Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛОЖЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ США

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
02 сентября 2017г.

Аннотация:Объект исследования - вложения в госдолг США. Предметом исследования является причины вложений в экономику Соединенных штатов Америки. Цель работы – исследование причин вложений в государственный долг США, выпуск казначейских облигаций. В работе раскрывается состояние экономики в России, а так же раскрываются факторы, влияющие на нее. При исследовании изложенных данных вопросов по событиям, которые выполнены за границей, статистическая информация, справочные




материалы и данные Министерства Экономики, использовались методические события других экспертов, а также были применены методы статистического и экономического анализа.

Ключевые слова облигации, ценные бумаги, население, именные облигации, вклад, граждане РФ, инфляция, государственная поддержка, государственный долг США, казначейские облигации, стабфонд.

Несмотря на идеологическое и геополитическое противостояние, Россия увеличивает вложения в казначейские облигации США. Сейчас их объем составляет 72 млрд долларов. Почему российские власти предпочитают инвестировать в государственные облигации США? И есть ли проблема, куда вложить бюджетные деньги?

11 лет назад в Росси был создан Стабфонд как средство борьбы с инфляцией и способ подстраховать доходную часть бюджета от резких падений цен на нефть. Идея о том, что такой фонд необходим, внедрялась не один год. Начиналось все еще в 2000 году, когда в России впервые заговорили о «голландской болезни». Поначалу чиновников, которые поднимали этот вопрос на совещаниях президента и заседаниях Совета Федерации, попросту никто не понимал.

Термином «голландская болезнь» называют явление в экономике стран, бюджет которых сильно зависит от экспорта сырья. Возрастающие экспортные доходы начинают удушать остальные отрасли. Укрепляется местная валюта, растет импорт, производства теряют конкурентоспособность со всеми вытекающими последствиями. Сам термин появился после того, как в Голландии в конце 50-х годов прошлого века в ее части Северного моря было открыто газовое месторождение. И возросший экспорт газа негативно сказался на остальных отраслях экономики.

Проблема эта не обошла стороной такие государства, как Великобритания, Норвегия, Австралия и другие. В разных странах «голландская болезнь» принимала самые различные формы. Так, в африканских странах, сколько-нибудь обладающих экспортным ресурсом, она приводила к разгулу коррупции и дикому социальному расслоению. А в Норвегии, например, в результате роста зарплат и доступности ссуд падала производительность труда, население отказывалось работать, молодежь – учиться, предпочитая проводить время в барах. Рос приток квалифицированной иностранной рабочей силы, замещающей местную. Общество, попросту говоря, деградировало. Понадобилось срочное вмешательство государства. Лучшие экономические умы бились над изучением причин этого явления, защищались экономические теоремы. И лекарство было найдено – стабфонд.

Декларируемая цель его, если говорить коротко, в сохранении экономической стабильности государства–      экспортера ресурсов. Способ – «стерилизация избыточной денежной массы». Иными словами, сверхдоходы бюджета от экспорта ресурсов должны быть сосредоточены в стабфонде и выведены за пределы государства.

Если в странах с «развитой демократией» идея стабфонда прижилась сразу, то у граждан России, не совсем еще просветленных реформами образования и еще не до конца осознавших передовую экономическую мысль, что государство в роли собственника и хозяйствующего субъекта совершенно неэффективно, такой способ лечения «голландской болезни» вызвал недоумение. Простому российскому гражданину, не стажировавшемуся в гарвардах и не умеющему мыслить масштабно, очень сложно объяснить, почему если он нашел у себя на участке клад, то хозяйственная жизнь его теперь под большой угрозой.

С тех пор дискуссии ведутся в основном на предмет эффективности вложений средств фондов в те или иные финансовые инструменты. Так, лидером и образцом для подражания является Стабфонд Норвегии, он же Пенсионный фонд или же Фонд будущих поколений. Фонд этот считается одним из самых высокодоходных, на 60% он состоит из вложений в акции предприятий разных стран мира, в том числе и российских. В 2005 году в интервью министр финансов Норвегии Пер Кристиан Фосс рассказал, что средства норвежского Пенсионного фонда приносят в среднем 4–6% дохода, который идет в основном на погашение дефицита бюджета, составляющего 4%. Кроме того, средства фонда инвестируются в разработку альтернативных источников энергии [1].

Норвегия – это очень открытая страна и нефтедобычей в ней занимаются по большей части иностранные компании. Доля же государственных компаний в общем объеме сравнительно невелика, а средства Стабфонда формируются из налоговых платежей нефтедобытчиков. Основная доля нашего бюджета 90% государственного бюджета реализуется без доходов от нефти.

Политика весьма странная, особенно на фоне сообщений вроде такого: Глобальный финансовый кризис 2008 года имел серьёзные негативные последствия для всех компонентов стабилизационного («нефтяного») фонда Норвегии, потери которого на инвестициях в 2008 году составили 23%. Стремительно падающая цена на нефть стала причиной для серьезных экономических проблем в Норвегии.

