Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

    Агропромышленный комплекс страны – это сложная система, которая достаточно медленно адаптируется и приспосабливается к постоянно изменяющимся экономическим условиям. Кроме того, сельское хозяйство является специфической отраслью, что выражается в сезонном и цикличном характере производства, зависимости от природно-климатических факторов, высокой капиталоемкости, низкой фондоотдаче, медленной окупаемости вложенного капитала. Именно поэтому, для обеспечения конкурентоспособности аграрного сектора экономики, необходимо совершенствование государственной политики финансирования сельского хозяйства.

   Нами были рассмотрены некоторые направления в финансировании аграрного сектора экономики, которые требуют совершенствования в области государственного регулирования и поддержки сельхозтоваропроизводителей:

1.     Ограничение доступности сельскохозяйственных товаропроизводителей к долгосрочному (инвестиционному) кредитованию, которое является эффективным средством для технической и технологической модернизации сельского хозяйства, его инновационного развития.

2.     Достаточно высокий уровень просроченной кредиторской задолженности в аграрном секторе экономики.

3.     Отсутствие правовых, организационно - экономических, землеустроительных условий для инвестиционного кредитования под залог земли.

   Остановимся подробнее на разрешении первой проблемы, представленной в исследовании.

   В аграрной системе кредитования наблюдается более высокая востребованность краткосрочных кредитов по сравнению с инвестиционными. На наш взгляд, такая тенденция носит отрицательный характер по отношению к развитию сельского хозяйства страны и не отвечает целям и задачам реализуемых государственных программ, поскольку именно инвестиционные кредиты дают возможность сельскохозяйственным товаропроизводителям модернизировать свое производство, внедрить инновационные технологии,

    По нашему мнению такая ситуация в кредитовании агропромышленного комплекса сложилась из-за ряда причин:

-            низкая доходность отрасли не обеспечивает наличие собственных средств у сельхозтоваропроизводителей для вложения их в долгосрочные и дорогостоящие проекты;

-   неплатежеспособность производителей аграрного сектора экономики;

-    сокращение или отсутствие залогового обеспечения у сельхозпроизводителей, в роли которого может выступать корпоративное или личное имущество (транспорт, недвижимость, оборудование), а также товары, оборотные средства;

-   закредитованность сельскохозяйственных товаропроизводителей;

-   несоответствие потенциальных заемщиков достаточно жестким требованиям банка;

-   рост процентных ставок по инвестиционным кредитам;

-   политика Центрального Банка по ужесточению правил кредитования для коммерческих банков, а именно обязанность начисления повышенных резервов по инвестиционным кредитам (до 75% от объема ссуды);

-    риски, связанные со специфическими особенностями ведения сельскохозяйственного производства, как для банка – риск невозврата ссуды, так и для заемщика – риск неплатежеспособности в связи с потерей доходов при производстве сельскохозяйственной продукции;

-   накопившиеся долгосрочные обязательства государства и необходимость увеличения субсидирования по переходящим инвестиционным кредитам;

-     отсутствие отлаженного механизма прогнозирования, учета и расходования средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на возмещение процентной ставки по долгосрочным кредитам;

-   внешние факторы (наступление неблагоприятных событий природного характера, нестабильная ценовая конъюнктура, экономический кризис, антироссийские санкции).

   Финансово-кредитная политика государства в части повышения доступности кредитов для сельхозтоваропроизводителей была направлена на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и организациями, осуществляющими переработку сельскохозяйственной продукции.

    В настоящее время наметилась тенденция ужесточения политики субсидирования процентных ставок. Связано это с тем, что в последние годы объем данных субсидий из федерального и регионального бюджета постоянно увеличивался, при том, что объемы кредитования АПК снижались. Сокращение бюджетной поддержки кредитования аграрного сектора экономики приведет к увеличению финансовой нагрузки на сельхозтоваропроизводителей, а также к ухудшению инновационно-инвестиционной активности в данной отрасли производства. 

