Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГАРМОНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
02 сентября 2017г.

Аннотация: В данной статье приводятся механизмы и предлагаются прикладные решения достижения гармонизации в области торговой и промышленной политики региона. Определяются субъекты и объекты воздействия (взаимодействия) для достижения положительного результата. Отображаются принципы региональной утилитарной политики.

Ключевые слова: гармонизация, региональная торговая политика, региональная промышленная политика, механизмы гармонизации.

Введение

Нынешнее состояние экономики Санкт-Петербурга указывает на необходимость принятия мер по совершенствованию государственного механизма воздействия на субъекты торговли и промышленности, на необходимость корректировки проводимой политики в отношении указанных сфер. Однако для успешного функционирования торговли и промышленности крайне важно направить их деятельность на удовлетворение потребностей друг друга, то есть гармонизировать, в том числе посредством государственного регулирования.

Гармонизация торговой и промышленной политики региона призвана определить проблемные вопросы интеграции и связанные с ними направления деятельности, возникающие из существа взаимоотношений регионального уровня с бизнес-единицами, определить сферы правового регулирования в рамках законодательствах, обусловить конкретные региональные проекты в отдельных сферах торговли и промышленности[12].

Результатом достижения высокого уровня гармонизации торговой и промышленной политики станет финансовое благосостояние, экономическая безопасность и высокий уровень жизни населения.

В экономической теории различают три вида торговой политики: политику свободной торговли (фритредерство), политику автаркии и политику протекционизма. Фритредерство – направление в политике, основными принципами которого являются требование свободы торговли и невмешательства государства в частнопредпринимательскую деятельность. Автаркия выражает систему замкнутого воспроизводства благ с минимальной зависимостью от обмена с внешней средой; экономический режим самообеспечения страны, в котором минимизируется внешний товарный оборот. Политика протекционизма представляет собой государственную политику, предполагающую применение импортных пошлин, квот и других ограничений с целью ограждения национальных предпринимателей от иностранной конкуренции.

В современной мировой экономике развивалась тенденция к становлению открытой экономики, но начиная с 2014 года Российская Федерация находится в такой же ситуации, в которой был СССР в годы Второй мировой войны, когда Германия, Италия и Япония использовали политику автаркии как средство в борьбе за передел мира, а СССР же – как средство защиты от внешнего давления, обусловленное вынужденными обстоятельствами. С марта 2014 года в отношении Российской Федерации введены санкции со стороны ряда стран, таких как Соединенные Штаты Америки, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Украина, а также стран Евросоюза. Причиной тому послужило присоединение Крымского полуострова к территории Российской Федерации, а также обвинения в причастности страны к дестабилизации ситуации на Украине. Российскую Федерацию стали считать агрессором и приравнивать ее политику к проблемам глобального изменения климата и терроризма.

Данные политические и экономические действия ведут к возрастанию в России роли политики автаркии вразрез с направлением развития современной мировой экономики. По состоянию на июль 2017 г. прогнозируемого политологами сглаживания и налаживания экономических отношений со странами, которые ввели в отношении Российской Федерации ограничительные меры, не произошло, в связи с чем для дальнейшей стабилизации экономической ситуации в России необходимо осуществить прогнозирование и корректировку проводимой политики в области торговой, промышленной, фискальной и денежно- кредитной политик как на макроэкономическом, так и микроэкономическом уровнях.

Таким образом, региональная политика не является закрытым механизмом, на нее в определенной степени оказывают влияние внутренние и внешние факторы, поэтому при планировании, определении ориентиров и ожидаемого экономического и социального эффекта исполнительным и законодательным органам государственной власти целесообразно взаимодействовать с министерством иностранных дел, либо иметь в штате сотрудника, специализирующегося на внешнеэкономической деятельности. Регионам важно учитывать политику, которую государство проводит на внешнеэкономическом уровне, а также прогнозировать дальнейшее ее развитие и разрабатывать механизмы защиты от негативных последствий. Кроме того, актуальность учета внешнеэкономической деятельности Российской Федерации обусловлена потребностью оценки необходимости:

дальнейшей разработки импортозамещающей продукции;

создания механизмов защиты отечественных производителей особенно в случае отмены санкций; осуществления поддержки предпринимательства;

поиска возможностей и механизмов продвижения региональных продуктов на территории России и зарубежных рынках.

