Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЦИКЛИЧНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ: СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

   К непрерывному поступательному развитию общества, отдельную особую роль в котором можно отвести управлению качеством, приводит постоянное совершенствование экономической деятельности путем обновления технологий, обогащения знаний, применения различных инноваций, в основе которых лежит научно-технический прогресс. Так, являясь эндогенным фактором описанной Н.  Д. Кондратьевым долговременной цикличности мировой экономики [2, с.397-400], НТП одновременно стимулирует и развитие управления качеством, что дает основание рассматривать его в контексте этих циклов. В соответствии с постоянным ростом и изменением потребностей общества с развитием производительных сил и культуры, теорией длинных циклов экономической деятельности Н. Д. Кондратьева представляется важным типологизация и систематизация этапов развития управления качеством с целью формулирования жизненного цикла управления качеством.

    Таким образом, в данном исследовании автор высказывает гипотезу о том, что каждый новый этап управления качеством определен требованиями научно-технического прогресса и развивается согласованно с циклами экономической конъюнктуры Н. Д. Кондратьева.

   Постепенное и постоянное развитие управления качеством к настоящему времени, по мнению автора, можно представить тремя циклами, в каждом из которых управление качеством достигает своего пикового значения. С каждым последующим циклом обогащение управления качеством новыми подходами приводит к его переходу в качественно новое состояние в результате воздействия комплекса различных факторов.

   Период подъема I цикла относится к начальному этапу зарождения управления качеством, чему в первую очередь способствуют развитие технологий, применение ленточного конвейера Г. Форда, внедрение «научных методов управления» Ф. У. Тейлора, разработка организационных принципов повышения производительности труда Г. Эмерсоном, а также формулирование А. Файолем концепции администрирования (определение функций, принципов и элементов управления).

   Здесь необходимо отметить, что на I цикле как такового понятия управления качеством еще не существовало, но нельзя говорить, что оно отсутствовало совсем, поскольку на начальном этапе I цикла сводилось к обеспечению качества работы и качества продукции, а именно, к контролю качества. Однако именно с Г. Форда [6], применившего технологические нововведения на своем предприятии, начинается понимание самой сути как управления качеством продукции, так и качества управления.

    Революционные для своего времени подходы дали мощный толчок для дальнейшего развития управления качеством в различных компаниях. Так, например, Г. Форд:

-       применил на производстве автомобилей «проходной» и «непроходной» калибры или, говоря современным языком, стандарты качества, таким образом, подходя к обеспечению качества с позиции контроля;

-    ввел выходной контроль изделий на месте их производства, в результате чего на сборку поступали качественные комплектующие;

-   выделил службу технического контроля в отдельную независимую от производства структуру, разделив тем самым функции и ответственность за качество продукции;

-    разделил процессы изготовления продукции на отдельные операции, вследствие чего были достигнуты высокая производительность и низкая цена продукции, было обеспечено массовое производство автомобилей с сохранением их доброкачественности.

  Применение новых подходов к обеспечению качества продукции с позиции контроля позволили Г. Форду, переходя от достигнутого качества каждой отдельной детали, создать новое качество всего автомобиля с уникальными потребительскими свойствами.

    Важными с точки зрения качества управления представляются применяемые Г. Фордом методы взаимодействия со стейкхолдерами, среди которых необходимо отметить следующие:

-      особое внимание к потребностям покупателей, выразившееся во введении права на постоянное пользование автомобилем и реализация услуги скорейшего его использования после поломки, позволяет говорить о сохранении потребительских свойств автомобиля и обеспечении качества продукции, требуемого покупателем;

-   применение принципа вовлеченности работников, их участия в деятельности компании путем передачи любой идеи и ее дальнейшего воплощения характеризует переход качества управления в новое состояние за счет реализации творческого потенциала сотрудников, включение в разработку нового качества продукта [6].

   Таким образом, применение Г. Фордом инновационных идей в управлении своей компанией, стремление к применению лучших методов выполнения различных функций в отделах организации, совершенствование качественных характеристик производства увеличивали долгосрочную эффективность компании, реально изменяя качество ее управления.

   Также важно отметить, что период подъема кривой управления качеством на I цикле до точки «пик качества» (Тп1) обусловлен формированием и применением научных подходов к управлению качеством, первым их которых стал статистический метод контроля и регулирования качества продукции, своим внедрением ознаменовав переход от контроля к управлению качеством продукции. Например, к таким разработкам можно отнести контрольные карты В. Шухарта, направленные на обеспечение стабильности процессов, а также таблицы выборочного контроля качества Г. Доджа и Р. Роминга.

