015г.

    Введение

   Уровень инновационной активности предприятия во многом определяет его возможности повышения своего внутреннего разнообразия и гибкости производственной базы и отдельных бизнес-процессов, совершенствования выпускаемой продукции, увеличения доли рынка и сохранения лояльности потребителей – в целом, поддержания высокого уровня конкурентоспособности и достижения устойчивого развития. Предприятия находятся в состоянии динамического равновесия с внешним конкурентным давлением, под влиянием которого формируются внешние и внутренние мотивации инновационной деятельности.

   В свою очередь, под влиянием этих мотиваций складывается контур инновационной активности, который включает в себя 4 фактора инновационного процесса предприятия: организованность инновационного процесса, восприимчивость к новшествам, уровень и своевременность выпуска инновационной продукции, обеспеченность ресурсами. В соответствии с классификацией О.М. Хотяшевой инновационная активность может реализовываться в формах проведения научно-исследовательских и конструкторских работ, разработки технологических процессов изготовления продукции, проектирования, испытания и освоения новых образцов техники, разработки и внедрения новых организационно-управленческих решений, создания и приобретения информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций, подготовки и переквалификации персонала, проведения маркетинговых исследований и работ по лицензированию, патентованию, приобретению лицензий.

    Таким образом, инновационная активность представляет собой комплексное и сложное явление, и требуется системный, гибкий и многокритериальный подход к оценке, как отдельных еѐ параметров, так и явления в целом. При оценке инновационной активности необходимо отразить состояние отдельных составляющих конкурентоспособности предприятия, которые формируются под влиянием инновационной активности: маркетинговую, коммерческую, качественную, включающую технико-технологические параметры продукции, а также эргономические и экологические параметры процессов.

    Оценка инновационной активности и инновационной готовности организации, востребованности и необходимости продуктовых, технологических, организационных инноваций, восприимчивости организации к ним становится существенным условием снижения высокого уровня неопределѐнности, связанной с инвестированием в инновации.

    При выборе модели оценки инновационной активности рационально рассматривать как интегральные показатели, так и матричные подходы к анализу этой категории, а совокупность статичных показателей может дополняться исследованием временных рядов индикаторов инновационной активности для отражения еѐ динамического характера.

    Основные факторы влияния на инновационную активность

     Анализ показателей инновационной активности предприятия связан с анализом факторов, оказывающих влияние на еѐ уровень. По результатам исследования, проведѐнного Институтом экономики переходного периода на базе анкетирования 1200 российских предприятий к основным факторам, влияющим на уровень инновационной активности, относятся:

-эффект конкуренции, усиление которой благотворно до достижения определѐнной еѐ остроты, причѐм особенно – конкуренции с иностранными товарами, предоставляющими больше возможностей для копирования и бенч-маркинга;

-эффект кредитных ограничений;

-эффект качества менеджмента, в частности его информированности о современных технологиях, наличия управленческих навыков и навыков маркетинга;

-эффект состава собственников и корпоративного управления. [1]

    Таким образом, основное влияние факторов связано с изменением инновационной компетентности, интеллектуальности предприятия и развитием его инвестиционно-инновационных возможностей.

    Поэтому ряд авторов придерживается мнения, что в первую очередь необходимо оценивать именно восприимчивость предприятия к эффективному коммерческому использованию новшеств и возможности их своевременного введения в сферу практического использования

    Результаты изменения инновационной активности предприятия можно связать с наращением факторов конкурентоспособности предприятия. Новожилов М.Л. выделяет следующие группы факторов конкурентоспособности, которые формирует инновационная деятельность:

1)      Качественная составляющая – технико-технологические параметры продукции, эргономические, экологические параметры, также патентная чистота товара.

2)      Маркетинговая составляющая – характеристика фирмы с точки зрения эффективности применения комплексных маркетинговых мер воздействия на рынок.

3)      Коммерческая составляющая включает в себя опыт коммерческой деятельности компании, в том числе использование гибкой ценовой политики и организацию послегарантийного обслуживания, качество ведения деловых операций.

