Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КОНСАЛТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Авторы:
Город:
Ульяновск
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

    В условиях стремительно усложняющейся рыночной ситуации и росте конкуренции компании стремятся обойти конкурентов за счет собственных конкурентных преимуществ. К подобным преимуществам относятся профессиональные навыки, инновационные знания, опыт и способность адаптироваться и оперативно реагировать на рыночные изменения. В связи с этим возрастает роль консалтинговых компаний, в которых в данных условиях актуализируется для повышения эффективности работы необходимость проведения систематической оценки развития консалтинговой деятельности.

   Для того чтобы провести оценку, прежде всего, необходимо выполнить процессный анализ данного алгоритма, для реализации которого мы изучили научные труды, авторы которых рассматривали этапы проведения процедуры оценки, и сгруппировали их, выделив тем самым два используемых подхода.

   К первой группе мы отнесли тех авторов, которые прямо представляют этапы рассматриваемого нами алгоритма. Например, Митрякову О.Л., которая выделила 3 основных этапа в процессе оценки развития: 1 этап – этап диагностики, где определяются основные параметры текущей деятельности и «базовые области» дальнейших преобразований, проведение экспресс-диагностики, выявление «болевых точек» деятельности организации и анализ бизнес-стратегий [4, с.175-177]. На наш взгляд, этап с одной стороны рассмотрен комплексно, поскольку включает не только диагностику, но и план дальнейшей работы с ее результатами. С другой стороны, при столь глубоком комплексном подходе к алгоритму, теряется ключевая работа целевого характера. На наш взгляд, непосредственно диагностической работе должна предшествовать подготовительная, т.е. чтобы рационально провести оценку, необходимо определить цели и задачи исследования, выбрать методы сбора информации для проведения затем уже непосредственно полевого этапа исследования.

   На 2 этапе Митрякова О.Л. предлагает приступить к непосредственной разработке комплекса улучшений. Здесь выделяются приоритетные цели, которые необходимо достичь посредством реализации разработанного комплекса улучшений, затем определяются необходимые ресурсы, сроки и условия для проведения изменений, а так же описываются процедуры внесения изменений.

   Мы согласны с тем, что логичным завершением работы в области диагностики и оценки является разработка соответствующих проектов и рекомендаций. Однако автор чрезмерно концентрирует внимание на данном вопросе, описывая его, кроме данного этапа также и на первом и на третьем, детализируя его. Так, на 3 этапе прописываются конкретные технологии внедрения разработанного консалтингового проекта, то есть определяется непосредственно сам механизм реализации программы преобразований [4, с.177-180]. Считаем, что второй и третий этап важно учитывать в процессе оценки сразу после диагностики сложившейся ситуации, но в едином этапе, на котором исследователь выявляет тенденции и прогнозирует возможные сценарии дальнейшего развития событий, разрабатывает улучшения, касающиеся деятельности компании, которые будут основываться не только на прогнозах будущих событий, но и на опыте и закономерностях, выявленных по результатам анализа деятельности предприятия.

   В работах, которые мы отнесли ко второй группе, этапы проведения оценки обозначены лишь косвенно. Примером подобной позиции является работа Бушуевой Л.И. и Шайхлисламова В.А., которые говорят о важности цели исследования в алгоритме оценки развития [1, с.396]. О наличии этапа постановки цели свидетельствует количественная оценка основных характеристик, раскрывающая основные закономерности и факторы развития изучаемого предмета. Действительно, этап постановки цели - отправная точка исследования и неотъемлемая часть алгоритма оценки развития консалтинговой деятельности.

  В работе прослеживается и наличие этапа выбора метода и источников сбора информации, так как авторами было заявлено использование в исследовании данных рейтингового агентства «Эксперт РА». В отличие от рассмотренных ранее работ, авторы обращают внимание не только на результат, но и на пути его достижения. Этим обусловлено наличие в алгоритме этапа выбора наиболее подходящей методологической составляющей.

   Кроме этого, авторы статьи говорят о показателях, которые в совокупности способны отразить состояние и развитие изучаемого объекта. Таким образом, авторы проходят через этап выбора параметров исследования. Далее в статье приводятся результаты анализа полученной информации, графики, таблицы и рисунки, а, значит, в процессе исследования были этапы сбора, анализа информации, а также представления полученной информации, необходимой для дальнейшей работы.

