Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ДОСТИЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО КОНСЕНСУСА

Авторы:
Город:
Пенза
ВУЗ:
Дата:
19 декабря 2015г.

   Итоги последних десятилетий показывают, что серьезным препятствием выхода на траекторию стабильного устойчивого развития российской социально-экономической системы является неэффективность действия ее институтов. Анализ институциональной системы России, проведенный в предыдущем параграфе, показывает, что для дальнейшего развития социально-экономической системы России необходима модификация институциональной матрицы и ее важнейшего элемента – государства.

    Современная модель российского государства предполагает достижение критериев социального государства, обеспечивающего формирование институтов, обладающих необходимыми механизмами согласования экономических интересов хозяйствующих субъектов. Для ускорения процесса формирования новой модели социального государства в России необходимы:

-        повышение качества институтов, налаживание взаимодействия государства, бизнеса и  гражданского общества;

-        наличие сильного и эффективного государства, оптимизация участия государства в экономических процессах путем выявления сфер, в которых высока эффективность государственного менеджмента и низка эффективность частного бизнеса;

-        улучшение делового и инвестиционного климата, ликвидация так называемой оффшорной экономики, при которой 70% российской крупной собственности управляется фактически из-за рубежа, а из экономики и финансовой системы страны утекают значительные объемы необлагаемого налогом капитала;

-        расширение частной инициативы и свободной конкуренции;

-   изменение социальной структуры российского общества в сторону возрастания доли среднего класса;

-        проведение эффективной социальной и экономической политики, введение нормативных (законодательных) и договорных форм повышения заработной платы у работников с низкими ее уровнями, а также выравнивание ее размеров у крайних децильных групп хотя бы до соотношения 1:10, а также поэтапное повышения МРОТ до соотношения 40-50% от средней ее величины; переход на почасовую форму оплаты труда. В социально-ориентированных государствах минимальная часовая оплата составляет 8 долл. Ориентация России на данный уровень оплаты труда должна привести к тому, что при 8-часовом рабочем дне и 20-дневной занятости в месяц минимальный размер оплаты труда должен составить порядка 25600 рублей в месяц. Даже по меркам среднеразвитых стран (Греция, Испания), где работодатель не может платить менее 3 долл. за час работы, он должен составлять не менее 14400 рублей;

-        осуществление жесткого контроля за использованием бюджетных средств. Так, на протяжении десятилетий компания «Газпром», в которой государство имеет блокирующий пакет акций, вкладывала средства в непрофильные активы – от конезаводов в Калмыкии до гостиниц и пансионатов в Европе, которые приобретались и создавались, как правило, не в соответствии с неким продуманным планом, а вследствие личных пристрастий ряда руководителей компании и ее дочерних обществ. В настоящее время «Газпром» имеет активы в сферах деятельности, никак не связанных с основным производством: в разработке и использовании новых медицинских методов и технологий (ООО «Экомед»), в производстве большегрузных автомобильных кранов (ОАО «Газпром-кран»), пиломатериалов и столярных изделий (ООО «Форагазпром»), товаров народного потребления – посуды и сувениров (ЗАО «Саракташский фаянс»), обуви (ОАО «Текс»), меховых изделий (ЗАО «Северянка»), строительных материалов (ООО «Завод конструкционного бетона»), в общественном питании (ООО «Баштрансгазторг») и др.[8];

-        выработка норм соотношения уровней доходов собственников и рядовых работников компаний, ориентирующихся на показатели социально-ориентированных государств и обеспечивающих преодоление существующего колоссального разрыва между ними в современных условиях, сокращение размеров дивидендов и бонусов менеджеров высшего и среднего звена и увеличение доли прибыли, направляемой на развитие производства;

-        обеспечение высокого уровня человеческого капитала, привлечение талантливой молодежи в сферу его формирования и развития за счет повышения социального статуса работников социальной сферы, в первую очередь, увеличения их зарплаты, обеспечение качественного образования и квалифицированной медицинской помощи для всех слоев населения в любых территориальных структурах. «Государство должно приблизить максимальное число социальных учреждений к уровню, который сейчас характерен для немногих»[4, с. 63)].

-        преодоление коррупционной составляющей доходов различных социальных групп: чиновников, монополистов, собственников крупных компаний, работников социальной сферы. Согласно ежегодному списку Transparency наименее и наиболее коррумпированных стран Россия в 2012 г. занимает 127 позицию среди 175 стран, находясь между Бангладеш и Пакистаном [7];

-        создание инновационной экономики, обеспечение условий для переориентации финансовых потоков, направление инвестиций в сферы, обеспечивающие инновационное развитие, отказ от финансирования зарубежных спортивных команд, иностранных компаний, от приобретения бессчетного количества земельных участков, вилл, коттеджей, яхт и т.д. «По информации российской и итальянской деловой прессы Газпром может приобрести 25−30% акций футбольного клуба Милан за 150−180 млн. евро. Милан принадлежит премьер-министру Италии Сильвио Берлускони. Однако, это не частные деньги олигарха, это деньги компании, которая контролируется российским правительством». Вместе с тем налоговая нагрузка Газпрома является более мягкой по сравнению с другими компаниями, например, нефтяных. Прибыль, полученную от экономии на налогах, менеджмент Газпрома решил направить на инвестиции в итальянский футбол, в то время как уровень доходов бюджетников и пенсионеров в России отстает от уровня доходов итальянских коллег, а доходы государства от дивидендов по пакету акций в Газпроме явно сократятся[9)].

