Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ИА VERBUM СЫКТЫВКАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. ПИТИРИМА СОРОКИНА)

Авторы:
Город:
Сыктывкар
ВУЗ:
Дата:
04 сентября 2016г.

Материал, посвящённый изучению СМИ высших учебных заведений, на сегодняшний день достаточно обширный. При этом едва ли не в каждой статье налицо как минимум два проблемных момента. Первый — признание самими авторами недостаточной изученности темы в отечественной науке. Второй — соотнесение СМИ вузов не к самостоятельным, а к корпоративным средствам коммуникации. Таким образом, СМИ вузов являются вторичными по отношению к главенствующей организации и направлены на решение не собственных задач, а задач вуза, при котором такое СМИ существует и действует. Действительно, множество научных работ о вузовских газетах, интернет-порталах, телевидении и радио имеют в своём заглавии такие слова, как «корпоративное», «имиджевое», «PR» и его производные, а также слово «бренд». Актуальность данной проблемы во многом обусловлена неясностью положения современного университетского издания между непосредственно СМИ и  PR-службой.

Имиджевый анализ публикаций на портале информационного агентства «VERBUM» СГУ имени Питирима Сорокина (далее – ИА VERBUM) позволило выявить особенности данного вузовского электронного издания как агента по продвижению и созданию имиджа университета, характерные черты и функции издания, разобраться с основными проблемами, характерными для него как студенческого СМИ.

Уточним термин «корпоративные издания», возникший в рамках нескольких западных теорий коммуникаций, которые развивались на протяжении десятилетий, и развивался в тесном взаимодействии с другими явлениями: феноменом «корпоративной культуры» и «корпоративной коммуникации». В отрыве эти понятия встречаются редко. Один из самых распространённых взглядов на корпоративные издания в рамках большинства теорий на Западе — корпоративная пресса является инструментом формирования корпоративной культуры и каналом корпоративной коммуникации с различными целевыми аудиториями. Будучи корпоративными, издания служат инструментом лоббирования интересов отрасли и корпорации как одного из представителей отрасли.

Термины «корпоративное издание» и «корпоративная пресса» довольно часто используется в различной литературе: научных трудах и публицистике. Но точное и достаточно полное определение мы нашли лишь на сайте научно-культурологического журнала широкого профиля «RELGA».

Годом появления VERBUM принято считать 1995 год: такое название носила студенческая газета. Это было печатное издание, публиковавшее новости университета «из первых рук», интервью с выдающимися студентами и преподавателями, научные и аналитические статьи, материалы об истории вуза, о людях, сыгравших важную роль в становлении университета, объявления, поздравления, а также развлекательные материалы.

Газета была двигателем новых идей, вносила существенный вклад в воспитание молодых специалистов, оказывала мощную организационную поддержку, и, главное, являлась некой летописью истории университета.

С сентября 2015 года VERBUM позиционирует себя как информационное агентство, основные площадки публикаций которого — группа «Вконтакте» и официальный сайт [2].

Печатный вариант газеты продолжает существовать, хотя и претерпел большие  изменения.  Сейчас  он  представляет  собой  вкладыш  газеты «Республика», выполненный двулистным разворотом в формате А3.

 Вкладыш выходит в еженедельной газете раз в месяц с обозначением «Совместный проект газеты «Республика и СГУ имени Питирима Сорокина».К слову, тираж газеты «Республика» составляет 10 000 экземпляров при почти 240 тысячах населения по данным за 2012 год. При этом «Республика» по диапазону тем рассчитана на максимальный охват аудитории. Несмотря на преобладающий объём рубрик «Ваше здоровье» и «Спорт», в газете также освещаются культурные события, которые могут быть интересны молодёжному сегменту. Но подобные материалы, если они написаны не для вкладыша «VERBUM», а непосредственно для самой газеты, теряются среди преобладающих рубрик.

На сегодняшний день в редакторский состав информационного агентства VERBUM входят художественный, выпускающий, технический редакторы, руководитель студенческого телевидения. Руководителем редакции является преподаватель университета. Таким образом, редакция работает в разных направлениях: это и студенческое телевидение, и журналистская деятельность, и реализация различных проектов. В общем, здесь любой студент может найти себе занятие по душе.

