Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИМЕНЕНИЕ ПЛАНОГРАММ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

   Для успешного использования выкладки товаров в целях магазина (повышение объема и качества продаж), нужно соблюдать принципы выкладки. Главными из них являются: хороший обзор товара, доступность товара для покупателя, заполненность полок для создания эффекта изобилия, привлекательность упаковки (товары в яркой красивой упаковке продаются быстрее), определенное место на полке для определенного товара. Грамотно расставить товар – это искусство, стратегия которого должна быть просчитана и обдумана заранее. Удачно разработанная и поддерживаемая в порядке выкладка всегда способствует приобретению покупателем товара.

    Управления торговым пространством не существует без двух составляющих: анализа продаж и создания планограмм. Планограмма – схематичное изображение размещения товаров на стеллаже. Наличие планограмм помогает менеджменту компании контролировать соблюдение стандартов мерчандайзинга и является ключевым инструментом управления торговым пространством. Созданию планограмм предшествует скрупулезный анализ статистики продаж плюс наличие и соблюдение регламента. Стандарты выкладки – главное условие эффективного использования торгового пространства розничной сети.

   Использование планограмм в работе торговых сетей является ключевым инструментом управления торговым пространством.

    Обязательные элементы планограммы:

-       ассортиментный ряд – перечень обязательных для представления в данном магазине артикулов товара (SKU, Stock Keeping Unit – стоковая единица хранения, или единица складского учета);

-       количество каждого представленного артикула (SKU) – указание минимально допустимого количества товара по каждому артикулу (SKU);

-       определение конкретных мест продажи, их размеров и площади, на которых расположены товары компании;

-       требования к представлению – определение расположения товаров на первом ряду витрины;

-       количество упаковок товара одного артикула (SKU);

-       определение «лицевой» стороны упаковки, угол размещения товара (для штучного ассортимента);

-       последовательность расположения различных артикулов (SKU) одного бренда;

-       требования к размещению POSM, требования к ценнику;

-       дополнительные пояснения и комментарии относительно особенностей размещения товара, связанные с конкретным магазином.

   Если всем товарам выделили одинаково места, но одни продаются лучше других. Соответственно и полка опустеет быстрее. И вовсе не факт что полочный запас будет тут же пополнен сотрудником со склада.

   В худшем из случаев ему будет попросту нечем пополнить полку, поскольку и заказ был сделан не пропорционально продажам, а по принципу «всего поровну». Дозаказ организовать нельзя, потому что объем поставки меньше минимального заказа, и магазин остается с пустым пространством на полке до следующей поставки.

   Мы предлагаем методику составления планограмм для товаров. Для этого применяем следующий алгоритм:

-       определение долей групп в товарообороте категории в денежном выражении;

-       определение объема выкладки для каждой группы;

-       определение долей брендов в товарообороте группы в натуральном выражении;

-       определение объемов выкладки для каждого бренда в категории.

  Составление рейтинга продаж (АВС-анализ) в денежном выражении по категории товаров в целом, с разбивкой по группам. Определение долей групп в товарообороте категории. Разбиваем ассортимент на товарные группы (таблица 1). В группу А вошли промышленные товары, гигиена и косметика, бытовая химия. В группу B вошли товары для кухни, бытовая техника, канцтовары, посуда. В группу С – Игры и игрушки, Товары для животных, Товары для отдыха и путешествия, Обувь, одежда, Товары для детей, Газеты и журналы, Чулочно- носочные изделия.

   Далее мы определим доли выкладки для каждой группы в категории. Объем выкладки категории умножается на рассчитанные нами %-ты каждой группы в товарообороте категории.

  

Таблица 1 Доли товарных групп в товарообороте супермаркета

  

№ поз.

