Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Пятигорск
ВУЗ:
Дата:
02 сентября 2017г.

Российская экономика оказалась в настоящее время перед многочисленными вызовами, появившимися по многим системным направлениям общественного развития. Ученые и специалисты выделяют как проблемы с необходимым созданием новой общей концепции социально-экономического развития [2, 4], так и с трактовкой отдельных, наиболее воздействующих на общую систему, факторов [1].

В таких условиях обостряются и противоречия, непосредственно связанные с современным функционированием государственного бюджета и реализацией принципов бюджетного федерализма. В данном аспекте особо актуальными стали вопросы выработки новых основ вертикальной финансовой структуры  общественного  сектора.  Прежде  всего,  в  части  распределения  доходных  и  расходных полномочий, предоставляемых различным уровням государственной власти, и соответствующей системы межбюджетных трансфертов [6, 8].

В настоящее время зависимость субфедерального уровня бюджетной системы от межбюджетных трансфертов по-прежнему остается достаточно высокой [3, 10]. Так, совокупный объем безвозмездных поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Федерации в период с 2005 по 2016 годы увеличился с 442,3 до 1634,5 млрд. руб., что в реальном выражении составило прирост в 29,6%. Доля безвозмездных поступлений в структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ  за рассматриваемые годы увеличилась с 14,7% до 16,5%.

Если рассмотреть изменение данного показателя в динамике (рис. 1), то станут отчетливо видны два периода:

-     с 2005 по 2009 годы – доля безвозмездных поступлений в структуре доходов консолидированных бюджетов увеличилась с 14,7 до 27,4%;

-     с 2010 по 2016 годы – доля безвозмездных поступлений в структуре доходов консолидированных бюджетов сократилась с 23,3 до 16,5%.


Рисунок 1 - Безвозмездные поступления в консолидированные бюджеты субъектов РФ, в период с 2005 по 2016 годы, в основных рыночных ценах*

*график и диаграмма рассчитаны и построены автором на основе данных Федерального казначейства России. URL:

http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/ (дата обращения: 20.06.2017)

 

Заметим, что более 90% (94,8% в 2016 году) всей суммы безвозмездных поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ – это безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – фактически межбюджетные трансферты из федерального бюджета (рис. 2).




Рисунок 2 - Структура безвозмездных поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2016 году, в %*

*диаграмма рассчитана и составлена автором на основе данных       Федерального      казначейства России. URL:

http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/ (дата обращения: 20.06.2017)

 

Совокупный объем межбюджетных поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Федерации в период с 2005 по 2016 годы увеличился с 424,5 до 1578,1 млрд. руб., что в реальном выражении составило прирост в 30,4%. Доля безвозмездных поступлений в структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ за рассматриваемые годы увеличилась с 14,1% до 15,9%. Если рассмотреть изменение данного показателя в динамике, то здесь так же станут отчетливо видны два периода:

-   с 2005 по 2009 годы – доля межбюджетных поступлений в структуре доходов консолидированных бюджетов увеличилась с 14,1 до 25,2%;

-   с 2010 по 2016 годы – доля безвозмездных поступлений в структуре доходов консолидированных бюджетов сократилась с 21,5 до 15,9% (рис.3).


Рисунок 3 - Межбюджетные поступления в консолидированные бюджеты субъектов РФ, в период с 2005 по 2016 годы, в основных рыночных ценах*

*график и диаграмма рассчитаны и построены автором на основе данных Федерального казначейства России. URL: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/ (дата обращения: 20.06.2017)

 

Данные изменения достаточно хорошо иллюстрируют принципы функционирования отечественной системы межбюджетных отношений [7, 9]. Так, в 2009 году, когда многие территории страны столкнулись с проблемой неисполнения доходов местных и региональных бюджетов вследствие резко ухудшившейся на рубеже 2008-2009 годов экономической ситуации, посредством  трансфертов из федерального  бюджета нижестоящим бюджетам и бюджетам государственных и территориальных внебюджетных фондов удалось избежать резкого сокращения расходов данных социально значимых уровней бюджетной системы. В результате этого можно было наблюдать практически отсутствовавшее сокращение расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в этот период. Однако вместе с тем произошло резкое увеличение расходов федерального бюджета, приведшее к его дефициту и увеличению государственного долга. При повторении подобной ситуации в 2014-2016 годах и сохранении дефицита федерального бюджета, применение подобного маневра стало невозможным. В результате можно наблюдать одновременное сокращение как межбюджетных трансфертов, так и объемов расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ.

Следствием данной системной особенности является высокая зависимость доходов и, соответственно, расходов субфедерального уровня бюджетной системы от федеральных межбюджетных трансфертов. На рис. 4 представлены графики, иллюстрирующие значения межбюджетных поступлений и доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, выраженные в сопоставимых ценах.

Рисунок 4 - Связь межбюджетных поступлений и доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, в период с 2005 по 2016 годы, в сопоставимых ценах*

*график и диаграмма рассчитаны и построены автором на основе данных Федерального казначейства России. URL:

http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/ (дата обращения: 20.06.2017)

 

По характеру изменения показателей можно предположить наличие тесной связи между суммой межбюджетных поступлений и доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ.

