02 сентября 2017г.
Изучая историю существования человечества можно говорить о том, что вопросы обеспечения безопасности личности, отдельных сообществ, стран всегда были актуальными и первостепенными.
В РФ в Законе "О безопасности" от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ определены только основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности.
Рассматривая подходы к пониманию сущности категории «национальная безопасность» следует сказать о том, что, с одной стороны, на первый план выдвигается защита национальных интересов, а с другой стороны- защита базисных ценностей общества.
Современный уровень развития экономики и процессы глобализации в мировом масштабе предопределили выделение отдельных уровней и множество элементов национальной безопасности. Традиционными элементами национальной безопасности являются государственная, общественная, космическая, экологическая, продовольственная, экономическая, социальная, энергетическая, информационная безопасность.
В последние годы все больше внимания приковывает минерально-сырьевая безопасность. В частности, труды ученых и экономистов-практиков рассматривают ее понятие, структуру, роль в обеспечении национальных интересов страны и экономической безопасности государства [2,3,4,8].
Однако, в литературе до сих пор не имеется четкого, устоявшегося определения данной дефиниции. Ученые рассматривают данный элемент, в большей мере, как составляющую экологической безопасности. При этом, и ученые, и экономисты- практики, политические деятели отмечают огромную роль минерально- сырьевых ресурсов в обеспечении наполняемости государственного бюджета, темпах роста ВВП, воспроизводственных процессах важнейших отраслей экономики [1,2,5,7].
Сырьевая ориентированность экономики РФ за последние 20 лет привела к возникновению серьезных стресс-факторов для развития минерально-сырьевого потенциала, то есть угрозам минерально- сырьевой безопасности государства, под которыми, мы предлагаем понимать дестабилизирующие факторы возникновения дисбаланса отношений «мировое сообщество-государство-субъект федерации-общество- личность», проявляющиеся в ухудшении состояния минерально-сырьевого потенциала, неэффективном использовании минерально-сырьевой базы с позиции их влияния на экономическую безопасность и национальные интересы страны.
На текущий период времени среди основных угроз минерально-сырьевой безопасности с позиции их влияния на национальные интересы страны можно назвать следующие:
- сокращение действующих добывающих мощностей, высокий уровень износа их материально- технической базы;
- недостаточные объемы финансирования для ведения геолого-разведочных работ по новых месторождениям [4];
- варварские способы добычи важнейших видов минерального сырья;
-недостаточное использование на практике инновационных способов и методов переработки сырьевых ресурсов [3];
- неудовлетворительное состояния объектов социальной инфраструктуры в местах ведения геолого- разведочных работ и проживания персонала горнодобывающих компаний [8];
- использования неэффективных способов обработки отходов от деятельности добывающих компаний и т.д.
Представленные выше угрозы имеют разный диапазон влияния на минерально-сырьевую безопасность и одной из дискуссионных проблем на сегодняшний день является выбор адекватной системы оценки их влияния на экономическую безопасность и национальные интересы страны [7].
Поэтому остается острым вопрос по выбору системы индикаторов- количественных измерителей влияния угрозы, а также обоснованию их пороговых значений на основе огромного массива данных, которые позволили бы комплексно оценить состояние минерально-сырьевого потенциала.
По нашему мнению, решение данной проблемы становится возможным благодаря внедрению геоинформационной системы мониторинга в минерально-сырьевом комплексе РФ.
Это позволит обеспечить:
1) получение важнейшей геолого-экономической информации в режиме реального времени круглосуточно и из любой точки мира о состоянии минерально-сырьевой безопасности;
2) сформировать базу метаданных, основное предназначение которой заключается в поиске месторождений по ключевым словам, тематике, расположению и другим параметрическим критериям, в том числе показателям удельной ценности недр региона;
3) создание базы данных по геолого-экономическим показателям в разрезе месторождений основных групп полезных ископаемых, содержащих также историю их освоения, что позволит производить сравнение аналогичных месторождений по заданным в поиске параметрам [3];
4) картографически визуализировать информацию с представлением всей полноты геолого- экономических показателей, в отличие от стандартной геолого-экономической карты и т.д.
Обобщая вышесказанное, стоит отметить, что геоинформационная система мониторинга позволяет решать комплекс задач, направленных на рациональное недропользование, с учетом экологических и экономических угроз, а также разработать концептуальные положения стратегии развития минерально- сырьевого комплекса в области воспроизводства минерально-сырьевой базы для будущих поколений.
Предлагаемая геоинформационная система позволит привлекать также и инвестиционные ресурсы в развитие горнопромышленных зон с помощью целевых региональных и государственных программ:
- по переработке отходов от добычи сырья;
- строительства объектов инфраструктуры горнодобывающих населенных пунктов;
-подготовку и повышение квалификации кадров горных специальностей;
-развитие механизмов государственно-частного партнерства в недропользовании и т.д.
Таким образом необходимо совершенствование механизмов обеспечения минерально-сырьевой безопасности в рамках обеспечения национальных интересов государства. При этом, практические аспекты обеспечения минерально-сырьевой безопасности нуждаются в использовании четкого инструментария оценки на основе богатейшего отечественного и зарубежного опыта, что позволит разрабатывать концептуальные положения развития минерально-сырьевого потенциала, систематизировать факторы его устойчивого развития, осуществлять мониторинг внешних и внутренних угроз с позиции превентивного управления экономической безопасностью и регулирования национальных интересов в пользу России.
Список литературы
1. Андриянов С.В. Конкурентоспособность региона как фактор обеспечения экономической безопасности. Актуальные проблемы социально-гуманитарных исследований в экономике и управлении: материалы I научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава факультета экономики и управления, посвященной 85-летию БГТУ. Под редакцией Е.И. Сорокиной, Е.А. Дергачевой. 2014. С. 155-159.
2. Воробьёв А.Е., Джанянц А.В. Основные проблемы национальной минерально-сырьевой безопасности России/ http://www.ibci.ru;
3. Дадыкина О.В., Дадыкин В.С. Формирование системы мониторинга минерально-сырьевой базы строительного кластера с целью обеспечения экономической безопасности региона. Актуальные проблемы социально-гуманитарных исследований в экономике и управлении: материалы II Международной научно-практической конференции профессорско- преподавательского состава, магистров и студентов факультета экономики и управления. 2015. С. 114-121
4. Козловский Е. А. Национальная безопасность и минерально-сырьевая политика (доклад на конференции «Минерально-сырьевая политика и национальная безопасность», 12.05.09.) / http://sos- mgri.info.
5. Козловский Е. А. Минерально-сырьевая безопасность государства/ http://www.zlev.ru.
6. Кулагина Н.А., Дадыкин В.С. Программно-целевой подход к организации государственного мониторинга состояния недр на региональном уровне // Известия Оренбургского государственного аграрная университета, 2013, №2 (40), с.189-192.
7. Кулагина Н.А. Оценка уровня экономической безопасности региона // Инновации и инвестиции, 2011.№1, с.213-217.
8. Шеломенцев А. Г., Беляев В. Н. Оценка влияния освоения минерально-сырьевых ресурсов на экономическую безопасность России// Экономика региона, 2012.-№2, с.144-152.