Основным механизмом регулирования экономических процессов внутри страны является утверждение и реализация государственных программ в разных областях деятельности. Так как в разрезе нашего исследования особый интерес представляет торговая и промышленная политика региона, то рассмотрим проведение соответствующей политики на примере города федерального значения г. Санкт- Петербурга, а именно проведем оценку согласованности и правильность выбранных ориентиров (целевых показателей) указанных  программ с учетом анализа реализованных на данный момент мероприятий и прогнозируемых результатов от их реализации.

В моменты нестабильной экономической ситуации необходимо сплочение науки, инноваций, представителей бизнеса, промышленности и государства, а также бюджетных средств для получения наибольшего положительного эффекта, стабилизации и роста экономики, обеспечения экономической безопасности и выполнения социальных обязательств перед населением. Поэтому, в данный момент крайне важно проводить именно гармонизированную политику в каждой отрасли, государство должно служить гарантом поддержки, стабильности и безопасности, а также проработать  возможные пути возмещения понесенных убытков или недополученной прибыли производителей или представителей торговли, которые активно участвуют в процессе импортозамещения и продвижения отечественной продукции, в виде субсидирования, снижения налогов и административных барьеров.

Институциональную основу торговой и промышленной политики Санкт-Петербурга составляют: федеральные и региональные законы в данной сфере, стратегия развития города, нормативно-правовые акты, целевые государственные программы.

Анализируя содержание программ («Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы» и «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы) можно выделить сдерживающий фактор их успешной реализации. Он заключается в требуемом высоком уровне гармонизации деятельности в области торговли и промышленности различных органов государственной власти и их структурных подразделений, представителей соответствующих отраслей, инвесторов и других заинтересованных лиц. Однако, как свидетельствуют результаты реализации программ, пока достаточного уровня взаимодействия в Санкт-Петербурге достичь не удалось.

Главная задача принятых программ – повысить степень автономности региона, снизить зависимость его экономики от внешних неблагоприятных факторов[10].

Для представления важности проведения именно гармонизированной политики рассмотрим, что включают в себя существующие в литературе определения понятия «гармонизация»:

1)                   Гармонизация – взаимное согласование, сведение в систему, унификация, координация, упорядочение, обеспечение взаимного соответствия экономических процессов, отношений, товаров, налогов и т.п.[14].

2)                   Гармонизация – приведение в состояние согласованности, взаимного соответствия различных явлений, предметов, качеств и т.д.[3].

3)                   Гармонизация (совокупности задач; деятельности) – установление равновесия, гармонии, баланса между задачами сходного уровня приоритетности, равно требующими выполнения в заданный период[1].

4)                   Гармонизация в широком понимании – это процесс приведения в соответствие, построенный на научных методологических основах единства, завершенности, целостности, пропорциональности, согласования и совершенства[11].

5)                   Гармонизация – установление равновесия, гармонии, баланса между задачами сходного уровня приоритетности, равно требующими выполнения в заданный период. Осуществляется с помощью сознательно управляемого распределения между ними ограниченных ресурсов[4].

6)                   Гармонизация (от гр. harmonia – связь, соразмерность) – приведение в состояние гармонии предметов, явлений, свойств; систематизация чего-либо.

Недостатком приведенных выше определений является их пространность и отсутствие конкретизации области применения. Достоинство таких определений состоит в универсальности и едином подходе к пониманию термина «гармонизация».

7)                   Гармонизация (экономических процессов, отношений товаров, налогов) - взаимное согласование, сведение в систему, унификация, координация, упорядочение, обеспечение взаимного соответствия разных мер, действий, мероприятий экономического характера [8].

8)                   Гармонизация – построение взаимосвязанной системы, обеспечение взаимного соответствия разных мер, действий, мероприятий экономического характера [13].

