Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ТРАНСПОРТА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ4

Авторы:
Город:
Чебоксары
ВУЗ:
Дата:
20 декабря 2015г.

    В современной ситуации одним из важнейших элементов управления социально-экономическим развитием регионов является управление на основе прогнозирования и моделирования сценарных вариантов развития финансовой системы территории, которая, в свою очередь, во многом обусловливает качество ресурсной базы регионального развития. Формирование системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования финансового состояния территории является достаточно многоаспектным и выявляет большое количество организационных и методологических проблем, разрешение которых не всегда имеет однозначный характер.

    Обобщенной проблемной характеристикой регионального развития, препятствующей формированию и реализации эффективных финансовых стратегий субъектов Российской Федерации, является высокий уровень дифференциации территорий по различным критериям социально-экономического развития страны. В настоящее время складывается ситуация, при которой развитие регионов доноров лишь усиливает неоднородность в территориальном развитии, так как темпы роста экономически высокоразвитых субъектов страны значительно выше, чем у регионов реципиентов и депрессивных регионов. Отстающие в экономическом развитии регионы дотируются финансовыми ресурсами в целях решения текущих социальных задач, но не могут создать условия для роста финансового потенциала как основы самостоятельного решения социально-экономических проблем на территориальном уровне.

    Для снижения уровня территориальной экономической дифференциации необходимо использовать комплекс инструментов государственной и региональной экономической политики, направленный прежде всего на формирование финансового потенциала региона. Определение вариантов формирования системы финансово- ресурсного обеспечения для эффективного и расширенного социально-экономического развития возможно лишь при качественном и комплексном исследовании влияния различных факторов на темпы экономического развития субъектов Российской Федерации.

    В основе регионального финансового развития должна лежать комплексная и предельно конкретная концепция его назначения. В этой концепции должны быть, прежде всего, обозначены целевые ориентиры и инструменты реализации, а также прогнозные итоги (результаты) процессов регионального финансового планирования.

    По нашему мнению, государственное участие в процессах формирования и реализации системы регионального стратегического планирования сводится к трем основным структурным элементам:

- исследование и постановка доминантных целей, детализация и актуализация перспективных задач, которые необходимо решать в определенном периоде;

 

4 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №13-12-21012

   

-        формирование методологии и инструментария организации территориального финансового планирования, установление сфер и границ взаимодействия регионов и федерального центра;

-   подбор и расстановка кадров, способных решить возложенные задачи по формированию и реализации комплекса мероприятий в рамках финансовой стратегии территории.

    В Российской Федерации имеются предпосылки и в развитии научно-методологических основ организации регионального стратегического финансового планирования. Практика реализации мероприятий в рамках финансовой стратегии региона находится еще на этапе своего развития и становления, и естественно, существует ряд системных недостатков: применяются неработающие схемы и приемы, привлекаются финансовые инструменты без учета инфраструктурных затрат на реализацию стратегии, методология финансового стратегирования строится по образцу деятельности хозяйствующих субъектов, отсутствует рациональная система мониторинга эффективности формирования и реализации региональных перспективных финансовых планов.

    Процессы финансового стратегирования носят ярко выраженный адаптационный характер, и не только приспосабливаются к изменениям внутренней и внешней среды (что естественно для любой системы планирования), но и возникают в условиях нерегулируемых изменений.    

    Главным условием эффективной финансовой стратегии должен быть ее интегративный характер. Регион, как сложная экономическая система, способная к самоорганизации, в современных условиях является дифференцированной структурой, причем степень дифференциации определяется, прежде всего, уровнем социально-экономического развития. Реализация финансовой стратегии с учетом наличия множественных диспропорций в территориальном развитии самостоятельно невозможна.

    В связи с этим, одной из вероятных форм осуществления процессов, направленных на формирование системы перспективного планирования, может являться интеграционное региональное объединение на основании обобщения различных критериев. Основным из них, безусловно, является общность интересов и целей. На практике высокий уровень диспропорций регионального финансового развития существенно усложняет разработку конкретных интеграционных мероприятий, но вместе с тем при наличии определенных групп проблем, можно выделить регионы, которые имеют идентичные проблемные характеристики.

    Постановка целей функционирования региональных интеграционных групп должна носить исключительно конкретный и детализированный характер, так как распыление ресурсов и усилий приводит к отсутствию эффективности процессов стратегического финансового планирования на региональном уровне.

    Функциональные элементы, составляющие финансовую стратегию территориального образования, должны быть в обязательном порядке взаимосвязаны и отражать целостность процессов финансового планирования. Это означает, что стратегия не должна состоять из групп процессов, функционально не связанных между собой.

    В том случае, если финансовая стратегия разбивается на группы несвязанных показателей, то необходимо проанализировать насколько адекватно стратегия отражает исследуемый процесс. Если принцип адекватности соблюдается, то стратегию целесообразно разбить на несколько стратегических разделов. При дальнейшем исследовании необходимо выделить приоритетные стратегические разделы, которые представляют наибольший интерес, и сосредоточится на их изучении, либо рассматривать разделы отдельно друг от друга, а полученные результаты объединить в единый результат посредством интегрированной финансовой стратегии.

    Прогнозируемый общий объем доходов республиканского бюджета Чувашской Республики на 2014 год - 32405317,8 тыс. рублей; общий объем расходов республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 35564035,7 тыс. рублей. В 2015 году прогнозируемый общий объем доходов республиканского бюджета - 32198220,5 тыс. рублей, общий объем расходов - 35440717,6 тыс. рублей [1].

   В Приложении 6к Закону Чувашской Республики«О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2014 годи на плановый период 2015 и 2016 годов» запланированы следующие бюджетные ассигнования на развитие транспортной системы Чувашии (Табл.1).

Таблица 1 Распределение бюджетных ассигнований по Государственной программе«Развитие транспортной системы Чувашской Республики»на 2014 год[1]

Наименование

Сумма, тыс.руб.

Государственная программа Чувашской Республики «Развитие транспортной системы Чувашской Республики» на 2013–2020 годы

2 546 230,30

Подпрограмма «Развитие навигационной инфраструктуры с использованием системы ГЛОНАСС на транспорте»

22 121,6

Обеспечение реализации государственной программы Чувашской

17 822,9

Республики «Развитие транспортной системы Чувашской Республики» на 2013–2020 годы

 

Подпрограмма «Автомобильные дороги»

2 255 434,1

Подпрограмма «Повышение безопасности дорожного движения»

93 632,6

Подпрограмма «Пассажирский транспорт»

133 257,1

Как видно из таблицы, расходы на развитие транспортной системы Чувашии на 2014 год запланированы в размере более 2,5 млрд.руб. Все подпрограммы государственной программы имеют целевые статьи расходов и источники финансирования, что должно обеспечить их полное исполнение.

 

Список литературы

1.      Закон Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Принят Государственным Советом Чувашской Республики 26 ноября 2013 года.