4)      Гудвилл – известность фирмы и еѐ корпоративного бренда, степень лояльности потребителей по отношению к продукции фирмы, размеры и характер интеллектуальной собственности. [2]

    Инновационная деятельность предприятия невозможна без значительного объѐма усилий по еѐ обеспечению. О.В.  Навоева  выделяет ряд процессов, связанных с обеспечением  инновационной активности необходимого уровня; в том числе:

   -технико-технологическую составляющую, которая на уровне хозяйствующего субъекта призвана обеспечить технические и технологические возможности для практического применения различных новшеств в интересах создания инноваций;

-консалтинговую составляющую, призванную обеспечить организацию консалтинговыми услугами в области трансферта технологий и предпринимательства;

-кадровую составляющую, направленную  на подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала, участвующего в инновационном процессе;

-информационную составляющую, решающую задачу всестороннего информационного обеспечения инновационного бизнеса;

-сбытовую составляющую, обеспечивающую коммерциализацию инноваций, постоянно реагирующую на конъюнктуру рынка. [3]

Основные подходы к оценке инновационной активности

   Существует несколько основных подходов к анализу и оценке инновационной активности предприятия: формальный, ресурсный, результативный.

   Формальный подход определяет принадлежность организации к классу инновационно-активных исходя из количества реализованных инновационных проектов и их масштабов, а также на основе анализа видовой структуры инновационной деятельности. Основной задачей аналитика является идентификация видов инновационной деятельности, в связи с чем данный подход является удобным инструментом для экспресс-оценки инновационной активности организации.

   При использовании формального подхода могут быть рассчитываются такие количественные показатели, как:

-число видов инновационной деятельности, осуществляемых организацией;

-число  инновационных  проектов,  находящихся  на  стадии  подготовки  в  пределах  каждого  вида деятельности  и  в  общем  количестве  (критерий  характеризует  процесс  использования  инновационного потенциала);

-число инновационных проектов, находящихся на стадии реализации в пределах каждого вида деятельности и в общем количестве (критерий характеризует результат использования инновационного потенциала).

    Ресурсный (ресурсно-затратный) подход нацелен на анализ величины затрат и степени использования материальных, информационных, человеческих, технологических и других ресурсов в инновационном процессе. При данном подходе характеризуется ресурсная составляющая инновационного потенциала организации, и основная задача аналитика состоит в определении видов ресурсов и затрат, которые учитываются при оценке. При оценке инновационной активности рассчитываются качественные и количественные показатели, отражающие использование (потребление) различных ресурсов на всех стадиях инновационного процесса в абсолютном и относительном выражении. К основным показателям затратного подхода относятся коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью (как отношение объѐма интеллектуальной собственности в денежном выражении к внеоборотным активам), коэффициент (доля) персонала, занятого в НИР и ОКР (занимающегося непосредственно разработкой новых продуктов и технологий, производственным и инженерным проектированием, другими видами технологической подготовки производства), коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР (включая имущество экспериментального и исследовательского назначения, приобретенные машины и оборудование, связанные с технологическими инновациями), коэффициент освоения новой техники (как соотношение вновь введѐнных в эксплуатацию основных производственно-технологических фондов по сравнению с прочими средствами, включая транспорт, здания, сооружения), коэффициент освоения новой продукции (как доля выручки от производства новой или усовершенствованной продукции в общем объѐме выручки), коэффициент инновационного роста (доля средств, выделяемых предприятием на собственные и совместные исследования по разработке новых технологий, на маркетинговые исследования и прочие инновационные проекты в общем объѐме инвестиций), коэффициент информационных технологий (доля средств, выделяемых предприятием на внедрение информационных технологий), коэффициент управления риском (доля средств, выделяемых предприятием на внедрение риск-менеджмента).

    В рамках данного подхода применяют также критерии ресурсоѐмкости и затратоѐмкости инновационной деятельности:

-доля стоимости основных фондов, эксплуатируемых в процессе инновационной деятельности, в средней стоимости основных фондов;

-удельный вес инновационных затрат в выручке от реализации продукции или в создаваемой организацией добавленной стоимости;

-инновационные затраты в расчѐте на одного работающего в организации.

    Структура затрат на инновационную деятельность позволяет охарактеризовать степень участия предприятия в разработке и осуществлении инноваций, поэтому показатели этого типа активно применяются во многих методиках, в том числе методике Госкомстата РФ, Московского института Карнеги, методиках Поляковой С., Трифиловой А.А., Дорошенко Ю.А. и других.

    Серьѐзным недостатком предыдущих двух подходов является то, что экономические выгоды от осуществления инновационной деятельности остаются не выявленными для предприятия. Этот недостаток преодолевается в рамках результативного подхода.

   Результативный подход сфокусирован на анализе результативности и эффективности инновационной деятельности. Основной задачей аналитика является идентификация и стоимостная оценка эффектов от внедрения инноваций с целью определения  способности организации создавать и  внедрять успешные нововведения.

