Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
04 сентября 2016г.

Государственное регулирование    экономики    в        условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.


Одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является регулирование ее развития. Таким образом, государственное регулирование развития экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.

Исходя из вышеизложенного, можно определить следующие основные экономические функции государства:

           обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса; 

        защита конкуренции;

           перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т. п.);

           финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;

изменение   структуры  производства  в   целях   корректировки

распределения ресурсов;

            контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;

          финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг[2, 56].

Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям:

           через государственный сектор;

           посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью разнообразных экономических инструментов (государственное регулирование экономики).

По объектам воздействия государственное регулирование экономики означает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, регулирование производства, регулирование финансов.

По уровням региональной иерархии государственное регулирование сосредоточено на двух основных направлениях: федеральном и региональном уровнях.

Основные принципы, на которых базируется общая стратегия государственного регулирования экономики:

          рыночные формы организации экономики

          государство   должно   помогать   развитию   частного   сектора экономики;

экономически рост и социальная стабильность обеспечивается совокупностью финансовой, кредитной и налоговой политики государства;

            государственный         контроль        процессов         в         сфере межгосударственных экономических отношений;

          усиление государственного регулирования  в целях контроля общехозяйственных кризисов[1, 78].

К   основным   целям   государственного   регулирования  экономики относятся:

минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;

 создание  финансовых,  правовых  и   социальных  предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;

            обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Методы достижения этих целей подразделяются: 

        на прямые (или дирижистские);

           косвенные (или экономические).[3, 129].

Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).

Косвенные методы государственного регулирования основываются на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Они опосредованно через экономические интересы без прямого властного воздействия отражаются на поведении участников экономических отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством материальных стимулов, таких как материальное поощрение и ответственность. К экономическим средствам относятся прежде всего средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и др.

Прямые и косвенные методы государственного управления экономикой и соответственно административные и экономические средства государственного регулирования экономики имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму.

В системе мер государственного регулирования экономики можно выделить четыре относительно самостоятельных, но в то же время тесно увязанных между собой направления (формы):

-   планирование, программирование и прогнозирование;

 -   финансово-кредитное регулирование;

 -   антимонопольное регулирование;

 -   дерегулирование экономики[2, 72].

Планирование – это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий выбор и научную постановку целей, выбор путей и способов их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.

Прогнозирование – это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно-обоснованном суждении о перспективах развития объекта, а также об альтернативных путях достижения определенного состояния этого объекта.

Программирование как форма государственного регулирования призвано решать важнейшие проблемы развития национальной экономики, региональные проблемы, межотраслевые, отраслевые, научно-технические, социальные и экологические и др. Оно должно обеспечить комплексный подход к выделенной проблеме и целенаправленное распределение ресурсов на ее решение. Программы могут разрабатываться на любом уровне управленческой иерархии, иметь директивный или индикативный характер, охватывать долго-, средне- и краткосрочный периоды.

Особое место в системе государственного регулирования отводится финансово-кредитной системе. Она активно воздействует на социально- экономические процессы и обеспечивает движение экономики в заданном планом, прогнозом или программой направлении. Ее воздействие осуществляется через налоги, рациональное сочетание безвозмездного финансирования с кредитованием различных процессов и явлений, дифференцированные проценты за кредит, цены, всевозможные финансовые и налоговые льготы.

Важной составляющей системы государственного регулирования в условиях рыночных отношений является антимонопольное регулирование. Антимонопольное законодательство является основой антимонопольного регулирования. Его главные направления – противодействие монополистической деятельности, формирование и развитие конкурентных отношений, регулирование отношений, связанных с защитой прав потребителей.

Дерегулирование должно обеспечивать баланс между государственным регулированием и полномочиями рыночной системы, поддерживать предпринимательство и формировать рыночную инфраструктуру.[2, 62].

Таким образом, в системе государственного регулирования экономики государственный сектор занимает особое место. С одной стороны, он выступает как объект государственного регулирования. С другой стороны, государственный сектор является самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики.

 

 

Список литературы

  

1.       Бурцев В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: теория и практика. М., 2012.

2. Козырин А.Н. Финансовый контроль. См.: Финансовое право. (Под ред. проф. О.Н.Горбуновой). - М: Юристь, 2014.

3. Тосунян Г.А. Государственное управление в области финансов и кредита в России. М., 2015