9)                   Гармонизация – согласованная разработка и осуществление законодательных, административных, финансово-экономических решений, мер и действий по управлению развитием сфер промышленности и торговли, основанная на взаимодополняемости и взаимопроникновении, общности цели, с учетом национальных приоритетов [2].

Авторы трех последних определений устраняют недостатки, указанные по отношению к определениям 1-5, и дополняют конкретизацией и уточнением сферы действия термина «гармонизация». Однако, в результате анализа всех приведенных определений термина «гармонизация», можно сделать вывод о том, что авторы сходятся во мнении о синонимичности гармонизации с согласованностью.

На основе анализа понятия «гармонизация», предлагаем внедрение следующих механизмов, реализация которых поможет повысить уровень гармонизации торговой и промышленной политики, проводимой в Санкт-Петербурге.

Введение данных механизмов предлагается поэтапно и на трех уровнях государственного управления: федеральном, региональном, местном (муниципальном).

Таблица 1 – Гармонизация федерального и регионального законодательного регулирования:

 

Промышленная Политика

Показатель

Торговая Политика

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»

+

Наличие федерального законодательства, регулирующего сферу промышленной и торговой

политики (требует гармонизации)

-

Закон, регулирующий отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере торговли,

при формировании и реализации торговой политики в Российской

 

 

 

 

Федерации не принят.

В качестве вспомогательного закона утвержден Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года и Плана мероприятий по ее реализации (Утверждена Приказом

Министерства

промышленности и торговли Российской Федерации от 24 сентября 2009 г. № 853 )

+

Стратегия развития промышленности и торговли на федеральном уровне (гармонизировано)

+

Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2015- 2020 гг. (утверждена Приказом Министерства промышленности и торговли Российской

Федерации от 25 декабря2014 г.

№ 2733)

Закон Санкт-Петербурга от 13 мая 2009 г. № 221-47 «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга»

+

Наличие закона субъекта федерации (Санкт- Петербурга), регулирующего сферу промышленной и торговой политики

(требует гармонизации)

-

Закон, регулирующий отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере торговли, при формировании и реализации торговой политики на региональном уровне непосредственно в Санкт- Петербурге не принят.

В качестве вспомогательного закона утвержден Закон Санкт- Петербурга от 27 октября 2010 г.

№ 582-139 «О государственном регулировании торговой деятельности в Санкт- Петербурге и о внесении изменений в статью 10 Закона Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт- Петербурге»

Стратегия экономического и социального развития Санкт- Петербурга на период до 2030 года (утверждена Постановлением

Правительства Санкт-

Петербурга от 13 мая 2014 г. №

355)

+

Стратегия развития промышленности и торговли в Санкт- Петербурге (гармонизировано)

+

Стратегия экономического и социального развития Санкт- Петербурга на период до 2030 года (утверждена Постановлением Правительства

Санкт-Петербурга от 13 мая

2014 г. № 355)

Государственная программа Санкт-Петербурга «Развитие

промышленности, инновационной деятельности и

агропромышленного

комплекса в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы» (утверждена Постановление Правительства Санкт- Петербурга от 23 июня2014 г.

№ 495)

+

Наличие государственных целевых программ,

направленных на поддержку и развитие

промышленности и

торговли в Санкт- Петербурге (гармонизировано)

+

Государственная программа Санкт-Петербурга «Развитие

предпринимательства и потребительского рынка в

Санкт-Петербурге» на 2015-2020

годы (утверждено Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня 2014 г. № 554)

Отсутствует полномочие (реализация возможна только через муниципальные унитарные предприятия)

-

Наличие муниципальных программ / ведомственных целевых программ внутригородских муниципальных

образования Санкт-

-

Требует внедрения типовой ведомственной целевой программы для 111 муниципальных образований Санкт-Петербурга с

сопоставимыми целевыми

Петербурга

(требует гармонизации)

показателями

 

Для достижения гармонизации федерального законодательства, регулирующего сферу промышленной и торговой политики, Государственной Думе Российской Федерации считаем целесообразным рекомендовать разработать законопроект «О торговой политике в Российской Федерации» и после рассмотрения принять данный закон.

