02 сентября 2017г.
Важнейшим условием эффективного управления смешанной экономикой является соблюдение необходимых пропорций рыночного и государственного регулирования экономических процессов. Анализ существующей мировой практики демонстрирует смену периодов усиления рыночного саморегулирования и государственного регулирования. Государство стремится разработать и предложить систему мер, как законодательно-исполнительного, так и контролирующего характера, которые должны ускорять адаптацию социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Посредством регулирования государство стремится создать определенные условия для эффективного функционирования экономики, отстаивая при этом интересы всего общества в целом, поскольку развитие общества повышает эффективность функционирования субъектов рынка.
Конкретный перечень задач, кроме общих закономерностей функционирования рыночных систем в современных условиях, диктуется также особенностями развития отдельных стран.
В процессе государственного регулирования должны быть созданы условия для развития цивилизованного предпринимательства и сглаживания социального неравенства населения страны.
Взгляды ученых на место, роль, цели и возможности вмешательства государства в процесс функционирования рыночной экономической системы существенным образом трансформировались в различные периоды и в конкретных условиях развития мирового хозяйства (периоды роста и кризисов, мира и войны, тяжелой инфляции и т.д.).
Меркантилисты в XVII–XVIII вв. в эпоху формирования рыночных отношений определяли задачу государства в защите прав отечественного производителя (поощрение вывоза товаров за границу и сдерживание ввоза товаров, которые производятся в государстве) и признавали необходимость государственного регулирования экономики. Напротив, в конце XVIII в. с развитием капитализма в обществе получили популярность идеи экономического либерализма, одним из наиболее ярких представителей которого является Адам Смит, который трактовал рыночную экономику как саморегулирующуюся систему и впервые в науке разделил функции между государством и бизнесом. Он считал, что в функции государства должны входить защита частной собственности от нападений; обеспечение правосудия и нормальных условий торговли.
Дж.Кейнс противопоставил воззрениям А.Смита о саморегулировании экономики принципиально новый подход. В качестве основных положений концепции определены: проведение оценки, сложившегося стихийно рыночного механизма, и определение причин вмешательства государства в экономику; формулировка целевых установок этого вмешательства; выявление направлений, форм и методов государственного регулирования экономики.
Решение задач, с которыми не может справиться рыночная экономика, требует активного вмешательства государства, в результате которого должна быть нивелирована как экономическая, так и социальная неустойчивость.
В середине ХХ века кейнсианские модели широко использовались в процессе государственного регулирования экономики в странах Западной Европы и США.
Концепция М.Фридмена известна под названием «монетаризм». Она последовательно разрабатывалась М.Фридменом, К.Бруннером, А.Мельтцер, А.Шварц. Концепция базируется на количественной теории денег. Монетаристы заявляют, что рынок представляет собой саморегулирующуюся систему и не нуждается в строгом контроле со стороны государства, поскольку если наблюдаются диспропорции, то, прежде всего, это объясняется внешним вмешательством.
Концепцию смешанной экономики и контроль общества за развитием предпринимательства предлагают представители институционализма (Т.Веблен, У.Митчелл, Д.Коммонс). Институциональная теория отрицает трактовку рыночного хозяйства в качестве равновесной системы, а предлагает считать его эволюционирующей системой. В основу данной концепции положен тезис о редкости ресурсов, что приводит к конфликту хозяйствующих субъектов в процессе их использования. Этот конфликт должен разрешаться путем совершения транзакций, которые выступают базовыми институтами общества. Подчеркивается важность институтов для экономического развития, доказывается роль человека в качестве основного экономического ресурса постиндустриального общества. Институционалисты полагают, что замена свободной конкуренции монополизацией представляет собой объективный процесс современной экономики и считают, что крупные корпорации вносят планомерность и сознательность в стихийный механизм рыночной конкуренции. В последующем, идеи институционализма получили свое развитие в трудах таких ученых, как: Р.Арон, А.Берли, Д.Бернхем, Э.Богарт, Дж.М.Кларк, Г.Кольм, А.Лоув, Г.Минз, У.Ростоу, Ж.Фурастье, Ж.Эллюль и др. [4].
Идеи современного неоинституционализма развиваются в работах Дж.Гелбрейта, Г. Мюрдаля, Р. Хейлбронера, Д. Белла, О. Тоффлера, Я.Тинбергена и др.
Следует отметить, что ни одна из моделей, разработанных для описания процесса государственного регулирования экономики, до конца не отражает специфику экономического развития в заданных условиях. Также авторы научных статей зачастую некорректно переносят достижения зарубежной теории и практики государственного регулирования в российские условия.
Одним из основных требований экономической теории институционализма является идея социального контроля экономики, который реализуется в различных формах: реформы, затрагивающие хозяйственную деятельность крупных корпораций, а также процессы управления их функционированием, меры государственного и регулирующего воздействия на механизм рыночной конкуренции, ценообразование, занятость, состояние денежно-кредитного рынка, финансово-бюджетной системы и др. Все большее значение в организации социального контроля занимает планирование, с учетом создания и развития государственной системы программирования и индикативного планирования.
В числе российских экономистов, которые изучали проблемы государственного регулирования экономики необходимо назвать Абалкина Л.И., Аганбегяна М.К., Агапову Т.А., Волгина Н.А., Кушлина В.И., Мильнера Б.З., Попова Г.Х. и др. [1, 3].