   К основным показателям результативного подхода относятся эффекты экономии затрат и эффекты вклада в рыночную стоимость бизнеса. Первые включают в себя такие показатели как: экономия затрат на производство и реализацию  продукции за период как результат технико-технологических инноваций;  экономия транзакционных издержек как результат организационно-управленческих инноваций; экономия налоговых платежей по налогу на прибыль (действие налогового щита); экономия выплат, связанных с производственным травматизмом, профзаболеваниями, экологических штрафов как результат социальных инноваций.

   К эффектам вклада в рыночную стоимость бизнеса относят: вклад материальных активов, созданных в результате продуктовых и технико-технологических инноваций; вклад нематериальных активов; вклад неидентифицируемых элементов интеллектуального капитала, отражающий результат организационно- управленческих и социальных инноваций.

    В рамках результатного подхода североамериканские менеджеры оценивают результаты инновационной деятельности используя такие критерии, как влияние на рост доходов компании, удовлетворѐнность клиента, рост доходов от новых продуктов, повышение производительности труда, динамика прибыли. [4]

    Проанализировав достоинства и недостатки классических подходов, К.В. Михайлов предлагает подход, определяющий инновационную активность организации как еѐ конкурентную силу. В этом случае организация рассматривается как потребитель и как поставщик новшеств, а аналитиком, в первую очередь, оценивается инновационная восприимчивость, обеспеченность ресурсами, качество организации и общения, инновационная компетентность. Основой применения подхода является задача определить влияние самой организации и конкурентной среды на инновационную активность на основе расчѐта качественных показателей инновационной активности. В отличие от предыдущих подходов организацию предлагается рассматривать как открытую систему, что и составляет специфическую особенность подхода. [5]

    Конкурентный характер инновационной деятельность также находит отражение в показателях инновационной активности, предлагаемых О.В. Навоевой. По мнению автора, инновационная активность может характеризоваться такими признаками как: степень мобилизации инновационного потенциала; объѐм и доля инвестиций в инновационное развитие организации; структура получаемых инноваций (принципиально новых или улучшающих, соответствующих мировому, отечественному уровню или касающихся только отдельной организации); степень соответствия инноваций потребностям общества; вклад инноваций в обеспечение конкурентных преимуществ. [3]

    Предлагаемый В.Н. Гуниным подход к оценке инновационной активности предприятия состоит в изучении его потенциальной силы и агрессивности его стратегии по привлечению реального объѐма инвестиций, мобилизации потенциала и ресурсов, разработке конкурентных маневров. Вслед за И. Ансоффом он связывает понятие активности с понятием агрессивности компании, понимаемой как масштаб,  уровень  использования потенциальной силы, как готовность к действиям, к активной деятельности. [6]

   Активность инновационной деятельности определяется как динамичностью, темпом изменений, так и качественной еѐ стороной, то есть способностью приближения к цели. Показателями инновационной активности служат критерии инновативности «ТАТ» (turn-around-time), показатели обновляемости продукции, обновляемости технологии и технологического оборудования, обновляемости знаний персонала, обновляемости организационных структур; они характеризуют отношение результата к длительности процесса.

   В качестве интегрального количественного показателя инновационной активности Гунин предлагает взвешенное суммирование таких частных показателей, как: качество инновационной стратегии конкуренции, уровень мобилизации инновационного потенциала, уровень привлечѐнных капиталовложений-инвестиций, методы, культура, ориентиры, используемые при проведении изменений, соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации, скорость (темп) проведения стратегических инновационных изменений, обоснованность реализуемого уровня ИА. [7]

    Также в целях оценки инновационной активности Гунин предлагает разрабатывать концепцию инновационного мультипликатора не только на государственном и региональном уровне, но также и на уровне предприятия, осуществляя расчѐт индексов инновационной активности и структуризацию периода жизнедеятельности мультипликатора по фазам. При этом следует отметить, что переход на уровень предприятия требует пересмотра и адаптации отдельных коэффициентов активности, применяемых на государственном уровне.

    Динамический характер инновационной активности также находит отражение в методике диагностики инновационной активности экономической системы на основе исследования временных рядов некоторого множества индикаторов инновационной деятельности, предложенной Е.Н. Кузнецовой. Данный подход позволяет оценить инновационную активность как интенсивность действий организации на всѐм спектре инновационных изменений, как временное развитие инновационной деятельности и построить динамическую модель активности.