Законодательному Собранию Санкт-Петербурга для достижения гармонизации законодательства, регулирующего сферу промышленной и торговой политики Санкт-Петербурга, считаем целесообразным рекомендовать разработать законопроект «Об основах торговой политики в Санкт-Петербурге» и принять данный закон после рассмотрения.

Одним из важнейших реальных механизмов поддержки и развития промышленности и торговли Санкт-Петербурга являются утвержденные государственные целевые программы Санкт-Петербурга в данной области («Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы; «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы), так как поставленные в них цели и задачи в результате их реализации представляют собой выполненные планы мероприятий и достигнутые намеченные целевые показатели. Так как в ходе анализа автором выявлено несоответствие утвержденных целевых показателей с наиболее актуальными проблемами, существующими в данных отраслях, и несбалансированность целевых показателей между вышеуказанными программами, целесообразно провести сопоставление и согласование мер государственной поддержки и намеченных к достижению результатов, выбранных в качестве целевых показателей.

Таблица 2 – Гармонизация целевых показателей государственных программ торговой и промышленной политики Санкт-Петербурга

(выявлено отсутствие сбалансированности) Целевые показатели утвержденных государственных программ Санкт-Петербурга

 

(механизм гармонизации, предложенный автором)

Предлагаемые автором к утверждению целевые показатели государственных программ Санкт-

Петербурга

«Развитие предпринимательства

и потребительского рынка в Санкт- Петербурге» на 2015-

2020 годы

«Развитие промышленности,

инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-

Петербурге» на 2015-

2020 годы

«Развитие предпринимательства

и потребительского рынка в Санкт- Петербурге» на 2015-

2020 годы

«Развитие промышленности,

инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-

Петербурге» на 2015-

2020 годы

Доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего

предпринимательства

в общем объеме налоговых поступлений в бюджет Санкт- Петербурга (в процентах)

Доля промышленности в валовом региональном продукте

 

Доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего

предпринимательства в

общем объеме налоговых поступлений в бюджет Санкт- Петербурга (в процентах)

Доля налоговых поступлений от субъектов промышленности в

бюджет Санкт-

Петербурга (в процентах)

Доля предпринимателей, удовлетворенных условиями ведения бизнеса в Санкт- Петербурге (от числа

опрошенных) (в

процентах)

Доля Санкт-Петербурга в объеме отгруженной промышленной продукции по Российской Федерации (без учета данных по

видам деятельности

«Добыча полезных ископаемых» и

«Производство нефтепродуктов»,

«Производство кокса»)

Оборот розничной торговли в Санкт- Петербурге

Доля промышленности в валовом региональном продукте

Обеспеченность населения Санкт- Петербурга площадью

торговых объектов (в кв. м на 1 тыс. жителей)

Темп роста объема отгруженной промышленной

продукции (без учета данных по видам деятельности «Добыча

полезных ископаемых»

и «Производство нефтепродуктов»)

 

Индекс потребительских цен на товары и услуги

Доля Санкт- Петербурга в объеме отгруженной

промышленной продукции по Российской

Федерации (без учета

данных по видам деятельности

«Добыча полезных ископаемых» и

«Производство нефтепродуктов»,

«Производство кокса»)

Обеспеченность населения

посадочными местами на предприятиях

общественного

питания (в ед. на 1 тыс. жителей)

Доля высокотехнологичных и

среднетехнологичных (высокого уровня)

отраслей в общем

объеме отгруженной продукции в обрабатывающих производствах (без учета данных по виду деятельности

«Производство нефтепродуктов»)

Увеличение объемов собственных или

заемных средств (в процентах)

Увеличение объемов собственных или

заемных средств (в процентах)

 

Доля инновационной продукции в общем объеме продукции в

обрабатывающих

производствах (без учета данных по виду деятельности

«Производство нефтепродуктов»)

Объемы загруженности производственных

мощностей в

процентном соотношении

 

