Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ К ПРОЦЕССУ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
02 сентября 2017г.

Важнейшим условием эффективного управления смешанной экономикой является соблюдение необходимых пропорций рыночного и государственного регулирования экономических процессов. Анализ существующей мировой практики демонстрирует смену периодов усиления рыночного саморегулирования и государственного регулирования. Государство стремится разработать и предложить систему мер, как законодательно-исполнительного, так и контролирующего характера, которые должны ускорять адаптацию социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Посредством регулирования государство стремится создать определенные условия для эффективного функционирования экономики, отстаивая при этом интересы всего общества в целом, поскольку развитие общества повышает эффективность функционирования субъектов рынка.

Конкретный перечень задач, кроме общих закономерностей функционирования рыночных систем в современных условиях, диктуется также особенностями развития отдельных стран.

В процессе государственного регулирования  должны быть созданы условия для развития цивилизованного предпринимательства и сглаживания социального неравенства населения страны.

Взгляды ученых на место, роль, цели и возможности вмешательства государства в процесс функционирования рыночной экономической системы существенным образом трансформировались в различные периоды и в конкретных условиях развития мирового хозяйства (периоды роста и кризисов, мира и войны, тяжелой инфляции и т.д.).

Меркантилисты в XVII–XVIII вв. в эпоху формирования рыночных отношений определяли задачу государства в защите прав отечественного производителя (поощрение вывоза товаров за границу и сдерживание ввоза товаров, которые производятся в государстве) и признавали необходимость государственного регулирования экономики. Напротив, в конце XVIII в. с развитием капитализма в обществе  получили  популярность  идеи  экономического  либерализма,  одним  из  наиболее  ярких представителей которого является Адам Смит, который  трактовал рыночную  экономику как саморегулирующуюся систему и впервые в науке разделил функции между государством и бизнесом. Он считал, что в функции государства должны входить защита частной собственности от нападений; обеспечение правосудия и нормальных условий торговли.

Дж.Кейнс противопоставил воззрениям А.Смита о саморегулировании экономики принципиально новый подход. В качестве основных положений концепции определены: проведение оценки, сложившегося стихийно рыночного механизма, и определение причин вмешательства государства в экономику; формулировка целевых установок этого вмешательства; выявление направлений, форм и методов государственного регулирования экономики.

Решение задач, с которыми не может справиться рыночная экономика, требует активного вмешательства государства, в результате которого должна быть нивелирована как экономическая, так и социальная неустойчивость.

В середине ХХ века кейнсианские модели широко использовались в процессе государственного регулирования экономики в странах Западной Европы и США.

Концепция М.Фридмена известна под названием «монетаризм». Она последовательно разрабатывалась М.Фридменом, К.Бруннером, А.Мельтцер, А.Шварц. Концепция базируется на количественной теории денег. Монетаристы заявляют, что рынок представляет собой саморегулирующуюся систему и не нуждается в строгом контроле со стороны государства, поскольку если наблюдаются диспропорции, то, прежде всего, это объясняется внешним вмешательством.

Концепцию смешанной экономики и контроль общества за развитием предпринимательства предлагают представители институционализма (Т.Веблен, У.Митчелл, Д.Коммонс). Институциональная теория отрицает трактовку рыночного хозяйства в качестве равновесной системы, а предлагает считать его эволюционирующей системой. В основу данной концепции положен тезис о редкости ресурсов, что приводит к конфликту хозяйствующих субъектов в процессе их использования. Этот конфликт должен разрешаться путем совершения транзакций, которые выступают базовыми институтами общества. Подчеркивается важность институтов для экономического развития, доказывается роль человека в качестве основного экономического ресурса постиндустриального общества. Институционалисты полагают, что замена свободной конкуренции монополизацией представляет собой объективный процесс современной экономики и считают, что крупные корпорации вносят планомерность и сознательность в стихийный механизм рыночной конкуренции. В последующем, идеи институционализма получили свое развитие в трудах таких ученых, как: Р.Арон, А.Берли, Д.Бернхем, Э.Богарт, Дж.М.Кларк, Г.Кольм, А.Лоув, Г.Минз, У.Ростоу, Ж.Фурастье, Ж.Эллюль и др. [4].

Идеи современного неоинституционализма развиваются в работах Дж.Гелбрейта, Г. Мюрдаля, Р. Хейлбронера, Д. Белла, О. Тоффлера, Я.Тинбергена и др.

Следует отметить, что ни одна из моделей, разработанных для описания процесса государственного регулирования экономики, до конца не отражает специфику экономического развития в заданных условиях. Также авторы научных статей зачастую некорректно переносят достижения зарубежной теории и практики государственного регулирования в российские условия.

Одним из основных требований экономической теории институционализма является идея социального контроля экономики, который реализуется в различных формах: реформы, затрагивающие хозяйственную деятельность крупных корпораций, а также процессы управления их функционированием, меры государственного и регулирующего воздействия на механизм рыночной конкуренции, ценообразование, занятость, состояние денежно-кредитного рынка, финансово-бюджетной системы и др. Все большее значение в организации социального контроля занимает планирование, с учетом создания и развития государственной системы программирования и индикативного планирования.

В числе российских экономистов, которые изучали  проблемы государственного регулирования экономики необходимо назвать Абалкина Л.И., Аганбегяна М.К., Агапову Т.А., Волгина Н.А., Кушлина В.И., Мильнера Б.З., Попова Г.Х. и др. [1, 3].

На сегодняшний день не существует общепринятого определения понятий «государственное регулирование экономики» или «государственное регулирование предпринимательской деятельности». В настоящем исследовании мы исходим из утверждения, что государственное управление в традиционных исследованиях принято связывать с наличием у его субъектов подчиненных объектов, в то время как государственное регулирование – преимущественно с воздействием на организационно не подчиненные объекты [2].