Основной задачей издания, как и прежде, является предоставление информации о деятельности внутри вуза и - что стало ещё одним нововведением с осени 2015 года — о событиях, происходящих в городе Сыктывкар.

При позицировании себя как информационной структуры, VERBUM, тем не менее, обрёл черты, более присущие PR-агентству. 

Анализ тематических рубрик VERBUM свидетельствует о том, что раньше в поиске тем для вузовского издания являлось то, что материалы всегда базировались на специфике именно учебного учреждения. Сейчас — на расширении сферы деятельности информационного агентства до общегородского масштаба, корреспонденты-авторы и фотографы могут при желании осветить любое культурное или иное общественное событие в любой точке города.

Тема публикуемого материала должна быть актуальной, интересной, заметной для всего круга читателей.

Целью « VERBUM» прежде являлся поиск и освещение информации о СыктГУ, а конкретно об опыте подготовки специалистов о жизни коллектива студентов, преподавателей и сотрудников университета, об его истории и традиции.

Сейчас в «Verbum» рассказывается о праздниках, мероприятиях ,акциях которых участвует университет. Кроме событий, связанных с Сыктывкарским Государственным Университетом, можно найти информацию о деятельности, проводимой другими учебными заведениями России.

Для студентов интереснее всего во время учёбы узнавать об основных событиях в вузе и в городе, знакомиться с основными идеями, проводимыми в жизнь руководством вуза, видеть портреты и зарисовки о себе и своих ровесниках, читать публикации о преподавателях, их жизненных принципах и интересных хобби. Так можно чувствовать себя неотъемлемой и значимой частью университета.

Тексты, публикуемые в «Verbum», выдержаны в едином информационно-новостном стиле, кроме, пожалуй, публицистических материалов, таких как эстетическая критика. В дополнение к текстам публикуются фотографии, что должно способствовать поддержанию имиджа газеты среди рабочего коллектива университета и студентов.

Прежде постоянными являлись рубрики «Вопрос-ответ», «Будь профи!», «Актив», «Память», «Знай наших!», «Комиксверситет». В 2011- 2012 годах на страницах также «Verbum» публиковалась «Летопись университета», содержанием которой являлась история становления университета, основные значимые даты в истории вуза. Эта  рубрика оказалась очень познавательной для студентов, они могли лучше узнать университет, понять его идеологию.

С перезапуском в «Verbum» часть рубрик упразднили, а часть переименовали. Из прежних осталась только рубрика «Актив», в которой сообщается о различных мероприятиях или развивающихся проектах в рамках университета, организованными отдельными институтами, факультетами или группами студенческих активов, например, волонтёрами. Иногда содержание этой рубрики дополняется комментариями студентов по поводу этих проектов.

Рубрика «Официально» посвящена событиям общеуниверситетского масштаба. В ней публикуются материалы, касающиеся административных сторон образовательного процесса и студенческой жизни, а также информации о значимых датах для университета.

Рубрика «Наука» охватывает студенческие достижения в научно- исследовательской сфере. В этой рубрике публикуются интервью с молодыми учёными, а также материалы об их научных работах и перспективах на будущее.

Контент рубрики «Спорт» составляют информационные статьи и фоторепортажи, освещающие спортивные мероприятия в университете. Также иногда сопровождающиеся интервью со студентами-спортсменами.

В рубрике «Творчество» материалы посвящены культурно-массовым мероприятиям, проходящим в университете, главным образом концертам. Кроме того, публикуются интервью с активными творческими деятелями как из числа студентов университета, так и людьми, для которых СыктГУ в прошлом пройденный этап.

Рубрика «Учёба» представлена как информацией об учебном процессе непосредственно среди студентов, так и актуальным развлекательным материалом на темы сессии и дедлайнов.

Рубрика «Рекомендуем» инновационна для издания в смысле упомянутого расширения масштаба действия корреспондентов до общегородского. В рубрике публикуются статьи о проходящих в Сыктывкаре художественных и фотовыставках, а также критические статьи о спектаклях, кино, музыкальных концертах в филармонии и в Театре оперы и балета.