Темп роста выработки на одного занятого в промышленности (без

учета данных по видам деятельности «Добыча полезных ископаемых» и «Производство нефтепродуктов»)

 

 

Доля обновленного оборудования и уменьшение доли

износа основных производственных фондов

Обеспеченность населения Санкт- Петербурга площадью

торговых объектов (в кв. м на 1 тыс. жителей)

Темп роста объема отгруженной промышленной

продукции (без учета данных по видам

деятельности

«Добыча полезных ископаемых» и

«Производство нефтепродуктов»)

 

 

 

Обеспеченность населения посадочными местами

на предприятиях общественного питания (в ед. на 1 тыс.

жителей)

Доля высокотехнологичных и

среднетехнологичных (высокого уровня) отраслей в общем объеме отгруженной продукции в

 

 

 

 

обрабатывающих производствах (без учета данных по виду

деятельности

«Производство нефтепродуктов»)

Доля регионального продукта в общем объеме реализуемой

продукции

Доля инновационной продукции в общем объеме продукции в

обрабатывающих производствах (без учета данных по виду деятельности

«Производство нефтепродуктов»)

Количество субъектов малого и среднего

предпринимательства (прирост по отношению к

предыдущему году)

Темп роста выработки на одного занятого в

промышленности (без учета данных по видам деятельности

«Добыча полезных

ископаемых» и

«Производство нефтепродуктов»)

 

 

 

 

Повышение качества и безопасности

продукции

 

 

 

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную

поддержку

Количество субъектов промышленности, получивших государственную

поддержку

 

Для определения степени гармонизации торговой и промышленной политики считаем возможным применять  метод,  разработанный  Л.Л.  Тонышевой  и  Т.А.  Межецкой,  опубликованный  в  статье «Промышленная и торговая политика: методический подход к оценке степени гармонизации и определение траекторий развития», который заключается в сопоставлении уровней результативности реализации торговой и промышленной политики (рис. 1).




Считаем целесообразным при оценке уровней результативности реализации торговой и промышленной политики и соответственно гармонизации торговой и промышленной политики пользоваться показателями, установленными в программах, а также рекомендуем дополнить их разработанными автором показателями, приведенными ниже.

Комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, ответственному за разработку и утверждение государственной программы «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы, предлагаем внедрить в государственную программу (с 2018 года) путем внесения в нее дополнений в части утверждения в качестве целевых показателей государственной программы предложений, отраженных в таблице 3, а также утверждения ожидаемых результатов, предложенных автором на основе проведенного статистического наблюдения и проведения расчетных мероприятий.

Таблица 3 – Целевые показатели и ожидаемые результаты реализации государственной программы «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы (с 2018 года)

№ п/п

Целевые показатели государственной программы «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-

Петербурге» на 2015-2020 годы (с 2018 года)

Ожидаемые результаты

1

Доля налоговых поступлений от субъектов малого и

среднего предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга (в процентах)

28,2% [7]

2

Оборот розничной торговли

не менее 100% к соответствующему

периоду предыдущего года в сопоставимых ценах

 

3

Индекс потребительских цен на товары и услуги

не более 100% + % официальной

инфляции к соответствующему периоду предыдущего года

 

4

Увеличение объемов собственных средств (в процентах)

не менее 100% + % официальной

инфляции к соответствующему

 

 

периоду предыдущего года

 

5

Обеспеченность населения Санкт-Петербурга площадью торговых объектов (в кв. м на 1 тыс. жителей)

1100,0     кв. м на 1 тыс. жителей [7]

 

6

Обеспеченность населения посадочными местами на предприятиях общественного питания (в ед. на 1 тыс. жителей)

100,0     ед. на 1 тыс. жителей[7]

 

7

Доля регионального продукта в общем объеме реализуемой продукции (прирост по отношению к предыдущему году)

1,5 %

8

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (прирост по отношению к предыдущему году)

1,5%[7]

 

 

9

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства получивших государственную поддержку (в процентах от числа подавших заявки и соответствующих требованиям соответствующей государственной   программы/мероприятия)

50 % - 2018 год

70% - 2019 год

100 % -2020 год

 

Комитету по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, ответственному за разработку и утверждение государственной программы «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы, предлагаем скорректировать государственную программу (с 2018 года) путем внесения в нее изменений в части утверждения в качестве целевых показателей государственной программы предложений, отраженных в таблице 4, а также утверждения ожидаемых результатов, предложенных автором на основе проведенного статистического наблюдения и проведения расчетных мероприятий.