   Помимо этого изменение управления качеством происходило также и за счет развития школы управления «человеческих отношений», значимый вклад в которое внесли такие ее представители, как: Э. Мэйо, М. П. Фоллет, Д. Мак-Грегор, К. Арджирис, Р. Лайкерт и др. Так, Э. Мэйо и его хоторнский эксперимент [7] впервые на практике показал, что качество присуще не только продуктам или производственным процессам, но и управлению людьми. «Хоторнский эффект» стал началом формирования новых практик трудовой деятельности, таких как мотивация ответственности, взаимодействие, участие работников в управлении, самоконтроль, в то время как жесткий стиль управления, мотивация страха показали ограниченность своего применения в управлении.

Применение Э. Мэйо в ходе своего эксперимента:

-   контроля качества на каждом рабочем месте,

-   отбраковки деталей,

-   обеспечения взаимопонимания и всеобщего контроля, - расширяли формы оценки контроля и управления качеством продукции, приводя к идее о достижении гармонии капитала и труда за счет мотивации, внимания к нуждам всех взаимодействующих работников, учета их интересов для повышения производительности труда и удовлетворенности.

    В то же время такие меры, как:

-   разработка стандартов и доведение их до каждого работника,

-   применение психологической разгрузки людей на конвейере,

-    четко разработанные и доведенные до каждого человека стимулы, - значительно повлияли на развитие качества управления, обозначив значимость влияния социально-психологических методов на группы людей и отдельных работников в интересах компании.

    Кроме того, формулирование М. П. Фоллет [3, с. 270-271] в рамках «школы человеческих отношений» таких идей, как: отрытая коммуникация, контроль ситуаций на производстве, взаимные отношения, партнерство между сотрудником и управленцем, - стали еще одним шагом в развитии управления качеством, а также становлении качества управления.

   В частности, на развитие научной мысли в области управления качеством продукцией, человеческими ресурсами, а также производственными процессами наибольшее влияние оказали следующие идеи М. П. Фоллет:

-     достижение контроля производственных ситуаций невозможно без согласованности всех элементов, например, материальных и человеческих;

-   необходимо осуществление менеджерами контроля не самих работников, а событий и ситуаций, сложных взаимодействий внутри них; установление ответственности работников за что-то, а не перед кем-то;

-    осознание важности самоуправления работников в группе с установленными общими интересами для контроля выполнения своих задач.

Однако кроме расширения понятия сути контроля производственных процессов М. П. Фоллет уже в рамках качества управления развивала методы управления межличностными отношениями, среди которых:

-   согласованность целей фирм с целями ее сотрудниками. Кроме того, цель организации, по мнению М. П. Фоллет, должна быть не личной целью лидера, а общей целью всех работающих в компании.

-     участие сотрудников всех уровней в управлении компанией для предоставления им возможности проявления инициативы и творчества, выводя тем самым отношения между руководителями и рабочими на новый уровень с реальными изменениями в качестве труда работников.

   Таким образом, введенное М. П. Фоллет понятие «кумулятивной ответственности» всех работников организации, согласованность их целей, интеграция определяют компанию как единое целое, подчеркивая значимость динамической составляющей социального взаимодействия. Такой подход М. П. Фоллет можно рассматривать предтечей системного подхода как в менеджменте, так и в управлении качеством продукции.

   Наглядным примером практического использования инновационных технологий в области управления качеством и менеджмента, а также реализации накопленного опыта, соответствующего восходящему этапу I цикла кривой цикличности управления качеством, явилось возрождение предприятий Японии в 1950 г. -«японское чудо», показавшее реальное улучшение качества продукции и процессов, прежде всего, за счет:

1)    осознания высшим менеджментом значения качества продукции, понимания своей ответственности и лидирующей роли в достижении качества;

2)        оценки значимости статистических методов В. Шухарта, изучения и применения методов совершенствования качества;

3)   обучения менеджеров, инженеров, мастеров статистическим методам.

Более того, изменение качества управления, переход его в новую форму, на предприятиях Японии был обусловлен:

1.   объединением менеджмента и рабочих «в борьбе за качество» с установлением согласованных целей и общей ответственности за качество;

2. учетом запросов потребителей, анализом их требований;

3.       развитием отношений со стейкхолдерами, в частности, долговременными взаимосвязями с поставщиками на основе доверия.

    «Качество, учитывающее настоящие и будущие нужды потребителей, сразу же стало делом в рамках компании и нации в любых видах деятельности. Революция качества началась в 1950 г. по всей Японии»[1, с. 412].

   Уже с участка стабилизации (S1) - периода замедления развития управления качеством - начинается поиск все новых путей совершенствования управления качеством, происходит постепенный переход на II цикл, чему способствует разработка и развитие концепции А. Фейгенбаума TQC (Total Quality Control) [5, с. 33]. В рамках этой концепции произошедший пересмотр контроля качества заключался в его включении во весь жизненный цикл продукции. Обеспечение требуемого уровня качества, поддержание его в течение всего периода изготовления продукции формировали комплексный подход к управлению качеством. Инновационность идеи системного подхода к обеспечению качества значительно ускорило переход на II цикл.