    На наш взгляд, для совершенствования механизма субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, и как следствие, повышение роли данного вида кредитования, целесообразно внести изменения в Порядок отбора инвестиционных проектов, реализация которых осуществляется в очередном финансовом году, утвержденный Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18 июля 2013 г. N 285. Изменения должны заключаться в том, что отбор инвестиционных проектов для субсидирования из федерального бюджета необходимо осуществлять не после заключения кредитного договора, а еще на этапе разработки таких проектов. На рисунке 1 изображена схема бюджетного субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам, которая сейчас используется органами государственной власти при отборе инвестиционных проектов.




1 – подача заявки на получение инвестиционного кредита; 2 – выдача кредита и открытие расчетного счета клиенту; 3- подача заявки, кредитного договора и графика погашения кредита на рассмотрение; 4 – перечисление денежных средств из бюджета в соответствии с расчетом суммы субсидирования инвестиционного кредита

Рис.1. Схема бюджетного субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам

 

    В настоящее время в соответствии с данным Порядком комиссия по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса осуществляет отбор инвестиционных проектов на основании обязательных документов, в перечень которых, помимо заявки на участие в отборе, входит копия кредитного договора (договора займа), заверенная органом управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, а также график погашения кредита (займа) по годам.

    Помимо предоставления необходимых документов для участия в отборе, инвестиционный проект оценивается комиссией на соответствие определенным критериям, закрепленным Порядком.


1 – подача заявки в Министерство сельского хозяйства для принятия участия в отборе на субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам; 2 – оценка инвестиционного проекта и принятие решение о его бюджетном субсидировании; 3- подача заявки на получение инвестиционного кредита; 4 – выдача кредита и открытие расчетного счета клиенту; 5- подача подтверждающих документов в Министерство сельского хозяйства - кредитный договор и график погашения кредита; 6- перечисление денежных средств из бюджета в соответствии с расчетом суммы субсидирования инвестиционного кредита Рис.2. Схема бюджетного субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам, предложенная автором

 

   Очевидно, что отбор на предоставление субсидий из бюджета проходят не все заявленные инвестиционные проекты. В связи с этим возникает ситуация, при которой резко возрастает риск невозврата кредита, как для сельхозтоваропроизводителя, который проводил расчет эффективности и окупаемости проекта с учетом государственной поддержки, так и для банка, выступающего в роли кредитора.

      Таким образом, для расширения возможностей долгосрочного кредитования в аграрном секторе экономики, для более рационального и эффективного использования бюджетных средств, для получения положительного социального и экономического эффекта от реализации инвестиционного проекта необходимо проведение отбора проектов еще на этапе их разработки с обязательной государственной оценкой его эффективности и окупаемости (Рисунок 2). Такой подход позволит усилить государственную поддержку и контроль за инвестиционной активностью в отрасли, обеспечит повышение конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей и, как следствие, гарантирует продовольственную безопасность нашей страны.

 

Список литературы

1.     Порядок отбора инвестиционных проектов, реализация которых осуществляется в очередном финансовом году, утвержденный Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18 июля 2013 г. N 285.

2.     Ворошилова И.В. Государственная поддержка и регулирование региональной агроэкономики /И.В. Ворошилова, В.И. Нечаев, Д.Х. Хатуов // Коллективная монография. - Краснодар: «Атри», 2009.

3.     Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки: учебник / кол. авт.; под ред. О. И. Лаврушина. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007.

4.     Питерская Л. Ю. Теоретические и методологические аспекты государственной поддержки аграрного сектора экономики / Л. Ю. Питерская, Н. А. Тлишева // Вестник ЮРГТУ (НПИ): серия «Социально- экономические науки». – 2011. - №4. – С. 133-135.

5.     Строкин И. С. Кредитование сельхозпроизводителей в России: проблемы и инновационные решения / И. С. Строкин, А.Л. Злочевский // Банковское дело. – 2012. - № 5. – С. 35- 40.