Таблица 4 – Целевые показатели и ожидаемые результаты реализации государственной программы «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт- Петербурге» на 2015-2020 годы (с 2018 года)

 

 

№ п/п

Целевые показатели государственной программы «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге» на 2015- 2020 годы (с 2018 года)

Ожидаемые результаты

 

 

1

Доля налоговых поступлений от субъектов промышленности в бюджет Санкт-Петербурга и консолидированный бюджет (в процентах)

не менее 100% к соответствующему периоду предыдущего года в сопоставимых ценах

2

Доля промышленности в валовом региональном продукте

26%[6]

 

 

3

Доля Санкт-Петербурга в объеме отгруженной промышленной продукции по Российской Федерации (без учета данных по видам деятельности «Добыча полезных ископаемых» и

«Производство нефтепродуктов», «Производство кокса»)

5,5%[6]

 

 

4

Увеличение объемов собственных средств (в процентах)

не менее 100% + % официальной инфляции к соответствующему периоду

предыдущего года

 

5

Объемы загруженности производственных мощностей в процентном соотношении

не менее 80%

6

Доля обновленного оборудования и уменьшение доли износа основных производственных фондов

прирост не требующего обновления оборудования – не менее 10 % в год

 

7

Темп роста объема отгруженной промышленной продукции (без учета данных по видам деятельности «Добыча полезных ископаемых» и «Производство нефтепродуктов»)

в 1,5 раза по сравнению с 2014 годом [6]

 

 

8

Доля высокотехнологичных и среднетехнологичных (высокого уровня) отраслей в общем объеме отгруженной продукции в обрабатывающих производствах (без учета данных по виду деятельности «Производство нефтепродуктов»)

60%[6]

9

Доля инновационной продукции в общем объеме продукции в обрабатывающих производствах (без учета данных по виду деятельности «Производство нефтепродуктов»)

15%[6]

10

Темп роста выработки на одного занятого в промышленности

в 1,5 раза по сравнению с 2014

 

(без учета данных по видам деятельности «Добыча полезных ископаемых» и «Производство нефтепродуктов»)

годом [6]

 

11

Повышение качества и безопасности продукции

сокращение числа выявленных нарушений не менее 10% в год

 

 

12

Количество субъектов промышленности, получивших государственную поддержку (в процентах от числа подавших заявки и соответствующих требованиям соответствующей

государственной   программы/мероприятия)

50 % - 2018 год

70% - 2019 год

100 % -2020 год

 

В процессе гармонизации необходимо добиться согласованности, при которой торговая политика будет обеспечивать интересы производителей (продать произведенные региональные и отечественные товары как внутри страны, так и за ее пределами), а промышленность будет удовлетворять требования торговли (отвечать существующему спросу), повышать качество товаров и производить более широкий их ассортимент, осуществляя импортозамещение. Это касается как готовой продукции, так и сырья, которое далее направляется в производство (металл, ткани и другое).

Высокая эффективность производства и дальнейшей реализации продукции достижима при удовлетворении конкретных насущных потребностей, а также восполнении финансовых, технических, трудовых, административных и информационных ресурсов предприятий. В достижении такого уровня эффективности заинтересованы не только хозяйствующие субъекты, но и само государство, которое после осуществления финансовой, методической или иного вида поддержки получает в бюджет от хозяйствующих субъектов денежные средства в форме налогов в большем объеме, а также реализовывает план по импортозамещению и стабилизации экономики региона.

