Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

   В современных условиях ведущие вузы становятся катализаторами экономического роста, основанного на инновациях, центрами общественной и культурной жизни региона, связующим звеном между обществом, государством и бизнесом.

     Основополагающими документами в области реформирования отечественной системы высшего образования являются Приоритетный национальный проект «Образование» от 05.09.2005 г., Концепция национальной образовательной политики РФ от 03.08.2006г., национальный проект «Поддержка ведущих российских вузов» от 29.11.2009г., Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также Государственная программа «Развитие образования в 2013-2020гг».

Этапами структурной модернизации системы высшего образования в современных условиях выделяют:

•     определение базового каркаса системы высшего образования – вузов, которым присвоена особая категория (федеральный университет, национальный исследовательский университет, бизнес-школа мирового уровня, ведущий классический университет);

•определение вузов, которым будет дано право осуществлять подготовку по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры;

• определение вузов, которым будет дано право реализации программ бакалавриата. [1]

     Особого внимания требуют флагманские вузы, формирующие базовый каркас российской системы высшего образования. В настоящее время в системе образования представлены четыре типа флагманских вузов:

1)10 федеральных университетов, призванных обеспечивать квалифицированными кадрами программы макрорегионального и регионального развития;

2)     27 национальных исследовательских университета, деятельность которых разворачивается в логике наращивания человеческого капитала для решения задач приоритетного отраслевого развития (атомная энергетика, технологии, авиастроение и др.);

3)        2 бизнес-школы мирового уровня, ориентированные на развитие предпринимательского и управленческого потенциала;

4)     2 ведущих классических университета, являющихся ядром гуманитарного и естественно- научного образования страны.

     Федеральные университеты нацелены на решение задач территориального развития страны. Отраслевая направленность национальных исследовательских вузов задается определенными в стратегических документах доминантами социально-экономического развития страны. Бизнес-школы мирового уровня ведут подготовку управленческих кадров с учетом приоритетных направлений развития экономики. Ведущие классические университеты осуществляют свою деятельность в рамках сложившихся и перспективных направлений гуманитарного и естественно- научного образования. Независимо от типа флагманские университеты должны строиться на принципах интеграции учебной и проектно-исследовательской деятельности.

   У федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, ведущих классических университетов есть право реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно.

    Создание крупнейших университетов национального масштаба при поддержке федеральных, региональных органов государственного управления и участии ведущих бизнес-структур является ответом на вызовы современной мировой экономики, в которой определяющую роль играют инновации, знания и человеческий капитал.

   В рамках государственной поддержки ведущих российских вузов выделяются следующие основные направления:

§ поддержка программ развития МГУ и СПбГУ,

§ поддержка федеральных университетов в части модернизации научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности,

§ поддержка национальных исследовательских университетов,

§ развитие кооперации российских вузов и производственных предприятий,

§ привлечение ведущих учѐных в российские вузы,

§ развитие инновационной инфраструктуры в российских вузах,

§ поддержка научных проектов, реализуемых совместно ведущими вузами и ведущими научными организациями.[2]

Модернизация российского образования должна идти по разным направлениям, среди них наиболее значимы следующие:

ü изменение практик управления образовательными организациями;

ü структурная реформа организаций образования;

ü создание полномасштабной системы академической мобильности;

ü создание системы независимой оценки качества образования;

ü преимущественный переход на конкурсный характер распределения государственных финансовых средств в системе образования;

ü реализация целевого пакета мер по обеспечению инновационной трансформации экономики Российской Федерации.

   Основными приоритетами государственной политики в сфере образования выделим:

   Повышение качества образовательных услуг. В последнее десятилетие предпринят ряд шагов по содержательной модернизации профессионального образования, по повышению его качества, по интеграции российского профессионального образования в международное образовательное пространство. В первую очередь, речь идет о вхождении России в Болонский процесс, о повышении гибкости образовательных программ, о преодолении ранней узкой специализации, о внедрении ФГОС профессионального образования. Эти стандарты предусматривают большую самостоятельность образовательных организаций, возможность индивидуализации.

    Развитие непрерывного образования. Преобразование вузов из места для обучения молодых людей — после средней школы или армии — в заведение, предлагающее профессиональное образование для всех возрастов. Конечно, и в прошлом в университетах были программы дополнительного образования, но они играли вторичную роль по отношению к собственно высшему образованию. Университетские программы становятся гораздо более сбалансированными и по возрастной структуре, и по разнообразию. При формировании программ и отборе слушателей важно различать программы для людей без производственного опыта, а также программы для людей с опытом работы. В некоторых случаях это достаточно очевидно — скажем,  бакалавриат точно не предполагает опыт, а в программах бизнес-образования или переподготовки госслужащих наличие опыта является условием для поступления на них. Но в ряде программ (например, в магистратуре) требование опыта не является очевидным, однако учет этого фактора существенно влияет на содержание программы.

    Оптимизация количества вузов. По прогнозам концентрация ресурсов образования должна способствовать снижению численности вузов в перспективе 2020 г. до 350–400. В 2014г. актуальным оставался тренд на дальнейшую оптимизацию числа образовательных организаций высшего образования. По данным Росстата общее количество образовательных организаций высшего образования уменьшилось и составило 969 единиц, из них число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования уменьшилось на 31 единицу, а частных образовательных организаций - на 46 единиц. [3]

    Открытость образования. Современное качество и гибкость могут достигаться только при активном участии всех заинтересованных лиц, включая самих обучающихся, их семьи, работодателей. Поэтому третьим системным приоритетом является модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность.

   Единство образовательного пространства. Россия  – федеративное государство, в котором миссия образования включает и консолидацию российской гражданской нации, и укрепление единства страны, что предполагает выравнивание образовательных возможностей граждан независимо от региона проживания, развитие ведущих университетов во всех федеральных округах Российской Федерации, проведение единой политики в области содержания образования, распространение лучших практик регионального управления образованием на все регионы.

   Новая структура высшей школы в большей мере соответствует вызовам времени. Сектор федеральных университетов обеспечивает глобальную конкурентоспособность России и конкурирует с ведущими университетами мира. Сектор отраслевых вузов обеспечивает процесс новой индустриализации страны. Сектор региональных университетов обслуживает региональные потребности. В итоге создается система высшего профессионального образования, каждый сектор которой формируется под собственную миссию и проекты конкретного уровня.



Список литературы

1.     Климов  Ю.Г. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия. М.: Издательство «Дело» РАНХ, 2010.

2.     Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://минобрнауки.рф/

3.     Сайт Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru