Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ РЫНКА IT УСЛУГ В РОССИИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
04 сентября 2016г.

На   сегодняшний   день    IT    рынок   можно   структурировать  по следующим направлениям:

1.        Персональные компьютеры. Данное направление включает в себя процессоры, накопители, мониторы, интернет оборудование и другие комплектующие, сюда также относят различную оргтехнику.

2. Программное обеспечение (ПО). В этом направлении разрабатывают самое разное ПО: начиная от операционных систем или компьютерных игр, заканчивая приложениями, меняющими обои рабочего стола по графику.

3.   Аппаратное обеспечение для корпоративного сегмента рынка. Более узкое направление персональных компьютеров. Они разрабатывают и производят серверы, рабочие станции и т.д.

4.   Корпоративное программное обеспечение. Разработка систем управления базами данных (СУБД), наличие инструментов для разработки информационных систем, направленных на корпоративный сегмент, разработка промежуточного или межплатформенного программного обеспечения (middleware).

5.   Разработка ПО для использования Интернета, а также само оборудование для доступа в Интернет.

Развитие     российского     IT     рынка    во     многом    обусловлено экономической  конъюнктурой.  Так,  начиная с    1997-го года,    началось формирование рынка практически с нуля[1]. После дефолта, в 1998-м году, в стране начался рост промышленности, рост цен на нефть оживил экономику. Начал формироваться новый вид потребителей IT. Первой волной крупных заказчиков являлись компании, которые, благодаря экспорту газа и нефти, имели достаточно средств. Их стимулом являлось желание выхода на международные рынки. Однако, для реализации подобных стремлений, им было необходимо внедрение новых информационных систем, в частности, чтобы соответствовать повышенным требованиям к финансовой отчетности. К 2001-му году стремительное развитие рынка IT замедлилось. Это связано с тем, что используемый механизм со временем исчерпал себя и более не мог привлекать крупных участников. Этап внедрения информационных систем крупными                    сырьевыми предприятиями    был   завершен.   Второй          волной заказчиков   являлись   машиностроительные   предприятия,   но    они    не обеспечивали столь высокие темпы роста, так как в отличие от отрасли сырья, крупных игроков на рынке машиностроения было на много меньше.

В настоящее время рынок компьютерных технологий окончательно сформировался. Темпы роста падают, а конкуренция растет. Для выживания, многие  компании  пересматривают  свои  стратегии  по  формированию конкурентных преимуществ, в частности, внедряя инновационные решения [4].

 Можно выделить основные сегменты рынка компьютерных технологий:

1.         Консалтинг в сфере компьютерных технологий. IT-консалтинг — проектно-ориентированная деятельность, связанная с информационной поддержкой бизнес-процессов, позволяющая дать независимую экспертную оценку эффективности использования информационных технологий.

2.            Системная интеграция – это разработка комплексных решений по автоматизации технологических и бизнес-процессов предприятия. Её конечная цель — максимально эффективное управление технологическим процессом, производством, организацией в целом.

3. Обслуживание и поддержка компьютерного оборудования и программного обеспечения.

4.   Аутсорсинг в сфере компьютерных технологий. Аутсорсинг в сфере IT – передача стороннему подрядчику ряда внутренних услуг и (или) внутренних сервисов компании-заказчика, в том числе на основе использования его программных продуктов, приложений, технических средств и фрагментов инфраструктуры.  Простейшим   вариантом   подобной   практики является хостинг сайта компании.

5.     Инжиниринг в сфере компьютерных технологий. IT инжиниринг – это полный комплекс услуг от закупки и инсталляции оборудования до тонкой его настройки с учетом оговоренных ранее условий.

6.Использование IT для повышения качества предоставления услуг [2].

 7. Обучение.

 Рынок компьютерных технологий трудно поддается анализу, так как существует множество направлений и сегментов рынка. В связи с этим, вся статистика по рынку имеет общие сведения.

С 2010 года и до настоящих дней, границы сегментов рынка IT постепенно  стираются.  Развиваются  комплексные  услуги  интеграторов, услуги IT внедряются в инженерную и строительную инфраструктуру. Таким образом, границы рынка размываются. В связи с чем, анализ и оценка данного рынка периодически изменяется и пересматривается[3]. Анализируя динамику последних лет, можно отметить, что доля аппаратных средств сокращается, а программного обеспечения - возрастает.