Таким образом, реализация целей этих институциональных объектов позволяет выделить «точки соприкосновения» интересов государства, предприятий и предпринимателей в увеличении доходов: для предприятий это прибыль и заработная плата, а для государства – налоги на эти поступления. Совпадение интересов промышленных предприятий и государства по поводу повышения конкурентоспособности обуславливает задачу для государства по созданию благоприятных условий обеспечения этого процесса. Это стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности, в частности – на основе кредитной и денежной политики,  поиск новых форм защиты  отечественных товаропроизводителей в условиях вступления России в ВТО, в том числе от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных компаний, облегчение движения товаров на зарубежные рынки[5].

Таблица 5 – Механизмы взаимодействия представителей промышленности и представителей торговли с помощью государственной поддержки в процессе рабочей деятельности

Промышленная политика

Представители органов государственной власти Государственные механизмы поддержки

 

Торговая Политика

1. Производство товаров

1.1. Проведение торговых ярмарок и выставок производимой продукции

2. Рынок сбыта произведенного регионального продукта

4. Рост перечня (спектра) производства на территории Санкт-Петербурга

5.Улучшение качественных характеристик производимого товара, следовательно неизбежны издержки в следующем виде:

- модернизация или закупка нового оборудования;

-разработка и внедрение новых технологий;

- обучение, перепрофилирование, повышение квалификации персонала

(отчасти, в этом и

3.1 Выделение бюджетных ассигнований на проведение и сбор

статистических данных

3.2. Анализ импортируемого товара (на основе таможенных деклараций), составление перечня товаров, имеющих высокий спрос; предложение производителям перечня товаров, которые уместно производить на территории РФ («свободные ниши»)-> производство товара на территории РФ,

3. Проведение анализа рынка спроса потребителей (маркетинговых

исследований) и предоставление данных о рыночном спросе, видах, марках и качестве товаров, на которые стоит ориентироваться производителям (например, самая продаваемая марка молока, бытовой техники, оборудования и иного другого товара)

заключается

стремление к полному

непосредственные

импортозамещению и

механизмы поддержки

самообеспечению

государства, отраженные в п.

3.3. Субсидирование затрат

3.2. и 3.3.)

в виде целевого выделения

При повышении качества

денежных средств,

производимого товара

направленных на:

происходит его удорожание,

- модернизацию

задача состоит в

производства;

производстве безопасной

- внедрение

продукции для всех слоев

инновационных

населения.

технологий;

6. Переход к производству

- обучение персонала,

полностью безопасной

перепрофилирование

продукции (начиная от

3.4. Повышение контроля

продуктов питания,

качества товаров:

заканчивая мебелью и

- обновление,

самолетами).

усовершенствование

ГОСТов и ТУ

7. Повышение объемов производимого регионального продукта, поиск рынка сбыта; производство товаров для

дальнейшего использования

в производстве (ткани, металл); повышение качества сырья для улучшения качества готовой продукции

8. Достижение полного импортозамещения и самообеспечения

7.1. Снижение ставок по кредитам

7.2. Проведение всероссийских и международных торговых

выставок и ярмарок

производимой продукции (выход на международный уровень)

9.1. Адаптация

нормативно-правовой базы

9. Рост рынка сбыта продукции посредством проведения активной рекламной кампании, рекомендуется при продаже

товара придерживаться

рекомендованной цены товара. Сдерживать установление высокой маржи (наценки) от продажи товара, делать его более доступным

10.   Выход на межрегиональный и международный уровень

 

Таким образом, результатом гармонизированной промышленной и торговой политики, согласованного, хорошо спланированного взаимодействия представителей промышленности, торговли и государства станет состояние, при котором государству откроются возможности более успешного решения государственных вопросов в области расширения и развития отраслевой структуры промышленности и реализации процесса импортозамещения. В силу наращивания промышленных объемов последует увеличение налоговых поступлений в бюджет, что поспособствует развитию инфраструктуры и транспорта, улучшению инвестиционного климата, повышению инновационного потенциала, уровня комфортности ведения бизнеса, самообеспеченности региона а также усилению региональной экономической безопасности.

