Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АПРОБАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ СФЕРЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

   С введением федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» организация и осуществление внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни стала обязанностью. Так как федеральный закон не устанавливал никакие способы, методы или ограничения, то в Министерстве финансов РФ разработали рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля.

   Внутренний аудит как сфера профессиональной деятельности на данный момент в Российской Федерации имеет недостаточное нормативно-правовое регулирование. Поэтому апробация элементов внутреннего контроля может быть использована при разработке законодательных актов по внутреннему аудиту, так как внутренний аудит на многих экономических субъектах выполняет функции внутреннего контроля.

   Основными элементами внутреннего контроля являются контрольная среда, оценка рисков, процедуры внутреннего контроля, информация и коммуникация, оценка внутреннего контроля.

  Контрольная среда – «совокупность принципов и стандартов деятельности экономического субъекта, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю на уровне экономического субъекта в целом. Контрольная среда отражает культуру управления экономическим субъектом и создает надлежащее отношение персонала к организации и осуществлению внутреннего контроля» [1].

   Таким образом, для внутреннего аудита, исполняющего функции внутреннего контроля на предприятии, в обязательном порядке необходимо определить контрольную среду. В противном случае это может привести к ограничению эффективности осуществления внутреннего аудита.

  Следующий элемент внутреннего контроля – это оценка рисков. В информации, опубликованной Министерством финансов РФ, указано, что «оценка рисков представляет собой процесс выявления и анализа рисков» [1]. Так как основная деятельность внутреннего аудита связана с выявлением и минимизацией рисков до приемлемого уровня, то необходимо определить понятие риска.

   Риск – «это опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств, других ресурсов в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами. Измеряется частотой, вероятностью возникновения того или иного уровня потерь. Наиболее опасны риски с осязаемой вероятностью уровня потерь, превосходящих величину ожидаемой прибыли» [3]. В федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности есть понятие аудиторского риска – «это риск того, что аудитор выразит ненадлежащее аудиторское мнение при наличии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности» [2]. Данное определение, на наш взгляд, не отражает сущность аудиторского риска во внешнем аудите и не может быть применено в области внутреннего аудита. Конечно, одной из главных задач внутреннего аудита  является выявление рисков, которые могут повлиять на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. Но спектр рисков, которые необходимо оценивать внутренним аудиторам гораздо шире, так как им необходимо фокусироваться на достижении целей деятельности организации по средствам повышения эффективности. Наиболее правильное определение риска, связанного с внутренним аудитом, представлено Минфином России в разъяснениях об организации внутреннего контроля: «сочетание вероятности и последствий недостижения экономическим субъектом целей деятельности. При выявлении рисков экономический субъект принимает соответствующие решения по управлению ими, в том числе путем создания необходимой контрольной среды, организации процедур внутреннего контроля, информирования персонала и оценки результатов осуществления внутреннего контроля» [1].

    При оценивании риска внутренний аудитор в обязательном порядке должен определить его степень с позиции финансового анализа или целесообразности затрат. Выявленные риски и оценка их степени должны быть отражены во внутренних отчетах экономического субъекта. Достоверное описание позволит пользователям информации (учредители, руководство) в дальнейшем принять правильное управленческое решение.

   Минимизация рисков напрямую связана с процедурами внутреннего аудита. Аудиторские процедуры, с точки зрения, внешнего аудита представляют собой определенные действия, направленные на получение аудиторских доказательств. Процедуры внутреннего контроля трактуются Министерством финансов иначе и представляют собой действия, основная цель которых – минимизация рисков. То есть это разработка конкретных рекомендаций, предложений. Считаем, что необходимо объединить два определения с целью отражения значения процедур относительно внутреннего аудита, так как во внутреннем аудите происходит как сбор аудиторских доказательств в ходе проведения внутренних проверок, так и представление для руководства возможных путей снижения выявленных рисков в деятельности организации.

   Аудиторские доказательства, которые были собраны в ходе проведения проверки, должны быть приложены к отчету внутренних аудиторов. Они должны быть достаточными и надежными. «К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки»[4]. Аудиторские доказательства могут содержать программу аудиторской проверки, сведения о результатах аудиторской проверки, различные первичные учетные документы, договора, соглашения, меморандумы, протоколы, отчетность, разъяснения от должностных лиц и иных работников и т.д.

   Виды, применяемых процедур контроля, могут быть разнообразны, и использование тех или иных зависит во многом  от вида самого  экономического  субъекта, а  также  особенностей принципов и стандартов установленного внутреннего контроля. При проведении дальнейшего исследования по данной теме будет уделено внимание процедурам, используемым внутренними аудиторами в сфере образования.

   Следующая составляющая внутреннего контроля, применимая к внутреннему аудиту, – это качественная и своевременная информация. Данный элемент представляет собой информационные системы экономического субъекта. Хранение, обработка, уровень доступности информации значительно влияют на управленческие решения, а также на формирование различного рода рисков. Например, стандартизация документооборота – это положительный момент в деятельности организации, который значительно может снизить риск несанкционированного доступа к информации посторонних лиц. Также правильная организация информационных систем позволит снизить ряд рисков в сфере бухгалтерского учета. Например, своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности.

   Следующий элемент внутреннего контроля соответствует одной из целей внутреннего аудита – это оценка внутреннего контроля. При описании целей внутреннего аудита нами ранее указывалось, что одной из них является оценка эффективности системы внутреннего контроля. Оценка внутреннего контроля применяется к предыдущим элементам внутреннего контроля, потому что требуется анализ их эффективности, результативности и рациональности. Инициатива по оценке системы внутреннего контроля может исходить как от руководства экономического субъекта, так и от внутренних аудиторов. Данная деятельность для внутренних аудиторов может быть плановой и осуществляться периодически. Период определяется в зависимости от текущего состояния системы внутреннего контроля и на основе данных ее мониторинга.

   Внутренний аудит может быть как частью системы внутреннего контроля на предприятии, так и независимым механизмом по определению эффективности системы внутреннего контроля. Но, несмотря на выполняемые функции, применение элементов внутреннего контроля к внутреннему аудиту возможно.

 

Список литературы

1.     <Информация> Минфина России N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности"//Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.minfin.ru по состоянию на 26.12.2013.

2.     Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011)"Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности"// "Собрание законодательства РФ", 30.09.2002, N 39, ст. 3797.

3.     Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б."Современный экономический словарь" (ИНФРА-М, 2006).

4.     Постановление Правительства РФ от 17.03.2014 N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89"// "Собрание законодательства РФ", 24.03.2014, N 12, ст. 1290.