    А.И. Балашов при оценке инновационной использует принцип «чѐрного ящика», то есть исходит из того, что анализируемая система (предприятие, подразделение) может быть разделена на три части:

1.      Вход – инновации и ресурсы

2.      Оператор или механизм преобразования входа в выход (организационно-управленческие решения)

3.      Выход – результат в виде новых продуктов, услуг, знаний.

    Исследование каждой части предполагает совокупность определѐнных показателей как затратного, так и результатного типа. [4]

    Ещѐ один подход к оценке инновационной активности связан с применением матричных моделей. Ряд авторов справедливо отмечает, что неправомерно сводить анализ инновационной активности предприятия в единый интегральный критерий. Предложенный Инновационным бюро «Эксперт» матричный подход к изучению инновационной активности состоит в распределении компаний на однородные группы в зависимости от значения двух показателей: уровня технологической сложности производственных процессов (в соответствии с методологией Организации по экономическому сотрудничеству и развитию) и доли экспортной выручки в общем объѐме выручки (что характеризует активность и эффективность менеджмента, персонала, исследовательских подразделений компании).

    При этом каждой группе компаний присущи признаки инновационных процессов, отличающие компании данной группы от компаний других групп. Отличительные особенности охватывают такие аспекты инновационной деятельности, как: приоритеты инновационной деятельности, инфраструктура инноваций, иерархия принятия решений, развитость инновационной сети.

    Матричный подход позволяет также провести стратегическую оценку инновационной активности предприятия по различным параметрам инновационной деятельности. Так, матрица конкуренция/ноу-хау оценивает два параметра работы предприятия: давление сил конкуренции и, соответственно, необходимость срочно представить инновационные разработки для рынка как способ снижения этого давления; существующие на предприятии ноу-хау как оружие конкурентной борьбы. Матрица Input/output позволяет проанализировать инновационную деятельность в зависимости от конкурентоспособности инновационных разработок и величины затрачиваемых ресурсов на соответствующий исследовательский и инновационные проекты. [8]

   Сравнительный анализ показателей инновационной активности предприятия

   В первом приближении все показатели инновационной активности можно разделить на количественные и качественные; в то же время количественные показатели подразделяются на объѐмные и относительные. К первым относятся объѐм инвестиций, направляемых на инновационную деятельность (затраты на НИР и ОКР), изменение нематериальных активов на балансе предприятия, количество разработанных и внедрѐнных в производство продуктовых, технологических, организационно-управленческих инноваций, количество полученных патентов, число видов инновационной деятельности, осуществляемых организацией, численность подразделений и персонала, вовлечѐнных в инновационную деятельность, выручка от реализации новых продуктов и другие. Недостатком данной группы показателей является то, что они стимулируют рост затрат и оборотов, но не способствуют увеличению производительности, не дают информации об увеличении прибыльности за счѐт инновационных товаров в структуре продукции, о полезности приобретаемых патентов и получаемых результатов НИОКР. Кроме того, такие показатели непригодны для сравнения предприятий разного размера.

    Относительные и результативные показатели позволяют оценивать эффективность инновационной деятельности и включают в себя: ЧДД и коэффициенты результативности по инновационным проектам, инновационный доход на одного работника, количество внедрѐнных управленческих решений на одного работника, маржинальная рентабельность новых продуктов, простая норма прибыли и внутренняя норма рентабельности инновационных проектов, производительность исследований и разработок, экономия затрат на производство и реализацию продукции за период как результат технико-технологических инноваций, экономия транзакционных издержек как результат организационно-управленческих инноваций, вклад материальных и нематериальных активов, созданных в результате продуктовых и технико-технологических инноваций, в рыночную стоимость бизнеса.

    О.В. Навоева предлагает следующую классификацию показателей инновационной активности и эффективности инновационной деятельности.

-   показатели, оценивающие затраты на НИОКР, приобретение лицензий, патентов, ноу-хау, подготовку и переподготовку кадров, внедрение новшеств в абсолютном выражении и в общем объѐме продаж.

-      показатели, характеризующие динамику инновационного процесса и обновляемости инноваций, длительности всего жизненного цикла инноваций или отдельных его фаз, инновационности ТАТ (turn-aroun-time), доли инновационной продукции в общем объѐме продаж, экспортируемых и импортируемых инноваций.

-структурные показатели: структура инноваций по степени их новизны, структура научных работников, соотношение затрат на фундаментальные и прикладные исследования, структура источников финансирования. [3]

    В соответствии с другой классификацией показатели инновационной деятельности подразделяются на:

-показатели, необходимые для принятия решений об инновационной стратегии фирмы;

-показатели, характеризующие участие персонала и потребность в кадрах для инновационной деятельности;

-показатели активности инновационной деятельности по видам инноваций;

-показатели эффективности инновационной деятельности и мероприятий по еѐ совершенствованию.

    При разработке частных показателей затрат на инновационную деятельность (примеры которых приведены в предыдущем разделе) желательно также учитывать  соотношение темпов роста затрат и соответствующих результатов, что позволит проанализировать темпы прироста совокупной производительности факторов производства, интенсивность и экстенсивность развития системы.

    Интенсификация ИД позволяет повысить результативность использования ресурсной составляющей, а следовательно, и инновационный потенциал в целом. Поэтому инновационная активность может оцениваться с точки зрения эффективности использования ресурсов предприятия

    Инновационная активность определяет качество экономического роста системы. М.Л. Новожилов связывает решение задачи оценки уровня экономического развития с исследованием производственной функции, которая увязывает размеры выпуска продукции с затратами факторов производства и уровнем технологического развития. Он приводит производственную функцию в трактовке Р. Дорнбуша и С. Фишера: 

 


AY/Y – темп прироста объѐма выпуска

(l-e) – доля затрат труда

AN/N – темп прироста затрат труда B – доля затрат капитала

AK/K – темп прироста затрат капитала
AL/L – темп технического прогресса [3]

    Таким образом, определяется участие факторов в обеспечении экономического роста, и это участие равно произведению темпов прироста каждого из них на размер доли фактора в доходе.

    Оценка инновационной активности предприятия должна быть направлена на выявление интенсивности действий факторов на всѐм спектре инновационных изменений, включая создание новой продукции, использование новых видов сырья, применение новых технологий, формирование новых организационных структур, освоение новых рынков.

   Действие факторов инновационного развития определяет тип функционирования системы, который может быть:

-стагнационный - структуры потребляемых ресурсов и выпускаемой продукции стабильны, степень инновационности системы равна нулю;

-кризисный - наращивание объѐмов производства ресурсов при стабильном или сокращающемся производстве выпускаемой продукции;

-экстенсивный - равенство темпов роста объѐмов производства ресурсов и продукции при сохранении базисной структуры ресурсов и ассортимента;

-интенсивный - рост объѐмов производства продукции при сокращении (более медленном росте) объѐмов используемых ресурсов;

-инновационный - изменение структуры производимой продукции при стабильном либо замедленном росте объѐмов, либо сокращении объѐмов производимых и используемых ресурсов, либо одновременном изменении структуры производимых и потребляемых ресурсов. [2]

    В качестве показателей, характеризующих тип развития, могут применяться коэффициенты интенсивности и экстенсивности по отдельным ресурсам и по их совокупности, а также относительные скорости изменения затрат и эффективности.

    Качественные показатели инновационной активности часто связаны с оценкой еѐ стратегического характера, в том числе качества инновационной стратегии, состава и динамики стратегических изменений, особенностей подготовки и принятия стратегических решений с начала изменений во внешней среде. Анализу подвергаются внешние и внутренние параметры инновационной деятельности предприятия: нестабильность внешней среды, инновационный климат, инвестиционный климат, инновационная конкурентная среда, открытость организации, компетентность еѐ руководства и специалистов, стратегическая гибкость, мотивация специалистов и руководства.

    Стратегические и качественные показатели инновационной активности призваны охарактеризовать такие элементы инновационной деятельности, как:

-качество инновационной стратегии конкуренции (соответствия миссии - предназначению, миссии - ориентации, внешней среде, потенциалу, целям и другим стратегиям);

-уровень мобилизации инновационного потенциала;

-уровень привлечѐнных капиталовложений (способность руководства привлекать инвестиции, требуемые по объѐму и приемлемые по источникам);

-методы, культуру, ориентиры, используемые при проведении инновационных изменений;

-обоснованность реализуемого уровня инновационной активности – его соответствие состоянию внешней среды и состоянию организации;

-соответствие реакции предприятия характеру конкурентной стратегической ситуации;

-скорость (темп) разработки и реализации инновационной стратегии – интенсивность действий по созданию и продвижению новшеств.