Самым интенсивно развивающимся направлением является разработка ПО, за 2013 год выручка увеличилась на 16% [1] и составила приблизительно 50 млрд. руб. (рис. 1). На сегодняшний день, в каждом офисе используются компьютеры. Весь учет финансов, а также функции управления выполняются на компьютерах. Однако рынок ПК падает из года в год.

Компания «IDC» давно следит за рынком компьютерной техники. По ее данным, продажи ПК за 3 квартала 2014 года уменьшились на 19, 4%, по сравнению с тем же периодом 2013 года. Если сравнивать 2014 год с 2012, то продажи упали более чем на 45%. Самое большое сокращение продаж претерпели ноутбуки – 22, 4%. Главной причиной падения продаж являются планшетные компьютеры. Многие пользователи активно используют планшеты дома и на работе. Данная тенденция проявляется не только на российском рынке, но и в мире. В основном, это сказывается на продажах домашних ПК и особенно ноутбуков.


В корпоративном сегменте, продажи остались примерно на прежнем уровне. Планшетный компьютер способен заменить персональный для простых пользователей, которых интересует просмотр Интернет страниц, использование социальных сетей, просмотр фильмов, а также игры. В корпоративном сегменте планшеты, на данном этапе своей функциональности, не в силах заменить ПК, поэтому в данном сегменте по прежнему отдаются предпочтения в сторону простых компьютеров.

Продажи ноутбуков сократились на 95%, так как их функционал почти равен таковому у планшетов. Выполнение таких задач, как: написание и редактирование текстов, разработка новых изделий, работа с изображениями и видео и др., по прежнему удобнее выполнять на ПК (с использованием физической клавиатуры, мониторов больших размеров, мыши или тачпада со стилусом), а некоторые из приведенных примеров, вообще невозможно выполнять на профессиональном уровне. В связи с этим, падение продаж ПК в ближайшее время должно прекратиться, так как будет достигнут тот минимум, который не может быть заменен планшетными устройствами (рис. 2).

IT предприятия при разработке конкурентной стратегии должны опираться на сильное влияние двух рыночных сил: повышение конкуренции внутри отрасли, а также большое влияние поставщиков на рынок. В области IT услуг поставщики с развитой системой сбыта определяют уровень производственного процесса, а также качество самого товара.

Необходимо отметить, что государство достаточно сильно изменяет структуру отрасли инфокоммуникаций, влияя на конкурентные возможности, создавая неравные условия вхождения на рынок. Но, с другой стороны, IT рынок нуждается в поддержке со стороны государства. Создание институциональной политики государства в области IT с помощью федеральных программ может повысить формирование и развитие профильных структур  управления, вернув к жизни различные бизнес- ассоциации и внедряя новые бизнес-модели[1]. С точки зрения развития IT рынка, со стороны государства можно выделить такие факторы:

 1.   Действия по стимулированию спроса, имеющие положительное влияние: увеличение прозрачности государственных закупок, помощь в преодолении входных барьеров на международные рынки и др.


1.   Действия по стимулированию предложения, которые также должны иметь положительное влияние: уменьшение административных издержек, изменения в налоговой системе, способствующие притоку капитала, и другие стимулирующие меры.

Список литературы

 

 

1.     Инновации, инвестиционная политика и управление качеством услуг компании мобильной связи: монография. Макаров В.В., Горбатько А.В. Санкт-Петербург, 2014.- 288 с.

2.     Информационные технологии   в   практике   управления  качеством. Мальцева У.В., Макаров В.В. Инновации. 2011. №12. С.116-119.

3.     Методический подход к оценке информационных ресурсов. Макаров В. В., Гусев В.И., Синица С.А. Информационные технологии и телекоммуникации. 2013. №3 (3). С. 72-78.

4.     Обеспечение конкурентоспособности оператора связи путем инновационного развития. Макаров В.В. Электросвязь. 2011. № 9. С. 30-33.