    Важнейшей задачей институциональных преобразований является формирование равных партнерских отношений между гражданским обществом и властью. Опыт 13 стран, обеспечивших темпы экономического роста не менее 7% в течение 30 лет и более, показал, что одним из важнейших факторов успешной реализации стратегии развития является «фундаментальный компромисс между настоящим и будущим» [5, с. 19-20)]. Среди указанных стран Гонконг, Китай, Республика Корея, Япония и др. Данный компромисс возможен благодаря национальному консенсусу по поводу целей долгосрочного развития, механизмы поиска которого представляют собой форму социального контракта – общественного договора между властью и гражданским обществом[3, с. 65-73)]. А. Аузан трактует «социальный контракт как обмен ожиданиями по поводу содержания и применения конституционных правил», который структурирует предложение и спрос общественных благ. «Предложение государства» как организации, обеспечивающей производство общественных благ, определяется характером политического устройства, а «спрос на государство» – качеством социального капитала, способностью людей самостоятельно приобретать общественные блага[3, с. 67)]. Консенсус возможен при наличии действенных институтов гражданского общества, способных в условиях переговорного процесса, с одной стороны, отстаивать интересы хозяйствующих субъектов, а, с другой, принимать во внимание различные факторы, влияющие на процесс развития, и уметь оценивать перспективы выбора различных вариантов движения.

   В разных странах использовались различные варианты механизма достижения консенсуса (см.Табл. 1).

    Национальный консенсус – одна из форм согласования экономических интересов, достижение которого требует объединение усилий всех договаривающихся сторон. Результат договоренности проявляется через направления государственной экономической и социальной политики, модели поведения хозяйствующих субъектов.

    В России идет процесс формирования институциональных структур, которые смогут обеспечить достижение национального консенсуса, выработать социальный контракт, позволяющий достичь согласование экономических интересов хозяйствующих субъектов благодаря институциональным механизмам.

Таблица 1 Механизмы достижения национального консенсуса[3, с. 68-69)].

Содержание механизма

Форма реализации механизма

Условия реализации механизма

Пакт между партиями

Пакт Монклоа, Испания (1997 г.), зафиксировавший обязательства основных политических сил в области экономики и политики. Арбитр – король Испании

-                активная политическая конкуренция;

-                наличие авторитетного арбитра

Соглашение общественных сил

Ирландское             социальное             партнерство, обеспечивающее заключение трехстороннего

-           парламентская республика, где возможны частые

соглашения между конгрессом  профсоюзов, федерацией работодателей и правительством по условиям и оплаты труда, стимулированию занятости, разрешению трудовых споров и др. актуальным социальным проблемам

смены правительства;

-                 наличие негосударственных субъектов, обладающих переговорной силой

-                 неполитические институты согласования условий договора: профсоюзы, союзы работодателей

Независимое правительственное агентство

Австралийское                                     независимое правительственное агентство (1998 г.), цель которого сохранение долгосрочного курса социально-экономического развития страны в условиях регулярной смены правительства и обеспечение обратной связи со стороны бизнеса и населения для реагирования на изменяющиеся условия

-                 активные субъекты гражданского общества;

-                 возможность организации коллективных действий для участия в решении актуальных вопросов развития

Многосторонняя координация для использования рентного ресурса

Пакт между главой государства и основными трайбами, представленными в парламенте, относительно разработки алмазов, позволивший обеспечить баланс интересов. Ботсвана

-                 развитые традиционные социальные сети;

-                 доминирование клановых отношений;

-                 активная конкуренция между кланами

Долгосрочные достоверные обязательства правительства перед населением

Канонический общественный договор между правительством, которое обеспечивает условия для развития бизнеса, гарантирует безопасность, низкие налоги и понятные правила социального действия, и гражданами, которые делегируют правительству право определять стратегию развития и механизмы ее реализации. Сингапур

-                 адекватные субъективные факторы, зависимость от конкретных политиков;

-                 малые и густонаселенные территории;

-                 развитость традиционных социальных сетей;

-                 доверие населения правительству

   К данным механизмам относятся межпартийное соглашение, соглашение общественных сил, независимые неправительственные организации, многосторонняя координация, долгосрочные достоверные обязательства правительства перед населением. Формами реализации механизмов являются: Государственная Дума, формирующаяся на многопартийной основе, в которой отсутствует абсолютный приоритет одной фракции, Народный фронт, объединивший представителей различных политических сил для решения самых острых социальных проблем, Общественная палата, Общественное правительство, трехстороннее соглашение между профессиональными союзами, Российским Союзом и правительством по условиям и оплаты труда, стимулированию занятости, разрешению трудовых споров и другим актуальным социальным проблемам, соглашения между фракциями ГД, встречи Глав государства, Правительства с представителями неформальных объединений, Предвыборная программа кандидата в Президенты с конкретными предложениями и последующим анализом их реализации, Соглашение между Правительством и Российским союзом промышленников и предпринимателей, которое обеспечивает условия для развития бизнеса, гарантирует безопасность, понятные правила социального действия и др..

