Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБЩЕСТВЕННОСТЬ И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

Авторы:
Город:
Архангельск
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

   В России достаточно большую роль играет государственное регулирование экономики и социальных процессов, которое предусматривает распределение и перераспределение ресурсов в значительной степени через бюджетную систему государства. Бюджет любого уровня бюджетной системы РФ является основным финансовым планом территории, на которой он составляется, принимается и исполняется. Бюджетные параметры, заложенные в нем, определяют политику государства в различных сферах жизнедеятельности. Кроме того, он периодичен, поскольку бюджеты принимаются ежегодно. Бюджетный процесс является одним из основных властных процессов и имеет решающее значение в социальной сфере и экономике страны, следовательно, он должен быть максимально эффективным, прозрачным и открытым на всех этапах бюджетного процесса. Ведь в бюджетном процессе сталкиваются различные интересы, от результата которых зависит благосостояние общества в целом и каждого в частности.

   В данной ситуации встает актуальная проблема учета как можно большего числа мнений и организация системы учета мнений. В настоящее время бюджеты в РФ реально составляются, принимаются и исполняются достаточно небольшой группой заинтересованных лиц, а участие общественности в бюджетном процессе во многом минимально и формально. Это обусловлено в определенной степени недостаточной прозрачностью и открытостью бюджетного процесса и размытостью законодательно закрепленных форм общественного участия.

   Законодательные акты лишь только в общих чертах  предусматривают пассивное и  активное участие общественности в бюджетном процессе. Активное участие определяется законодательно закрепленной возможностью проводить общественные слушания или обсуждения в иной форме проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов. Это закреплено в п. 6 ст. 26.13 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», где предусмотрено, что по проекту бюджета субъекта РФ и годовому отчету об исполнении бюджета субъекта РФ проводятся публичные слушания. Ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих  принципах организации  местного самоуправления в РФ» в том числе предусматривает публичные слушания по проекту местного бюджета и отчету о его исполнении. Кроме этого, Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» в ст. 25 содержит основы общественных (публичных) слушаний в целом, не уточняя формы общественного участия в бюджетном процессе в частности. 

     Пассивное участие на основе ст. 36 Бюджетного кодекса РФ дает лишь возможность общественности ознакомиться с бюджетной информацией через СМИ и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" на едином портале бюджетной системы РФ budget.gov.ru.

   Как отмечалось ранее, деятельность органов власти характеризуется до сих пор недостаточной открытостью мероприятий по реализации бюджетного процесса, несмотря на введение с 2014 года в промышленную эксплуатацию единого портала бюджетной системы РФ. Поэтому общественности достаточно сложно получить представление о том, как именно реализуются основные этапы бюджетного процесса, кто является участником бюджетного процесса, кто несет ответственность за те или иные действия. Серьезной проблемой является недостаточная доступность бюджетной информации и формат ее предоставления, который достаточно труден для восприятия общественности. Общественность в основном не располагает информацией о направлениях расходования бюджетных средств, эффекте, полученном в результате их использования, соответствии предпринимаемых действий интересам и потребностям общества.

   Основные задачи общественного участия на этапах бюджетного процесса должны быть следующими: 1) на этапе составления проекта бюджета – вовлечь общественность в определение приоритетов и подачу конкретных заявок; 2) на этапе рассмотрения и утверждения проекта бюджета – оказывать давление на органы власти по принятию (отклонению) бюджета и поправок к нему; 3) на этапе исполнения бюджета – осуществлять общественный контроль, содействовать исполнению контрольных функций органами власти, возможно, лоббировать корректировку бюджета; 4) при корректировке бюджета – аналогично этапу рассмотрения и утверждения проекта бюджета; 5) при отчете об исполнении бюджета и на всех этапах – содействовать правовому и организационному совершенствованию прозрачности и открытости бюджетного процесса и общественного участию в нем, вовлечения в участие общественности, квалифицированных и независимых экспертов, содействие депутатам в их информированности, исполнении функций представителей избирателей, в повышении их бюджетной и правовой квалификации.

   Достижение общественностью поставленных по отношению к бюджетному процессу задач требует применения всех подходящих для реальной ситуации форм общественного участия. Принято выделять 5 форм общественного участия: 1-я группа - ―публичные формы‖ (участие в публичных дискуссиях, встречах и кампаниях в СМИ, иные формы рекламы и агитации); 2-я группа - ―экспертные формы‖ (общественная экспертиза, предложение органам власти профессиональных рекомендаций, проектов решений, социальных и иных программ, образовательных программ для представителей властей); 3-я группа - ―непубличные формы‖ (обращения к представителям властей, обращения в суд и т.п.); 4-я группа - ―формы прямого участия‖ (прямое участие в реализации социального заказа, грантов и т.п. программ органов власти); 5-я группа - ―косвенные формы‖ (косвенные действия). Однако наиболее результативным в бюджетном процессе является, как правило, использование комплекса мероприятий, относящихся к разным формам общественного участия (с обязательным использованием ―экспертных форм‖).

   Для того чтобы деятельность органов власти стала более прозрачной и открытой требуется более активное вовлечение общественности в бюджетный процесс путем проведения следующего минимума мероприятий: 1. организация общественных слушаний или обсуждений в иной форме по бюджетным вопросам; 2. привлечение общественности к обсуждению проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов, проектов нормативно- правовых актов, планов и программ в бюджетной сфере; 3. консультации с общественностью, в первую очередь, по направлениям расходования бюджетных средств; 4. публикация в СМИ и в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" бюджетной информации в доступной для восприятия форме (информации о направлениях бюджетной политики, проектов бюджетов, отчетов об исполнении бюджетов и т.п.); 5. опросы общественного мнения.

   Критериями усиления общественного участия в бюджетном процессе можно считать появление и рост числа положительных фактов по каждому  из следующих  6 направлений: 1) правовые основы доступности бюджетной информации; 2) правовые основы общественного участия в бюджетном процессе; 3) практическая доступность бюджетной информации; 4) независимое изучение бюджета и бюджетного процесса, предложение рекомендаций по их совершенствованию; 5) фактическое участие общественности в бюджетном процессе; 6) результативность участия.

   Для совершенствования бюджетного процесса и общественного участия в нем необходимо, в первую очередь на региональном и муниципальном уровне, осуществить следующий порядок действий: 1. разработать и утвердить комплекс мероприятий по вовлечению общественности в бюджетный процесс на всех его этапах; 2. ознакомить общественность с различными формами общественного участия в бюджетном процессе, в том числе с формами общественного контроля; 3. разработать формат публичного представления информации о бюджете в доступном для понимания общественности виде.

   Организация реального и действенного участия общественности в бюджетном процессе позволит не только непосредственно принимать участие в распределении и перераспределении ресурсов и влиять на конечный результат, но и снижать коррупционные риски, что будет способствовать развитию концепции демократии участия в России.

 

Список литературы

1.     «Бюджетный кодекс РФ» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, № 31, ст. 3823.

2.     Единый портал бюджетной системы РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://budget.gov.ru

3.     Общественное участие в бюджетном процессе: опыт и технологии / Под ред. Т.И.Виноградовой - СПб.: Норма, 2002. - 220 с.

4.     Общественное участие  в бюджетном  процессе  / Составители П.В.Исаев, Т.А.Бородина, Ю.А.Бойко. - Ярославль: 2002. - 140 с.

5.     Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» // «Собрание законодательства РФ», 28.07.2014, № 30 (Часть I), ст. 4213.

6.     Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (ред. от 13.07.2015)// «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, № 42, ст. 5005.

7.     Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ред. от 29.06.2015) // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, № 40, ст. 3822.