   Косвенно представлены этапы оценки развития консалтинговой деятельности в работах Цлафа В.М. [6; с. 24], и Ханфеняна В. [5]. Авторы рассматривают этапы разрозненно, не формируя целостный алгоритм. Некоторые этапы можно выделить из контекста, например, оба автора оговаривают необходимость этапа постановки целей исследования, выбора параметров оценки, рационального выбора метода сбора и анализа полученной информации. Однако, структурированного алгоритма оценки развития в данных работах не обнаружено.

   Резюмируя вышесказанное, на наш взгляд, алгоритм оценки не полный, поэтому обратились к другим источникам. Мы бы в целом согласились с позицией, что подобный процесс оценки и его алгоритм можно рассматривать как разновидность маркетингового исследования [3]. Следовательно, целесообразно проводить процедуру оценки развития, пользуясь алгоритмом проведения маркетингового исследования, определенные этапы которого необходимо адаптировать к специфике проведения оценки.

   Обратимся к классическому алгоритму маркетингового исследования, предложенному Ф. Котлером [2, c.189] Алгоритм включает 5 этапов: выявление проблем и формулирование целей, отбор источников информации, сбор информации, анализ собранной информации, представление полученных результатов [2, с.189]. Сравнивая полученные в процессе исследования научных работ этапы оценки, у Котлера появляется этап выявления проблем и формулирования целей. Действительно, чтобы рационально определить цель исследования, необходимо изучить текущие проблемы предприятия, которые способны указать на необходимость проведения оценки развития консалтинговой деятельности.

   Адаптируя общий алгоритм к специфике оценки развития консалтинговой деятельности, предлагаем следующую последовательность этапов:

1    этап - постановка цели исследования. На первом этапе, как было сказано ранее, необходимо четко определить проблемы, указывающие на необходимость проведения оценки, диагностики возникших «болевых точек» консалтинговой деятельности предприятия. Далее обозначенные проблемы необходимо трансформировать в основные цели исследования.

2   этап – подготовительный, на этом этапе мы занимаемся разработкой плана сбора информации, который включает в себя выбор основных параметров, по которым должна будет проводиться оценка, источников информации и метода ее сбора.

3   этап – сбор информации, который осуществляется по методам, параметрам и из источников, выбранных на предыдущем этапе.

4    этап – анализ собранной информации, на этом этапе анализа мы выделяем основные изменения в динамике рассматриваемых параметров, определяем основные тенденции развития консалтинговой деятельности компании и прогнозируем дальнейшее развитие ситуации.

5 этап – разработка рекомендаций по совершенствованию консалтинговой деятельности предприятия.

    Таким образом, проанализировав и изучив работы многих авторов в области оценки развития консалтинговой деятельности, мы пришли к выводу, что в литературе не существует общепринятого и единого алгоритма оценки. Однако прямо или косвенно, но многие авторы выделяют ряд этапов, из которых можно сформировать полноценный алгоритм. На основе синтеза рассмотренных работ, а так же адаптируя предложенные в литературе этапы процесса маркетингового исследования для оценки развития консалтинговой деятельности, мы уточнили алгоритм проведения подобного исследования.

 

Список литературы

1.     Бушуева Л.И. Статистический анализ российского консалтингового рынка: оценка текущего состояния и перспективы развития / Бушуева Л.И., Шайхлисламов В.А. // Проблемы современной экономики. – 2012. –№ 2. – С. 395-400.

2.     Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга. Профессиональное изд., 12 изд.: Основы маркетинга: пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2009. – 1072с.

3.     Лапицкая Л. В. Конкурентный анализ и маркетинговое исследование: соотношение понятий и аналитических процедур проведения // Экономика и экологический менеджмент. Электронный научный журнал. - №2, 2012. URL: http://economics.open-mechanics.com/

4.     Митрякова О.Л. Оценка рынка профильного консалтинга: реальность и потенциал // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии издательского дела. – 2012. – №4. – С. 174-184.

5.     Ханферян В.В. Снова в строю // Эксперт. – 2012. – № 15. – http://expert.ru/expert/2012/15/snova-v-stroyu/

6.     Цлаф В.М. Развитие консалтингового бизнеса в регионах России // Консультант по управлению. – 2011. –№ 2. – С. 23-30.