    К качественным показателям инновационной активности относят также критерии степени внимания, уделяемого правовой защите результатов НИОКР при исследовании интеллектуальных ресурсов компании (методика конъюнктурных обследований ЦЭК), уровня конкурентоспосбности предприятия (там же), причин роста и спада инновационной активности (методика Госкомстата РФ и Московского института Карнеги), системы мотивации инновационной деятельности на предприятии (методика Ю.А. Дорошенко), характеристика изменений в инновационных направлениях (форма 4 «Сведения об инновационной деятельности организации»).

    Стратегическая обоснованность инновационных проектов может характеризоваться показателями внешней конкурентной среды и позиций предприятия в ней.

   Сила конкурентного давления: динамика индекса Хершфиндаля-Хиршмана, индекс Лернера, средние темпы обновления продукции.

    Уровень конкурентной позиции предприятия: динамика выручки от продаж в сравнении со среднегрупповой, расходы на одного клиента в сумме коммерческих расходов (маркетинговые преимущества), отношение цены от продаж к себестоимости (показатель лояльности клиентов).

    Качественные и стратегические показатели инновационной активности также находят применение в рамках инновационного SWOT-аудита; причѐм SW-аудит осуществляется в форме производственного (тактического) аудита, а ОТ-аудит включает стратегический анализ возможностей и опасностей, генерируемых внешней средой, и стратегическое планирование инноваций, осуществляемые инструментами стратегического анализа и маркетинга. ОТ-аудит соответствия внешней среды тенденциям инновационного развития включает в себя анализ инновационных возможностей (базы отраслевых инноваций), анализ патентной и явной востребованности инноваций, оценку применимости инноваций на предприятии и потребностей в новых технологиях, анализ жизненного цикла инноваций. [9]

   Разработка системы показателей инновационной активности предприятия

    Инновационная активность предприятия связана как с накопленным объѐмом и качеством ресурсов для инновационной деятельности, так и с результативностью внедрения новшеств, достигнутой в предыдущие периоды работы. Необходимо в равной мере оценить усилия предприятия по созданию ресурсного обеспечения и уровень инновационных мероприятий, выражающийся в их совокупной эффективности и вкладе в увеличение устойчивости бизнеса. Кроме того, интегральная оценка инновационной активности требует учесть как тактический, так и стратегический характер инновационной деятельности на предприятии, а также уровень интеллектуального развития предприятия: в настоящее время на смену индустриальному и постиндустриальному укладам приходит период науки или знаний, происходит коренное изменение привычных устоев в экономике, и важным показателем инновационной активности становится доля нематериальных активов в активах предприятия и состояние его интеллектуального капитала.

    Из многообразия показателей инновационной активности выберем основные, характеризующие две составляющие – обеспеченность предприятия ресурсами, необходимыми для результативного ведения инновационной деятельности, и эффективность инновационной деятельности по итогам предыдущих периодов. Таким образом, предлагается совместное применение критериев результативного и ресурсного подходов.

    Показатели обеспеченности предприятия ресурсами для инновационной деятельности:

-Доля накопленной прибыли, направляемая на финансирование инновационной деятельности:

Пнак – накопленная прибыль предприятия, руб.

Зон – затраты на освоение инноваций, руб.


Кис – коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью.

   Определяет наличие у предприятия интеллектуальной собственности и прав на неѐ в виде патентов на изобретения, промышленные образцы, свидетельств на полезные модели, программы ЭВМ, товарные знаки и знаки обслуживания, а также иных, аналогичных с перечисленными прав и активов, необходимых для эффективного инновационного развития.


Си – интеллектуальная собственность, руб.
Авн – внеоборотные активы, руб.

  Косн – коэффициент освоения новой техники
Характеризует способность предприятия к освоению нового оборудования и новейших производственно- технологических линий.
.
ОФн – стоимость вновь введѐнных основных фондов, руб.

ОФср       –     среднегодовая            стоимость          основных         производственных              фондов предприятия, руб.


Кпр – коэффициент развития персонала.

Характеризует профессионально-кадровый состав предприятия; показывает долю персонала, занимающегося непосредственно разработкой новых продуктов и технологий, производственным и инженерным проектированием, другими видами технологической подготовки производства для выпуска новых продуктов или внедрения новых услуг, по отношению к среднесписочному составу всех постоянных и временных работников, числящихся на предприятии.

Пн – число занятых в НИР и ОКР, чел.

Чр – средняя численность работников предприятия, чел.


Кир – коэффициент инновационного развития (стоимость инновационных проектов в общем объѐме инвестиций). Характеризует устойчивость технологического роста и производственного развития.