Наименование товарной группы

ABC-анализ

Кол-во модулей

1

Промышленные товары

 

 

A

 

5

модулей

2

Гигиена и косметика

3

Бытовая химия

4

Товары для кухни

 

 

 

B

 

 

3

модуля

5

Бытовая техника

6

Канцтовары

7

Посуда

8

Игры и игрушки

 

 

 

 

 

C

 

 

 

 

 

2

модуля

9

Товары для животных

10

Товары для отдыха и путешествия

11

Обувь, одежда

12

Товары для детей

13

Газеты и журналы

14

Чулочно-носочные изделия

 

   Предположим, что все товары занимают 10 торговых модулей.

   Тогда объем выкладки групп будет составлять: группа A – 5 торговых модулей; группа B – 3 торговых модуля; группа C – 2 торговых модуля.

   После того, как мы определили площадь выкладки для всех категорий товаров, мы можем сформировать побрендовую планограмму.

   Далее рассчитываем процентное соотношение, например товары Бытовой химии в группе A (Табл.2).

 

Таблица 2 Доли продаж бытовой химии в группе A

  

№ поз.

Наименование товарной группы

Доля товаров А,%

Доля товаров в группе А,%

Группа ABC

1

Промышленные товары

20,03

43,80

A

2

Гигиена и косметика

13,3

29,08

A

3

Бытовая химия

12,4

27,12

A

Итого

100

 

   Как видно из таблиц, доля продаж Бытовой химии составляет 12,4% от общего объема продаж в группе A. Рассчитаем количество модулей необходимое для выкладки товаров Бытовой химии:

n = N × d ,

n = 5 × 0,271 =1,36

где n - количество модулей для товаров Бытовой химии, шт.

N – общее количество модулей для группы A, шт. d – доля категории в обороте, %.

n = 1,36

    Поэтому на категорию Бытовой химии приходится 1,36 шт. модулей.

   При желании и/или необходимости товары Бытовой химии могут быть расположены и вертикальным блоком на всех 5-ти полках модуля, но уже не на всю его ширину, а на 1/3. Зная состав линейки брендов товаров и продажи в штуках, можно определить объем выкладки для каждого SKU бренда.

   Существуют специализированные программы создания планограмм, такие как Spaceman, Quantum, JDA Intactix, Galleria, Planographics, Apollo, ProSpace, ShelfLogic, Visual Home и т.д., которые также позволяют анализировать эффективность использования полочного пространства по различным параметрам, вводимым пользователем: либо по продажам в натуральном или денежном выражении, либо по прибыли.

    Развитие систем формирования электронных планограмм позволяет решить эту проблему. К правилам применения планограмм можно отнести:

– выделение для каждого вида товаров площади, соответствующей их продажам;

–       предоставление большей площади тем товарам, которые реализуются быстро, или которые рекламируются;

– расположение рекламируемых товаров в наиболее выгодных и просматриваемых местах торгового зала;

–     расположение импульсивно приобретаемых товаров рядом с теми товарами, которые пользуются повышенным спросом;

– группирование связанных друг с другом товаров в одном месте, и т. д.

   Планограмма выкладки товара должна служить ориентиром для всего торгового персонала, и все манипуляции с товарами в торговом зале, связанные с заполнением товарами стеллажей и полок, пополнением запасов товара в торговом зале, должны точно соответствовать утвержденной планограмме выкладки. Важным фактором является интерес поставщика, который прямым образом отражается на составляемой планограмме.

   Каждый работник компании, приходя на торговую точку, внимательно следит за расположением товара своей фирмы, и то, как он разложен у конкурентов. В среднем, планограммы претерпевают изменения 3 – 4 раза в год. В некоторых торговых точках изменения происходят чаще. Планограмма является руководством для выкладки товара или любых изменений в выкладке.

   Таким образом, для совершенствования качества реализации непродовольственных товаров рекомендуется применять методы планограмм.

 

Список литературы

1. Диев О.Г. Интегральный подход к оценке конкурентоспособности товара//Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. № 1. С. 100-104.