Показателями гармонизированной политики в промышленной сфере послужит увеличение прибыли, уменьшение процента изношенных производственных фондов, обширное внедрение и применение новых (инновационных) технологий, разработка регионального продукта (региональной продукции), производство конкурентоспособной продукции, выделение дополнительного финансирования для привлечения квалифицированных кадров, уделение должного внимания экологическому фону и улучшению окружающей среды региона.

В торговом секторе показателями гармонизированной политики будет являться активное продвижению регионального продукта на территории региона и выход на межрегиональный и международный уровень, повышение торговой и туристической привлекательности региона, увеличение торговых оборотов, рост прибыли.

Заключение

Анализ деятельности сферы торговли и промышленности показывает благоприятное воздействие санкционных мер в отношении нашей страны – многие предприятия лишились конкурентов и успешно реализуют свой потенциал, а патриотические чувства граждан положительно сказываются на спросе товаров отечественных   производителей.  Однако  именно  сейчас  крайне  важна  продуманная  и   действенная государственная поддержка (финансовая, налоговая, административная, методическая, информационная), ведь промышленная и торговая политика региона может быть определена как целенаправленная деятельность государственных органов по использованию власти и ее институтов с применением элементов управления и регулирования для принуждения и побуждения участников промышленного производства к внешнеэкономической деятельности и реализации важных для государства потребностей и интересов [12].

В целях гармонизации торговой и промышленной политики посредством проведения государственной политики было проанализировано проведение торговой и промышленной политики на примере города федерального значения г. Санкт-Петербурга, а именно проведена оценка согласованности и правильность выбранных ориентиров (целевых показателей) указанных программ с учетом анализа реализованных на данный момент мероприятий и прогнозируемых достижений от их реализации и предложено внедрение ряда механизмов и внесение изменений в законодательство, что поможет повысить уровень гармонизации торговой и промышленной политики, проводимой в Санкт-Петербурге.

 

Список литературы

 

 

1.        Архангельский Г. Глоссарий терминов тайм-менеджмента.

2.        Барсегян, Александр Суренович. Гармонизация промышленной и торговой политики Армении с учетом экономической безопасности: диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05, 08.00.14 / Барсегян Александр Суренович; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т]. - Краснодар, 2010. - 180 с. : ил.

3.        Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998.

4.        Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2009. — 860 с/

5.        Жданов Сергей Александрович Промышленная политика как направление гармонизации интересов государства и предприятий // Наука и общество. 2013. № 2 (11). С. 59-64

6.        Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 495 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы.

7.        Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 № 554 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы.

8.        Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. – 1999.

9.        Тонышева Любовь Леонидовна, Межецкая Татьяна Александровна Промышленная и торговая политика: методический подход к оценке степени гармонизации и определение траектории развития// Теория и практика общественного развития. 2016. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/promyshlennaya-i-torgovaya-politika-metodicheskiy-podhod-k-otsenke-stepeni-garmonizatsii-i-opredelenie-traektoriy-razvitiya (дата обращения: 04.06.2017).

10.     Феофилова Татьяна Юрьевна, Смирнова Юлия Андреевна Проблемы реализации промышленной политики Санкт-Петербурга: анализ и пути их решения // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2015. №4 (26). С.5-9.

11.     Хашматулла Бехруз. Сравнительное правоведение. Учебник для вузов. 2008. 2008.

12.     Шпак Анастасия Сергеевна Гармонизация торговой и промышленной политики с учетом экономической           безопасности          //           Вестник           СибГАУ.           2009.           №2.URL: http://cyberleninka.ru/article/n/garmonizatsiya-torgovoy-i-promyshlennoy-politiki-s-uchetom- ekonomicheskoy-bezopasnosti (дата обращения: 03.06.2017).

13.     Шпак Анастасия Сергеевна. Инструменты гармонизации промышленной и торговой политики с учетом экономической безопасности : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Шпак Анастасия Сергеевна; [Место защиты: Сиб. аэрокосм. акад. им. акад. М.Ф. Решетнева]. - Красноярск, 2009. - 170 с. : ил. РГБ ОД.

14.     Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004.