Отдельно публикуются материалы от редакторов в соответствующей рубрике. Это поздравления с общегосударственными праздниками и привлечение к мероприятиям, которые организовывает VERBUM/

В VERBUM подробно освещаются история института, успехи, общественная жизнь, спортивные достижения и художественное творчество. Каждый номер подкреплён огромным количеством фотографий, первая и последняя страницы печатаются в цвете. Привлекают внимание также интересные заголовки и подписи.

Кроме текстовых и фотоматериалов, в компетенцию агентства входит создание и публикация продуктов трёх видеопроектов. Первый из них -

«Студенческие новости», создаваемые «StudTV», видеоподразделением VERBUM. Студенческое телевидение основано по инициативе студентов направления «Журналистика» и является практикой для подготовки будущих телекорреспондентов и телеведущих. При всей серьёзности подхода к созданию каждого выпуска, тем не менее, не упускается из виду ориентированность проекта на студенческую аудиторию: новости лишены сухого изложения, а репортажи и выступления ведущих снабжены уместным юмором. Корреспонденты и ведущие уверенно держатся в кадре и в целом производят хорошее впечатление, как того требует компетенция.

Другой проект называется «Спрашивали?» Его можно назвать своеобразным корпоративным видеоблогом, где ведущий публично отвечает на заранее набранные вопросы от студентов университета. Вопросы касаются в основном учебного процесса и студенческой жизни.

Третий проект — это «Человек и микрофон». По своей сути то же самое «Спрашивали?» , но вопросы задаёт ведущий и не в студии, а непосредственно в местах тех или иных событий.

Особняком  на   сайте   информационного  портала  держится  рубрика «Интерактив», содержащая главным образом тесты на знание студентами истории вуза и студенчества вообще. Также для этой рубрики была разработана компьютерная игра «Happy Sorokin», что лишний раз доказывает направленность портала на электронный ресурс и создание интерактива в целях сближения с аудиторией.

Гораздо более грамотно и серьёзно проработан раздел «Инфографика». В нём наглядно и информативно отображены как актуальные данные: статистика поступивших и инфраструктура университета,- так и познавательные, к примеру, история Питирима Сорокина.

В целом, материалы VERBUM достаточно жанрово и тематически разнообразны и содержательны, и рубрики, по сравнению с периодом 1995 по сентябрь 2015, систематизированы. Однако самореклама, которой так не хватало изданию до перезапуска, очевидно, дошла до абсурда, что может быть чревато некоторым негативным отношением аудитории. Ещё одна проблема издания — в снизившемся качестве текстовых материалов по сравнению с предыдущим периодом. Это, к сожалению, неизбежный факт при отсутствии в составе редколлегии профессионалов-журналистов.

Тем не менее, налицо и определённый прогресс: «Verbum» активно ищет различные формы общения с аудиторией, проведения различных акций, презентаций, творческих проектов. Можно утверждать, что перезапуск информационного агентства, при всём наметившемся уклоне в PR-русло, может способствовать развитию и как студенческого корпоративного СМИ.

Реализация формирования каждого из компонентов имиджа университета в материалах ИА VERBUM, согласно Н.К.Моисеевой [1,77-81], cвидетельствует о том, у ИА VERBUM как пиар-агентства налицо немало пробелов, связанных не только с продвижением СГУ имени Питирима Сорокина, но и с собственными. Ибо аудитория не будет серьёзно воспринимать пиар-структуру, неспособную представить в полной мере самою себя как инструмент и площадку для продвижения своей организации.

Исследование данных проблем позволяет, по нашему мнению, наиболее чётко представить существующую картину и провести глубокий анализ ситуации, что способствует подбору инструментов по формированию имиджа вуза. Роль таких работ заключается в том, чтобы сформулировать ряд представлений об имидже вуза, которые позволили бы сконструировать модель взаимодействия общества, государства и вуза с помощью средств паблик рилейшнз.

Список литературы

 

 

1    .Моисеева               Н.К.                   Маркетинг   //       Маркетинг и  конкурентоспособность образовательного  учреждения.-1999.-№5.- С.77-81.

2               .Официальный сайт ИА «VERBUM» http://verbum.syktsu.ru/