Иис – стоимость научно-исследовательских и учебно-методических инновационных проектов, руб.
Иоб – общая стоимость прочих расходов, руб.

   Показатели эффективности инновационной деятельности:

-Средневзвешенная величина PVI по инновационным проектам предприятия

-Среднегеометрическое значение коэффициента интенсивности по совокупности используемых ресурсов на предприятии: Кинт ср = √П (Кинт i)

-Скорость прироста эффективности производства:

где

Vэ – относительная скорость изменения эффективности производства Vр - относительная скорость изменения результата

Vз - относительная скорость изменения затрат P – результат работы предприятия

Э – эффективность работы предприятия

- Сила инновационного рычага: Lин = (Rн – WACC) * (Врн/Вр)


WACC – средневзвешенная стоимость капитала
Rн – рентабельность продукции, произведѐнной с использованием инноваций Вр – выручка общая

Врн - выручка от продукции, произведѐнной с использованием инноваций.

В стратегическом плане также необходимо оценить обоснованность достигнутого уровня инновационной активности, то есть соответствие уровня инновационной активности экономическим возможностям системы.

Такой анализ может быть проведѐт на основе сравнения коэффициента устойчивого роста (КУЭР) и темпов роста объѐмов выпуска за счѐт освоения инноваций (∆отн(ВрН))



ЧП - чистая прибыль предприятия, руб.;

ККЧП - коэффициент капитализации чистой прибыли; СК - сумма собственного капитала предприятия, руб.



∆Врн – прирост выручки за счѐт освоения новой продукции, руб.;
Вр – общая выручка предприятия, руб.
Если полученное соотношение КУЭР и ∆отн(Врн) больше единицы, это соответствует о достаточном уровне экономических возможностей предприятия для устойчивой реализации инновационной деятельности.

Для графического отображения результатов расчѐта предлагается метод эллипсов, состоящий в построении эллипса с центром в начале координат; расчѐт площади эллипса позволит получить интегральное значение показателя инновационной активности.

Эллипс – множество всех точек плоскости, для которых сумма расстояний от двух данных точек, называемых фокусами, есть величина постоянная, большая расстояния между фокусами.

В координатном представлении данная кривая второго порядка описывается следующим каноническим уравнением (для эллипса с центром в начале координат, оси которого совпадают с осями координат):




Значение коэффициента обеспеченности предприятия ресурсами для инновационной деятельности соответствует параметру а; коэффициент эффективности инновационной деятельности соответствует параметру

b.   На графике величины a и b обозначают отрезки, отсекаемые эллипсом на осях абсцисс и ординат. Алгоритм сравнения инновационной активности предприятий включает в себя следующие шаги:

Шаг 1.Рассчитать частные показатели эффективности инновационной деятельности (Кэф) и обеспеченности предприятия ресурсами для инновационной деятельности (Кобесп) для объектов сравнения а основе частных критериев по формуле средней арифметической.

Шаг 2.Пронормировать полученные значения (Xнорм) и рассчитать интегральные значения нормированных показателей как среднеарифметическую частных показателей.

Xi – значение показателя по i-тому объекту сравнения (предприятию);

Xэт – значение показателя по эталонному объекту (с наивысшим значением)


Шаг 3 Отметить на оси абсцисс и оси ординат соответствующие точки (a на оси абсцисс и b на оси ординат), отображающие значения полученных критериев.

Шаг 4 Построить эллипсы по точкам a и b Шаг 5

Рассчитать площади полученных эллипсов по формуле:


Шаг 6 (дополнительный) Рассчитать соотношение полученных площадей как показатель уровня инновационной активности относительно эталона, предыдущего периода или аналогичного предприятия:


Sэлi – площадь эллипса, рассчитанная для i-того объекта сравнения
Sэлэт – площадь эллипса для эталонного объекта