Ниже приводится ряд определений, в которых, на наш взгляд, авторами отражается современная сущность этих понятий (таблица 1).

Таблица 1

Современные определения понятий «государственное регулирование экономики» или «государственное регулирование предпринимательской деятельности»

Определение

Источник

Азрилиян А.Н. считает, что государственное регулирование – это правительственные правила и законы, изменяющие или контролирующие экономическую деятельность

Новый экономический и юридический словарь. /Подред. А.Н.Азрилияна. - М.: Ин-т новой экономики, 2003. - 620 с.

Флоря О.В. определяет государственное регулирование экономики и предпринимательской деятельности  как  набор  различных  методов  и  способов

воздействия       государства      на      экономику       страны      и

предпринимательскую деятельность, осуществляемую  как в пределах ее территории, так и за ее пределами

Флоря О.В. Правовые аспекты новаторства в государственном регулировании          экономики          и

предпринимательской деятельности в

особых экономических зонах (ОЭЗ). // Предпринимательское право. — 2010.

— № 4.

В трудах Лаптева В.В. и Занковского С.С. государственное регулирование экономики и предпринимательской   деятельности   представляет   собой

совокупность      мер      экономического,      правового      и

организационного воздействия на экономику, в том числе путем государственной поддержки и защиты субъектов предпринимательской деятельности, а также государственного контроля за соблюдением требований законодательства субъектами такой деятельности.

Предпринимательское

(хозяйственное)    право.    /    Под ред. В.В.Лаптева, С.С.Занковского. – М.: Волтерс Клувер, 2006. — 560 с.

Аванесян Г.С. считает, что под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать, прежде всего, формирование внешней среды, в рамках которой данная деятельность протекает и которая включает следующие основные элементы: 1) объективные тенденции, складывающиеся на рынках ресурсов и продуктов

и   формирующие   экономическую   конъюнктуру   данных

рынков; 2) инфраструктура рыночного хозяйства, включающая государственные и частные финансово- кредитные, законодательные и иные институты; 3) общественные отношения — политические, социально- культурные, правовые, развитие которых должно находиться под неусыпным вниманием государства, что требует, в частности, четкого правового регулирования сферы предпринимательства, всемерного  укрепления его политических предпосылок, самого общественного статуса

Аванесян Г.С. Уголовно- правовая охрана предпринимательской деятельности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата  юридических наук.

12.00.08 – Уголовное право и криминология;                        Уголовно-

исполнительное право /Г.С.Аванесян; Науч. рук. А.И.Чучаев. - Ульяновск, 2000. - 26 с.

По мнению Смагиной И.А., под государственным регулированием предпринимательской деятельности понимается деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности

Смагина                                    И.А.

Предпринимательское  право.  —  М.: Омега-Л, 2009. – 286 с.

Белых В.С. определяет, что регулирование хозяйственной деятельности представляет собой государственное воздействие в отношении определенных субъектов хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации определенного рода или, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии

Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: монография. — М.: Проспект, 2009.

Содержание государственного регулирования наиболее полно раскрывает Кириченко В.Н. По его мнению, государственное регулирование состоит из:

1) регламентации хозяйственной жизни, образующей свод правил, кодекс поведения хозяйствующих субъектов, определяющий их права и обязанности, меру взаимной ответственности, в  том числе и введение определенных запретов, нацеленных на недопущение ущерба субъектам рынка;

2) формирования       организационно-экономических структур, обеспечивающих строгий контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка и обслуживающих хозяйственные отношения;

3)       выработки социально-экономической политики, определения и результативного применения механизмов ее реализации.

Кириченко В.Н. Уточнение ориентиров экономических реформ. / В.Н.Кириченко. // Экономист. – 2000. - №7. – С.22-29.




 

Учитывая предыдущие подходы, нами предложена трактовка понятия «государственное регулирование предпринимательской деятельности», в которой отражена зависимость эффективности системы государственного регулирования и поддержки предпринимательства от качества законодательных актов, формирующейся институциональной среды, стратегий, концепций, программ различного уровня, инновационно-инвестиционных проектов и пр.:

«Государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности – это деятельность государственных органов по формированию законодательной базы, созданию благоприятной для ускоренного развития предпринимательства институциональной среды в рамках программно-целевого подхода и реализации инновационно-инвестиционных проектов для повышения роли предпринимательства в социально-экономическом развитии общества, созданию условий по увеличению безопасности осуществления предпринимательской деятельности, формированию предпосылок для роста социальной ответственности бизнеса».

Таким образом, в своих исследованиях представители разных научных школ основываются на сопоставлении различных взглядов на целесообразность и необходимость государственного регулирования экономики. Каждый подход обоснован, актуален и имеет право на существование в определенные периоды социально-экономического развития. На современном этапе следует рассматривать баланс мнений, который учитывает различные теоретические подходы.

Список литературы

 

1.     Абалкин  Л.И.  Роль  государства  в  становлении  и  регулировании  рыночной  экономики. /Л.И.Абалкин. //Вопросы экономики. - 1997. - №6. - С.4-12.

2.     Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: монография./В.С.Белых. – М.: Проспект, 2009.

3.     Кушлин, В. И. Государственное регулирование экономики. /В.И.Кушлин. – М.: Экономика, 2016.- 496 с.

4.     Розмаинский  И.В.  Институционализм.  /  И.В.Розмаинский.  //Журнал  институциональных исследований. – 2010. – Том 2. - №4. – С.130-144.