Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В МОБИЛЬНУЮ СВЯЗЬ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
02 сентября 2017г.

Мобильная связь является одной из современных составляющих инфраструктуры страны. Одной из особенностей сотовой связи в РФ является то, что первоначально компании сотовой связи создавалась бизнесом и развиваются и функционируют как коммерческие предприятия. С другой стороны, компании сотовой связи предоставляют услуги, которые являются сложными или составными, так как при их предоставлении участвуют одновременно несколько организаций[2]. При этом ведущей организацией является компания-оператор мобильной связи, которая и предоставляет собственно услугу, отвечая за её доступность и качество[1].

Другой участник – дилер должен обеспечить абонента оборудованием, т.е. сотовым телефоном, SIM-картой, а также сопутствующими аксессуарами. Кроме того, на дилере лежит обязанность сбора платы на оказываемую оператором мобильной связи услугу – предоставление трафика. Из сказанного следует, что подавляющая доля инвестиций потребляется непосредственно оператором связи, а дилеры потребляют незначительную долю инвестиций и нередко оператор вынужден делать прямые инвестиции в развитие дилерской сети, как собственной, так и привлекаемой. Привлечение дилерской сети позволяет не только экономить на инвестициях, но и на издержках оператора мобильной связи, повышая его конкурентоспособность.

Обычно государственные расходы в области развития инфраструктуры ориентированы на длительный период окупаемости, и, как правило, имеют низкую рентабельность. Операторы мобильной связи имеют высокую рентабельность, о чем свидетельствует существование на рынке как крупных корпораций, действующих без непосредственной государственной финансовой поддержки, так и функционирование многочисленных региональных компаний сотовой связи. А при высокой рентабельности за строительство и эксплуатацию объектов мобильной связи берется непосредственно бизнес.

Создание и развитие инфраструктуры должно обеспечить экономический рост и занятость на данной территории. Поэтому в качестве основного критерия, определяющего эффективность государственных расходов в сфере инфраструктуры, не может быть прибыль. Исходя из этого положения, можно сделать вывод, что если бизнес делает инвестиции в инфраструктуру, то эта деятельность также должна подвергаться тарифному регулированию именно в силу обслуживающего характера инфраструктурных предприятий.

Несколько смягчает эту ситуацию наличие конкуренции между инфраструктурными предприятиями, что и наблюдается на рынке мобильной связи. Хотя операторы мобильной связи ориентированы на обслуживание определенной территории, они, как правило, не являются монополистами и поэтому тарифное регулирование в данной  области не имеет «жесткой направленности». В составе основных средств операторов мобильной связи высок удельный вес дорогостоящих сооружений, обладающих чрезвычайно низкой ликвидностью: базовые станции и мачты для них. Это обстоятельство при существующей ценовой конкуренции  снижает  рентабельность компаний  мобильной связи. Следствием этого является:

•                   уменьшение величины средств, которые могут быть использованы для инвестиций;

•                   увеличение  суммы  привлекаемых  инвестиций,  что  приводит  к  еще  большему  снижению рентабельности.

Таким образом, развитие бизнеса на рассматриваемом рынке приводит как к появлению барьеров входа на этот рынок за счет снижающейся рентабельности и необходимости привлечения инвестиций для развития и модернизации сети мобильной связи, так и барьеров выхода за счет наличия оборудования и сооружений с низкой ликвидностью. Чтобы еще увеличить барьеры входа и сократить ценовую конкуренцию операторы мобильной связи прибегают к расширению продуктовой линейки, что приводит к росту нематериальных активов и позволяет компенсировать снижение доходов от традиционных продуктов компаний [3].

Инвестиционная программа компании мобильной связи является необходимым этапом реализации ее стратегии и все последующие действия, связанные с инвестициями, являются также продолжением инновационной политики. Формирование инвестиционной политики компании сотовой связи базируется на системе принципов. Рассмотрим их.

Операторы мобильной связи реализуют сложные (составные) услуги, так как при их предоставлении одновременно участвуют несколько организаций. Ведущая - оператор мобильной связи, предоставляющий собственно услугу, обеспечивающая – дилер, предоставляющий абоненту мобильный телефон, SIM- карту, сопутствующие аксессуары, а также осуществляющий сбор платы, за оказываемую оператором связи услугу – предоставление трафика.

Инновационные мероприятия планирует оператор мобильной связи, непосредственно использующий для их осуществления подавляющую долю инвестиций. Дилеры потребляют незначительную долю инвестиций. Нередко оператор вынужден делать прямые инвестиции в развитие дилерской сети, как собственной, так и привлекаемой, с целью оптимизации инвестиций и издержек.

В составе основных средств компаний мобильной связи высок удельный вес дорогостоящих сооружений, обладающих чрезвычайно низкой ликвидностью: базовые станции и мачты для них. Это обстоятельство при существующей ценовой конкуренции снижает рентабельность компаний мобильной связи.

Развитие бизнеса на рассматриваемом рынке приводит к появлению барьеров входа на этот рынок из-за снижающейся рентабельности и необходимости привлечения инвестиций для развития и модернизации сети связи за счёт инновационных проектов, и барьеров выхода, связанных с наличием оборудования и сооружений с низкой ликвидностью. Для увеличения барьеров входа и сокращения ценовой конкуренции операторы мобильной связи вынуждены проводить активную инновационную политику, постоянно расширяющую продуктовую линейку, что приводит к росту нематериальных активов и позволяет компенсировать снижение доходов от традиционных продуктов компаний [5].

При планировании инвестиционного обеспечения инновационных проектов необходимо учитывать наличие поступлений от деятельности компании мобильной связи, часть из которых целесообразно направлять на финансирование новых направлений инновационной программы [4].

Необходимо учитывать отсутствие лага между периодом завершения инвестиций в инновацию и периодом, в котором начинается получение дохода от внедрения этой инновации.

Таким образом, процесс формирования и реализации инвестиционной программы оператора мобильной связи начинается с обоснования её необходимости и целей, непосредственно реализующих функциональные стратегии компании и вытекающих из принятой корпоративной стратегии, а также эффективности планируемых инновационных проектов [6].

 

Список литературы

 

1. Макаров В.В., Галков И.М. Интегральная оценка качества продаж услуг мобильной связи // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2013. № 2. С.83-84.

2.Макаров В.В., Горбатько А.В. Задача ранжирования сотовой сети при формировании инвестиционной политики // Информатизация и связь. 2011. №7. С.85-88.

3.Макаров В.В., Колотов Ю.О. Развитие Интернет-коммерции               //Экономический анализ: теория и практика. 2009. №26. С.60-64.

4.Макаров В.В., Столяров С.А. Выбор оптимальной инновационной стратегии в управлении интернет- проектами // Журнал правовых и экономических исследований. 2013. № 3. С. 19-20.

5 .Макаров В. В., Туфрин П. Л. Инновационное развитие инфокоммуникационной компании // Экономическое возрождение России. 2011. №3. С. 83-91.

6.Макаров В.В., Шувал-Сергеева Н.С. Оценка экономической эффективности инвестиций в инновационные проекты с учетом нематериальных активов//Вопросы радиоэлектроники. 2015. №4(4). С. 193-198.