В 2010 году доходность размещения средств фонда составила 1,51%. При этом, размер золотовалютных резервов РФ с 2000 по 2013 годы вырос с 29 до 530 млрд долларов и в это же время совокупный долг корпоративного сектора экономики РФ вырос с 30 млрд до 586–600 млрд долларов на 2013 год без учета государства. Иными словами, корпоративный сектор привлекал на 2013 год столько же примерно средств в виде кредитов, сколько Минфин и ЦБ РФ размещали за рубежом золотовалютных резервов. Вот только стоимость привлеченных кредитов составляет 7–9%. Таким образом, ежегодные потери России на этом достигают 35–40 млрд долларов.

Версии для объяснения этого феномена предлагались различные, мы же будем считать, что это плата за надежность. Ведь  задача  перед фондами так изначально и ставилась – вывести из  страны и надежно разместить.

Традиционно государственные  облигации США являются одним  из самых ликвидных финансовых инструментов в мире. И еще сравнительно недавно они разлетались, как горячие пирожки. В последние годы эта тенденция стала несколько меняться. Доля иностранных держателей казначейских бумаг за период 2008–2013 гг. снизилась на 5 процентных пунктов: с 52,9 до 47,9%. Одну из причин этого экономист видит в том, что «резервы центральных банков и суверенных фондов перенасыщены бумагами, номинированными в валюте США»[4].


Отчасти это подтверждается и тем фактом, что доля бумаг, выкупленных ФРС (то есть за счет печатного станка), за тот же период выросла более чем вдвое. Доля ФРС среди держателей казначейских бумаг в 2008 году составляла 7,8%, к середине 2013 года – 16,6%. Эти данные вполне согласуются с информацией, опубликованной порталом «Рамблер.Финансы»: «Изначально покупка гособлигаций США проходила на основании доверия к властям США. Но со временем это доверие переросло в силовые методы принуждения к покупке гособлигаций. США насильно вывозили золотой запас многих европейских государств, взамен выдавая US Treasures. Предоставляя кредиты через МВФ другим государствам, США также заставляли их покупать гособлигации»[3].

Все чаще в прессе вспоминают об отказе США в 1971 году от обязательств золотого обеспечения доллара. Хотя, как утверждают специалисты, никаких письменных обязательств на сей счет не существовало. Джентльменам принято верить на слово.

На сегодняшний день рынок гособлигаций довольно нестабилен. Так, по данным портала «Finanz.ru», «обвал на  рынке  госдолга развитых стран возобновился в июне с удвоенной силой.  С начала недели доходность 10-летних немецких облигаций подскочила с 0,6% до 0,99%, оформив самое резкое падение цен более чем за 20 лет... Панические распродажи продолжаются и на других рынках суверенного долга. В четверг на европейских торгах аналогичные 10-летние казначейские облигации США торговались с максимальной с октября доходностью в 2,4%. С начала недели она подскочила на 24,3 базисных пункта» [2].

Этот же источник сообщает, что в марте мировые ЦБ нарастили вложения в американский госдолг на 13,1 млрд долларов – до 6,175 трлн долларов, но до этого состоялась «крупнейшая в современной истории распродажа американских бумаг: в феврале Центробанки погасили казначейских облигаций на 56,6 млрд долларов. Главными продавцами стали Россия и Китай, которые вывели из американского госдолга 12,6 и 15,4 млрд долларов соответственно» [4]. Иными словами, если на сегодняшний день рост иностранных инвестиций в гособлигации США еще имеет место, то вовсе не в силу сверхвысокой надежности этих бумаг.

Таким образом, по данным минфина США, Россия на июнь текущего года держала в американских гособлигациях 72 млрд долларов против 113,9 млрд долларов годом ранее. Текущее же сообщение «Интерфакса» о покупке Россией в июне гособлигаций США на 1,4 млрд долларов эксперты объясняют тем, что таким образом Минфин копит долларовые активы перед предстоящими осенью выплатами по долговым обязательствам.

 

Список литературы

 

 

1.     Андросова Л.Д., Дефицит федерального бюджета РФ и проблемы его финансирования / Л.Д. Андросова // Инновационная наука. – 2016. - №9. – С. 111-114.

2.   Шабалин А.О., Государственный и корпоративный долг России в новых условиях / А.О. Шабалин // Банковское дело. – 2015. - №2. – С. 43-49.

3.       Шабалин А.О., Динамика государственного и корпоративного долга России в условиях экономических санкций / А.О. Шабалин // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2015. - №2. – С. 116-130.

4.     Толмачева О.В., Повышение конкурентоспособности рынка государственного долга РФ / О.В. Толмачева // Фундаментальные исследования. – 2015. - №6-1. – С. 194-198.

5. Чалдаева, Л.А. Рынок ценных бумаг: Учебник для бакалавров / Л.А. Чалдаева, А.А. Килячков. - М.: Юрайт, 2016. - 857 c.