На сегодняшний день не существует общепринятого определения понятий «государственное регулирование экономики» или «государственное регулирование предпринимательской деятельности». В настоящем исследовании мы исходим из утверждения, что государственное управление в традиционных исследованиях принято связывать с наличием у его субъектов подчиненных объектов, в то время как государственное регулирование – преимущественно с воздействием на организационно не подчиненные объекты [2].
Ниже приводится ряд определений, в которых, на наш взгляд, авторами отражается современная сущность этих понятий (таблица 1).
Таблица 1
Современные определения понятий «государственное регулирование экономики» или «государственное регулирование предпринимательской деятельности»
Определение
|
Источник
|
Азрилиян А.Н. считает, что государственное регулирование – это правительственные правила и законы, изменяющие или контролирующие экономическую деятельность
|
Новый экономический и юридический словарь. /Подред. А.Н.Азрилияна. - М.: Ин-т новой экономики, 2003. - 620 с.
|
Флоря О.В. определяет государственное регулирование экономики и предпринимательской деятельности как набор различных методов и способов
воздействия государства на экономику страны и
предпринимательскую деятельность, осуществляемую как в пределах ее территории, так и за ее пределами
|
Флоря О.В. Правовые аспекты новаторства в государственном регулировании экономики и
предпринимательской деятельности в
особых экономических зонах (ОЭЗ). // Предпринимательское право. — 2010.
— № 4.
|
В трудах Лаптева В.В. и Занковского С.С. государственное регулирование экономики и предпринимательской деятельности представляет собой
совокупность мер экономического, правового и
организационного воздействия на экономику, в том числе путем государственной поддержки и защиты субъектов предпринимательской деятельности, а также государственного контроля за соблюдением требований законодательства субъектами такой деятельности.
|
Предпринимательское
(хозяйственное) право. / Под ред. В.В.Лаптева, С.С.Занковского. – М.: Волтерс Клувер, 2006. — 560 с.
|
Аванесян Г.С. считает, что под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать, прежде всего, формирование внешней среды, в рамках которой данная деятельность протекает и которая включает следующие основные элементы: 1) объективные тенденции, складывающиеся на рынках ресурсов и продуктов
и формирующие экономическую конъюнктуру данных
рынков; 2) инфраструктура рыночного хозяйства, включающая государственные и частные финансово- кредитные, законодательные и иные институты; 3) общественные отношения — политические, социально- культурные, правовые, развитие которых должно находиться под неусыпным вниманием государства, что требует, в частности, четкого правового регулирования сферы предпринимательства, всемерного укрепления его политических предпосылок, самого общественного статуса
|
Аванесян Г.С. Уголовно- правовая охрана предпринимательской деятельности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.
12.00.08 – Уголовное право и криминология; Уголовно-
исполнительное право /Г.С.Аванесян; Науч. рук. А.И.Чучаев. - Ульяновск, 2000. - 26 с.
|
По мнению Смагиной И.А., под государственным регулированием предпринимательской деятельности понимается деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности
|
Смагина И.А.
Предпринимательское право. — М.: Омега-Л, 2009. – 286 с.
|
Белых В.С. определяет, что регулирование хозяйственной деятельности представляет собой государственное воздействие в отношении определенных субъектов хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации определенного рода или, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии
|
Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: монография. — М.: Проспект, 2009.
|
Содержание государственного регулирования наиболее полно раскрывает Кириченко В.Н. По его мнению, государственное регулирование состоит из:
1) регламентации хозяйственной жизни, образующей свод правил, кодекс поведения хозяйствующих субъектов, определяющий их права и обязанности, меру взаимной ответственности, в том числе и введение определенных запретов, нацеленных на недопущение ущерба субъектам рынка;
2) формирования организационно-экономических структур, обеспечивающих строгий контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка и обслуживающих хозяйственные отношения;
3) выработки социально-экономической политики, определения и результативного применения механизмов ее реализации.
|
Кириченко В.Н. Уточнение ориентиров экономических реформ. / В.Н.Кириченко. // Экономист. – 2000. - №7. – С.22-29.
|
Учитывая предыдущие подходы, нами предложена трактовка понятия «государственное регулирование предпринимательской деятельности», в которой отражена зависимость эффективности системы государственного регулирования и поддержки предпринимательства от качества законодательных актов, формирующейся институциональной среды, стратегий, концепций, программ различного уровня, инновационно-инвестиционных проектов и пр.:
«Государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности – это деятельность государственных органов по формированию законодательной базы, созданию благоприятной для ускоренного развития предпринимательства институциональной среды в рамках программно-целевого подхода и реализации инновационно-инвестиционных проектов для повышения роли предпринимательства в социально-экономическом развитии общества, созданию условий по увеличению безопасности осуществления предпринимательской деятельности, формированию предпосылок для роста социальной ответственности бизнеса».
Таким образом, в своих исследованиях представители разных научных школ основываются на сопоставлении различных взглядов на целесообразность и необходимость государственного регулирования экономики. Каждый подход обоснован, актуален и имеет право на существование в определенные периоды социально-экономического развития. На современном этапе следует рассматривать баланс мнений, который учитывает различные теоретические подходы.
Список литературы
1. Абалкин Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. /Л.И.Абалкин. //Вопросы экономики. - 1997. - №6. - С.4-12.
2. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: монография./В.С.Белых. – М.: Проспект, 2009.
3. Кушлин, В. И. Государственное регулирование экономики. /В.И.Кушлин. – М.: Экономика, 2016.- 496 с.
4. Розмаинский И.В. Институционализм. / И.В.Розмаинский. //Журнал институциональных исследований. – 2010. – Том 2. - №4. – С.130-144.