04 сентября 2016г.
Инновация (нововведение) — это конечный результат творческой
деятельности, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, или нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Основу процесса создания и внедрения инноваций составляет инновационная деятельность, связанная с трансформацией идей, результатов научных исследований и разработок в новый (усовершенствованный) продукт. Для осуществления инновационного процесса человек, предприятие, регион или страна должны обладать определенными ресурсами и способностями, особенностями деятельности и развития. В комплексе их характеризует инновационный потенциал. Инновационный потенциал включает материальную и информационную составляющие, однако важнейшим его аспектом является человеческий фактор. Мы считаем правомерным учитывать и оценивать инновационный потенциал человека или группы людей; в частности, для регионального уровня - инновационный потенциал региона в целом и трудовых ресурсов этого региона.
Экономическая категория «трудовой потенциал» была сформирована в 70-ые года ХХ века для выражения обобщающей оценки персонала, учитывающей не только фактические его характеристики, но и резервы, и потенциальные возможности. Наиболее развернуто под трудовым потенциалом предприятия понимается основанная на профессиональных знаниях, практических навыках, личностных и психофизиологических характеристиках работников, способность вносить требуемый вклад в реализацию целей предприятия, при надлежащем материально-техническом, информационном и организационном обеспечении процесса труда.
На основании этого определения можно вывести понятие инновационного потенциала трудовых ресурсов как одной из важнейших составляющих характеристик трудового потенциала. Инновационный потенциал трудовых ресурсов – это основанная на профессиональных знаниях, практических навыках, опыте и креативном потенциале личности способность осуществлять инновационную деятельность.
Инновационный потенциал возможно измерять на общенациональном уровне, однако в таком случае показатель будет мало информативным из-за большей степени усредненности. Очевидно, что население разных регионов страны обладает существенно различающимися характеристиками, в том числе и в разрезе способности и склонности к инновационной активности, не говоря о персонале отдельных предприятий.
Помимо этого саму инновационную активность можно рассматривать в широком и узком смысле. В узком смысле к инновационной деятельности следует относить только генерирование новшеств: научные исследования, опытно-конструкторские работы, испытания, создание ноу-хау и т.п. Оценка такой деятельности, в том числе количественная, сравнительно более доступна, так как на уровне регионов и страны в целом ведется статистический учет количества отдельных показателей создания и внедрения новых разработок, например, количество регистрируемых патентов, численность работников, занятых в научно-исследовательских и внедренческих предприятиях и т.п. Однако в широком смысле к инновационной деятельности можно отнести не только разработку, но и внедрение новшеств, а также их оценку, консультирование по проблемам освоения, изучение потребностей в инновациях, обучение персонала, защиту интеллектуальной собственности и ее легальное распространение и другие сферы деятельности. Трудовой потенциал характеризуется совокупностью компонентов, среди которых выделяют [1]:
- количественные компоненты (численность персонала; показатели текучести кадров; состав работающих по категориям; половозрастной состав персонала; стаж работы; потери рабочего времени и т.д.);
- качественные компоненты (образовательный уровень; квалификационный уровень; объем общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений работников; показатели состояния здоровья; личностные характеристики персонала: ответственность, социальная зрелость, способность к творчеству, коммуникабельность, этика поведения, стиль общения, тип характера, организованность в процессе труда, качество результатов труда, ответственность, исполнительность, инициативность, морально- психологическая устойчивость).
При характеристике инновационного потенциала трудовых ресурсов региона показатели также можно делить на количественные и качественные, причем часть последних вообще не может быть измерена иначе, как методами балльных оценок и иных аналогичных.
На наш взгляд, при разработке и внедрении системы показателей оценки инновационного потенциала как личности, так и совокупности трудовых ресурсов важно выделять две их принципиально различающиеся группы: показатели активности и показатели потенциала. Для разработки первых можно брать за основу следующие показатели инновационной активности:
- количество исследовательских, разрабатывающих и других научно- изыскательских или внедренческих структур в регионе, а также относительный показатель – число таких структур в расчете на 10 000 человек трудоспособного населения;
- количество новых проектов, обычно – документально подтвержденных, а также два относительных показателя: количество проектов на 10 000 человек трудоспособного населения и на 100 человек сотрудников исследовательских и внедренческих организаций;
- объем производства инновационной продукции;
- объем оказания консультационных и инжиниринговых услуг;
- средняя продолжительность подготовки производства нового продукта по предприятиям региона.
Гораздо более спорными являются показатели второй группы – показатели потенциала. Для того, чтобы сформировать систему таких показателей, необходимо прежде всего определить, какие именно характеристики человека дают ему возможность заниматься инновационной деятельностью. Если понимать таковую в широком смысле этого слова, то становится очевидным, что любой работник может участвовать в инновационных процессах – если не в генерировании идей и разработке продукта либо технологии, то в их внедрении, распространении, подготовительных операциях.
Тем не менее, можно выделить определенные признаки, которые делают участие конкретного человека в инновационном процессе более вероятным и более успешным, а затем измерить их применительно к определенной группе, например, к трудовым ресурсам региона. Среди таких признаком и показателей можно выделить следующие:
1. Образовательный уровень, измеряется долей грамотного населения, индексом образования, структурой трудовых ресурсов по уровням образования.
2. Степень склонности к новшествам, косвенно можно оценить по поло- возрастной структуре (известно, что молодежь более склонна к восприятию нового, чем люди старшего возраста, а мужчины – более чем женщины), а также по параметрам географической и отраслевой мобильности трудовых ресурсов.
3. Творческий потенциал, измерить который достаточно сложно, однако можно предположить, что если он заложен в личности, он так или иначе будет реализовываться. Кроме того, он требует развития. Следовательно, косвенно можно оценить его по количеству различных творческих объединений и проявлений. Они достаточно полно учитываются, особенно для детской и молодежной среды.
Данный перечень показателей не может считаться исчерпывающим. Часть из них могут представляться трудно измеримыми, однако при необходимости можно подобрать группу показателей, достаточно глубоко и объективно характеризующих инновационный потенциал трудовых ресурсов региона.
Список литературы
1. Бухалков М. И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: учеб. пособие / М. И. Бухалков. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 192 с.
2. Сабетова Т.В. Проблемы стимулирования инновационной активности / Т.В.Сабетова // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2015. - №5-6. – С. 22-28.
3. Сабетова Т.В. Роли работников в инновационных процессах и усиление их инновационной активности / Т.В.Сабетова // Инновационные технологии и технические средства для АПК: материалы Международной научно- практической конференции молодых ученых и специалистов. – Воронеж, ВГАУ, 2014. - С. 32-38.
4. Сабетова Т.В. Значение активизации и мотивирования инновационной деятельности работников / Т.В.Сабетова // Проблемы инновационного развития современной российской экономики: материалы II Всероссийской научно-практической конференции 13 мая 2014 года. – Воронеж, Научная книга, 2014. – С. 162-166.
5. Сабетова Т.В. Стимулирование инновационной активности работников / Т.В.Сабетова // Перспективы развития национальных агропродовольственных систем в условиях ВТО: материалы Международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 313 – 317.
6. Федулова И.Ю. Тенденции и результаты инвестирования в инновационную деятельность / И.Ю.Федулова, Н.М.Шевцова // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2015. - № 27. - С. 70-74.
7. Шевцова Н.М. Сomparison of central black-soil area regions in terms of competitiveness / Н.М.Шевцова, Т.В.Сабетова // Институциональные и инфраструктурные аспекты развития экономических наук: Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2015. - С. 217- 220.