Рассмотрим пример применения алгоритма для трѐх условных предприятий

Пример

 Таблица 1Результаты оценки показателей по трѐм предприятиям

Показатель

Предприятие 1

Предприятие 2

Предприятие 3

PVIср

1,21

1,45

1,33

Кинт ср

0,55

0,6

0,4

0,2

0,3

0,17

Lин

0,06

0,1

0,12

УдПр

0,18

0,22

0,25

Кис

0,3

0,15

0,07

Косн

0,15

0,25

0,3

Кпр

0,4

0,6

0,35

Кир

0,1

0,13

0,2


Таблица 2Расчѐт нормированных значений

Показатель

Предприятие 1

Предприятие 2

Предприятие 3

PVIср

0,83

1

0,92

Кинт ср

0,92

1

0,67

0,67

1

0,57

Lин

0,5

0,83

1

Пнак/Зон

0,72

0,88

1

Кис

1

0,5

0,23

Косн

0,5

0,83

1

Кпр

0,67

1

0,58

Кир

0,5

0,65

1

Показатели обеспеченности предприятия ресурсами для инновационной деятельности: Пр1: Кобесп1 = (0,83+0,92+0,67+0,5)/4 = 0,73

Пр2: Кобесп2 = (1+1+1+0,83)/4 = 0,96

Пр3: Кобесп3 = (0,92+0,67+0,57+1)/4 = 0,79

Показатели эффективности инновационной деятельности: Пр1: Кэф1 = (0,72+1+0,5+0,67+0,5)/5 = 0,68

Пр2: Кэф2 = (0,88+0,5+0,83+1+0,65)/5 = 0,77

Пр3: Кэф3 = (1+0,23+1+0,58+1)/5 = 0,76 Sпр1 = π*0,73*0,68 = 1,56

Sпр2 = π*0,96*0,77 = 2,32 Sпр3 = π*0,79*0,76 = 1,89

Отразим полученные фигуры на графике:




Рис.1. Инновационная активность предприятий

 

Заключение

    Проведѐнный анализ показал многообразие подходов к оценке инновационной активности и формированию комплексной системы показателей. Наибольшее распространение получили формальный, ресурсный и результативный подходы; в то же время развиваются подходы с применением матричных моделей, подходы, рассматривающие организацию как открытую конкурентную систему, также динамические подходы с использованием временных рядов и инновационного мультипликатора. В продолжение статьи рассмотрены основные типы показателей инновационной активности и их классификации, а также выявлены достоинства и недостатки применения объѐмных, структурных, качественных показателей. Выявлены особенности стратегической оценки инновационной активности, которая связана с анализом стратегической обоснованности инновационных проектов и может характеризоваться показателями внешней конкурентной среды и позиций предприятия в ней; также она дополняется анализом инновационных возможностей и жизненного цикла инноваций.

    Инновационная активность позволяет оценить характер инновационной деятельности предприятия, являясь одной из еѐ важнейших компонент; она во многом определяет качество экономического роста системы. Поэтому оценка инновационной активности предприятия должна быть направлена на выявление интенсивности и результативности работы на всѐм спектре инновационных изменений, включая создание новых товаров и внедрение новых услуг, применение новых технологий и ресурсов, формирование новых организационных структур, освоение новых механизмов финансирования и каналов сбыта.

    В завершение статьи предложена система показателей и алгоритм интегральной сравнительной оценки инновационной активности предприятий. В основе оценки расчѐт критериев обеспеченности предприятия ресурсами для инновационной деятельности и эффективности инновационной деятельности за предшествующие периоды, что позволяет учесть как потенциал внедрения инноваций и степень работы с ним, так и опыт предприятия в этой области. Расчѐт интегрального показателя сопровождается графической визуализацией – построением эллипсов инновационной активности.

 Список литературы

1.      Козлов К., Соколов Д., Юдаева К. Инновационная активность российских предприятий. Москва, 2004. Серия «Рабочие материалы», московский центр Карнеги

2.      Новожилов М.Л. Теория и методология формирования модели повышения инновационной активности промышленных компаний: монография. – СПб.: СПбГИЭУ. 2007. – 141 с.

3.      Навоева О.В. Механизм повышения инновационной активности организации. – Магадан: Кордис, 2010. – 135 с.

4.      Балашов А.И. Инновационная активность российских предприятий: проблемы измерения и условия роста. – СПб.: Издательство Политехнического университета, 2010. – 206 с.

5.      Михайлов К.В. Организация управления риском и инновациями     в стратегии    предприятия. Сборник трудов на тему «Актуальные проблемы развития экономики современной России». – Москва: МИПК, 2004.

6.      Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989. – 358 с.

7.      Гунин В.Н. Инновационная активность предприятий: сущность, содержание, формы: Монография – М.: ГУУ, 2000. – 103 с.

8.      Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент, 2006. СПб. издательство «Питер». – 384 с.

9.      Альгина М.В., Боднар В.А. Формирование механизма активизации инновационной активности предприятий промышленного комплекса. – Монография. – Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2010. – 201 с.