   Предложенная Фейгенбаумом система управления качеством внесла значительные изменения и во внутрифирменное управление: повысился статус работ по обеспечению качества, контроль качества и управление качеством начали глубже проникать не только в производственный процесс, но и в само управление компанией.

   Период подъема II цикла характеризуется активным развитием и дополнением нового системного подхода в области управления качеством. Значительный вклад в обеспечение качества на этом этапе внесла разработка советскими специалистами систем управления качеством продукции. Подъему уровня качества на предприятиях способствовали применяемые принципы системности, взаимодействия, использование информации и знаний в управлении качеством, комплексного подхода на основных этапах жизненного цикла продукции. Кроме того, на этом этапе II цикла переход от всеобщего контроля качества к всеобщему менеджменту качества (Total Quality Management - TQM) – комплексной системе, основанной на постоянном улучшении качества не только продукции, но и качества работы предприятия в целом, может служить отправной точкой формирования качества управления.

   Область стабилизации (S2) II цикла, включающая точку «пик качества» (Тп2), характеризуется изменением управления качеством, обусловленным дальнейшим совершенствованием систем менеджмента качества (СМК), применением принципов менеджмента качества предприятиями в своей деятельности, созданием интегрированных СМК на основе концепции TQM с учетом новых требований экологии, промышленной безопасности и охраны труда, безопасности продукции, а также интересов стейкхолдеров компаний.

   Важно подчеркнуть, что этап стабилизации характеризуется динамичным развитием внешней среды, ускорением темпов НТП, глобализацией, информатизацией, активным внедрением различного рода инноваций, что необратимо создает предпосылки к формированию новых требований к качеству управлению в компаниях с переходом на III цикл управления качеством с необходимостью глубинных преобразований. О новой, только формирующейся в настоящее время парадигме управления говорят многие специалисты в области качества, в частности, Ю. П. Адлер отмечает: «Существует логическая цепочка: как только меняется поведение покупателя на рынке, обязательно изменяются правила поведения менеджмента, и как раз в этом проявляется новая парадигма, рождается новая эпоха…»[2].

   Таким образом, описанное выше постоянное совершенствование управления качеством с течением времени можно представить в виде графика жизненного цикла управления качеством, приведенного на рис. 1, где оси абсцисс соответствует время (t).

 


Рис.1. График жизненного цикла управления качеством

 

   В настоящее время на восходящем этапе III цикла только начинает свое формирование современный этап предложенного графика жизненного цикла управления качеством, характеризующийся новыми требованиями к управлению качеством и качеству управления в соответствии с современными условиями глобальной экономики. Причем качество продукции и менеджмент качества уже не занимают центрального места в новой концепции, они становятся логическим следствием нового качества управления в компаниях, которое требует от них оперативности в принятии и выработке решений, опережающего анализа состояния дел с учетом интересов всех стейкхолдеров компании. На данном этапе качество менеджмента становится ключевым элементом успеха бизнеса. Важно отметить, что поддержание и последующее развитие качества управления будет обусловлено широким распространением нанотехнологий в различных сферах и дальнейшим применением инноваций.

   Однако необходимо заметить, что зарождение и формирование управления качеством невозможно рассматривать отдельно от развития мировой экономики, характерной чертой которой является цикличность. Поэтому представляется важным сопоставить предложенный автором график цикличности управления качеством с длинными циклами Н. Д. Кондратьева (Рисунок 2) для более полного прослеживания структурных закономерностей и происходящих трансформаций управления качеством в системе экономического развития


Рис.2. График жизненного цикла управления качеством и длинные циклы Кондратьева

 

     Развитие экономики характеризуется своей цикличностью, которой присущи периоды «повышательных» и «понижательных» волн – периоды спадов и подъемов мирового производства. Рисунок 2 отражает наложение больших циклов конъюнктуры и графика управления качеством во временном отрезке с 1900 г. по 2020 г. Сопоставление длинных циклов Кондратьева и предложенного автором графика управления качеством (рис. 2) выявило определенное совпадение повышательных волн циклов Кондратьева с соответствующими этапами развития управления качеством и понижательных волн Кондратьева с зонами стабилизации на графике управления качеством. Это указывает на то, что управление качеством эволюционно развивалось не только не оторвано и обособленно от мировой экономической конъюнктуры, но и, более того, внимание к управлению качеством организаций стимулировалось развитием экономики, постоянно изменяющимися требованиями потребителей.