В этом контексте с позиций нашего исследования особый интерес представляет относительная стабильность мировых цен на нефть, которые почти на четверть оказались выше заложенного в бюджет уровня. Соответственно бюджетные доходы возрастают на 1,2 трлн. руб. и позволяют существенно уменьшить напряженность в соотношениях доходов-расходов-дефицита. При этом основная часть дополнительных доходов сформирована именно благодаря подорожавшим энергоносителям. Получается формирование новой тенденции – если в последние пару лет так называемая сырьевая зависимость государственного бюджета (как впрочем и всей национальной экономики) в какой-то мере снижалась в соответствии с понижением нефтяных цен, то в текущем году картина стала обратной. Так, Счетная палата в своем заключении на законопроект указала, что доля нефтегазовых доходов в общем объеме поступлений увеличивается с 37,4% до 39,3%, а ненефтегазовых - понижается с 62,6% до 60,7% [5]. В случае дальнейшего роста цен такая тенденция будет только усиливаться.

Это означает, что возможности межбюджетных трансфертов также находятся в тесной зависимости от состояния мирового углеводородного рынка. Особенно с учетом изменений в структуре статей, агрегирующих межбюджетные трансферты из федерального бюджета. Как известно, в последние годы все ранее существовавшие статьи были заменены тремя новыми - дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, иные дотации и прочие межбюджетные трансферты общего характера. При этом, резко сократилась общая сумма межбюджетных расходов федерального бюджета (в конкретных цифрах – с 4135,9 млрд. руб. до 651,3 млрд. руб.). Формально это было объяснено разнесением различных межбюджетных расходов по другим функциональным статьям. Но по мнению ряда специалистов, по сути дела здесь стали отражаться расходы преимущественно общего характера, которые не отражают всю глубину исследуемой проблематики. Преодоление данного положения дел за счет роста нефтяных цен, по мнению специалистов, невозможно, поскольку существует множество факторов их ограничивающих в ныне существующих пределах.

Таким образом, налицо усиление системных противоречий в сфере межбюджетных отношений, которые характеризуются большим количеством участников. Происходит это в условиях, когда объективно необходимой становится выработка новой общей концепции социально-экономического развития, о чем отмечалось ранее, общепринятых принципиальных основ которой еще нет ни в научном сообществе, ни в гражданском обществе. Грядущая цифровая экономика пока не прописана ни в одном из приемлемых системных вариантов.

В такой ситуации в сфере межбюджетных отношений необходимо создать новый финансовый инструмент, который позволил бы одновременно осуществлять межбюджетные трансферты в существующем формате и последовательно формировать новые экономические отношения. Таковой, на наш взгляд, может стать технология блокчейн.

Формирование и ведение в повседневную практику финансового инструментария реализации межбюджетных отношений на основе технологии блокчейн должно стать одним из ведущих национальных проектов стратегического социально-экономического  развития. Это позволит преодолеть накопившиеся противоречия в сфере межбюджетных отношений и перманентно адаптировать бюджетную систему к вызовам формирующейся цифровой экономики.

 

Список литературы

 

1.          Аганбегян А.Г. Экономика России: от стагнации к рецессии // Деньги и кредит. – 2016.– №5.– С.10-20.

2.          Акиндинова H., Кузьминов Я., Ясин E. Экономика России: перед долгим переходом // Вопросы экономики. – 2016. – №6. – С. 5-35.

3.          Баклаева Н.М. Проблемы реализации экономических интересов субъектов межбюджетных отношений в посткризисный период / Сборник материалов Всероссийской научно- практической конференции «Золотой треугольник: образование, наука и практика». Часть 2. - Пятигорск: НОУ ВПО «ИнЭУ», 2011. -С. 105-108.

4.          Бляхман Л.С. Глобальный кризис и смена парадигмы экономического развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. - 2013.- № 2.- С. 27-36.

5.          В бюджет долили нефти // Коммерсантъ. - 10.06.2017. - №103 (6097). - С. 1. URL: http://kommersant.ru/daily/102955

6.          Галазова С.С., Булацев А.С. Межбюджетные отношения в системе региональной экономики // Экономика и предпринимательство. – 2015. – №12-1 (65-1). – С.1061-1064.

7.          Ермаков В.В. Управленческие и правовые новации в межбюджетных отношениях // Право и управление. XXI век. – 2015. – №2 (35). – С.85-91.

8.          Пешина Э.В., Стрекалова А.А. Фискальный и бюджетный федерализм: две системы управления публичными финансами // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2016. –№11 (293). – С.34-52.

9.          Татуев А.А., Шаш Н.Н. Эффективность межбюджетного регулирования // Вестник Северо- Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова.- 2014.- № 3.- С. 377-385.

10.       Юшков А.О., Одинг Н.Ю., Савулькин Л.И. Роль субвенций в российской системе бюджетного федерализма // Вопросы экономики. – 2016. – №10. – С.49-64.