    Важно отметить, что данное сопоставление выявило принципиальное значение инновационной деятельности, активация которой начинается в конце понижательной волны цикла Кондратьева и  в основе которой лежит НТП, также и для изменений в сфере управления качества. Постоянному наращиванию форм оценки качества продукции с постепенным переходом к оценке управления качеством на каждом цикле предложенного графика способствовали:

-     нововведения в области технологий и управления производством (ленточный конвейер Г. Форда, «научные методы управления» Ф. У. Тейлора, принципы повышения производительности труда Г. Эмерсона);

-     инновационные технологии и методы в оценке качества продукции (введение выходного контроля изделий, обособление службы технического контроля, статистические методы контроля и регулирования качества продукции);

-     совершенствование форм и методов организации и управления (участие работников в управлении компанией, «кумулятивная ответственность», методы социально-психологического влияния на работников, системный подход к обеспечению качества продукции, концепция TQM, системы менеджмента качества).

    Кроме того, соответствие циклов Кондратьева широкомасштабным внедрениям новых подходов к управлению качеством и становлению качества управления дает основание рассматривать качество управления как важную глобализационную характеристику компаний с возможностью сравнения качества их управления на мировом уровне, устойчивости в глобальном экономическом пространстве. Так, переход экономики в новую фазу развития создает новые условия и новые требования для развития качества управления:

-     во-первых, быстрый рост объемов создаваемой и потребляемой информации, а также сложность информационных потоков формируют новое качество управления, отражающееся в качестве обработки информации, построении новых организационных структур (например, сетевых, дистанционных, виртуальных, базирующихся на интеграционных процессах в управлении);

-     во-вторых, на современном этапе развития экономики основным источником ее роста выступает производство знаний и интеллектуальных ресурсов, что главным образом раскрывается в качестве управления, а именно: в качестве знаний, развитии профессионального потенциала компании, инноваций в технологические и управленческие процессы;

-       в-третьих, управление компанией постоянно усложняется в условиях возникновения экономических, социальных, экологических вызовов, и факторы, обеспечивающие качество управления предприятиями, перестают быть связаны только с внутренними процессами их управления, обозначая все большую необходимость укрепления взаимодействий со всеми заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) на основе партнерства, баланса интересов для использования специфических рыночных возможностей.

   Таким образом, проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что возникновение новых форм управления качеством в исторической ретроспективе весьма близко согласуется с циклами экономической конъюнктуры Н. Д. Кондратьева. Кроме того, исследование показало, что каждый новый этап в управлении качеством во многом детерминируется развитием мирового научно-технического прогресса, что дает возможность прогнозировать возникновение новых форм управления качеством, исходя из современных технологических процессов.

   Представленная модель отражает интеграцию качества во все процессы компаний, нацеливая на восприятие качества как непрерывно и инновационно меняющейся категории, обеспечивающей экономический успех функционирования предприятий. Цикличность качества показывает характер изменений управления качеством во времени, заключающийся в постоянном его совершенствовании и повышении значимости, приобретая основное значение в современном ведении бизнеса. Трансформация целей компании со стратегическим взглядом в будущее, гуманизация и интеллектуализация бизнеса, командная работа, осознанная ответственность всех сотрудников, самоконтроль, - все это черты современного, начинающего свое формирование этапа кривой жизненного цикла управления  качеством, где теперь уже качество управления начинает выступать движущей силой поиска лучших альтернатив и улучшающих перемен в компаниях.

 

Список литературы

1.     Деминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / Эдвардс Деминг; Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 419 с.

2.     Кондратьев, Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды. Н.Д. Кондратьев; Международный фонд Н.Д. Кондратьева и др.; Ред. колл.: Абалкин Л.И. (пред.) и др.; сост. Яковец Ю.В. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2002. - 767 с.

3.     Костенко, Е. П. Эволюция теории и практики управления персоналом в XX веке / Костенко Е. П. // Terra Economicus. – 2013. - Том 11, № 4, Часть 3. - С. 268-273.

4.     Обсуждение второго принципа Деминга // Электронная газета «Quality News» [Электронный ресурс]. – 2014. – Спецвыпуск / РИА «Стандарты и качество». - Режим доступа: https://pro.subscribe.ru/archive/riastk/active/201403/04132216.html (дата обращения 19.03.2015)

5.     Фейгенбаум, А. Контроль качества продукции / А. Фейгенбаум ; Сокр. пер. с англ. ; Авт. предисл. и науч. ред. А. В. Гличев. - М.: Экономика, 1986. - 471 с.

6.     Форд, Г. Моя жизнь, мои достижения / Генри Форд ; Пер. под ред. инженера-технолога В. А. Зоргенфрея. – Л.: Время, 1924.

7.     Чистякова, К. А., Овчинников, С. А. История научного менеджмента в США: Хоторнские эксперименты / Чистякова К. А., Овчинников С. А. // Вестник Российского государственного гуманитарного университета.– 2012. - № 10. – С. 60-75.