    Для реализации данных механизмов необходимы адекватные условия: активная позиция участников договаривающихся сторон, наличие четкой обратной связи между властью и обществом, доверие населения правительству, наличие негосударственных субъектов, обладающих переговорной силой, наличие неполитических институтов согласования условий договора, возможность организации коллективных действий для участия в решении актуальных вопросов развития, развитые традиционные социальные сети, четко выраженные отношения социальных групп, активная конкуренция между социальными группами, адекватные субъективные факторы, зависимость от конкретных политиков и др.(см. Табл.2).

   По мнению А. Буздалина, «если организующий социальный субъект – государство – находится на стороне наемных работников, то в стране, скорее всего, будут прогрессивный подоходный налог, бесплатное образование и здравоохранение, и пятилетний план развития инноваций, как, например, в Финляндии, где главные инновации идут в рамках индикативного и прямого государственного планирования» [1, с. 154)]. В России аналогичные механизмы находятся в стадии формирования, они требуют к себе внимания как со стороны гражданского общества, которое заинтересовано в активизации своей позиции, так и со стороны государства.

Новая модель российского  социального государства должна обеспечить механизмы согласования интересов, создать условия для их реализации, и таким образом обеспечить мотивацию к росту производительности труда и выпуску качественной востребованной продукции, т.е. к росту темпов экономического роста.

Таблица 2 Механизмы достижения национального консенсуса в России.

Содержание механизма

Форма реализации механизма

Условия реализации механизма

Межпартийное соглашение

Появившийся накануне последних выборов Президента РФ Народный фронт, объединивший представителей различных политических сил для решения самых острых социальных проблем

-                 активная позиция участников фронта;

-                 наличие четкой обратной связи между властью и обществом

Соглашение общественных сил

Трехстороннее соглашение между профессиональными союзами, Российским Союзом и правительством по условиям и оплаты труда, стимулированию занятости, разрешению трудовых споров и др. актуальным социальным проблемам

-                 наличие негосударственных субъектов, обладающих переговорно силой;

-                 неполитические институты согласования условий договора: профсоюзы, союзы предпринимателей

Независимые неправительст- венные организации

Общественное                                     правительство, Общественная палата, которые пока не имеют должных рычагов влияния

-                 активные субъекты гражданского общества;

-                 возможность организации коллективных действий для участия в решении актуальных вопросов развития

Многосторонняя координация

Государственная Дума, формирующаяся на многопартийной основе, в которой отсутствует абсолютный приоритет одной фракции, соглашения между фракциями ГД, встречи Глав государства, Правительства с представителями неформальных объединений

-                 развитые традиционные социальные сети;

-                 четко выраженные отношения социальных групп;

-                 активная конкуренция между социальными группами

Долгосрочные достоверные обязательства правительства перед населением

Предвыборная программа кандидата в Президенты с конкретными

предложениями и последующим анализом их реализации, Соглашение между Правительством и Российским союзом промышленников и предпринимателей, которое обеспечивает условия для развития бизнеса, гарантирует безопасность, понятные правила социального действия.

-                 адекватные субъективные факторы, зависимость от конкретных политиков;

-                 малые и густонаселенные территории;

-                 развитость традиционных социальных сетей;

-                 доверие населения правительству

   Согласно прогнозам академика А. Аганбегяна, при обеспечении среднегодовых темпов прироста не ниже 6% через 10 лет Россия поднимется с 50 места в международных рейтингах среди 210 стран мира на 40, а через 30 лет – на 10-20, по уровню здравоохранения с 130 на 70 и 10-20 соответственно (см. Табл. 3).

    Таким образом, российской экономической системе необходим двуединый процесс. С одной стороны, движение к современным механизмам рыночного саморегулирования, а с другой стороны, необходима выработка оптимальных форм и методов государственного регулирования с учетом как мирового опыта, так и российской специфики. В тоже время этот процесс должен означать не возврат к командной экономике, а становление новой роли государства в рыночной экономике постиндустриального типа и формирование новой модели социального государства в России.

 
Таблица 3 Место России в международных рейтингах среди 210 стран мира[2, с. 21)].

Показатели

Исходный уровень

Через 10 лет

Через 20 лет

Через 30 лет

Уровень экономического развития

50

40

30

10-20

Индекс социального развития

65

50

35

10-20

Реальные доходы на душу населения

50

40

30

10-20

Средняя продолжительность жизни

100

60

40

10-20

Жилищная обеспеченность

80

60

40

10-20

Здравоохранение

130

70

40

10-20

Образование

30

20

10

5-10

Депопуляция населения (разность между рождаемостью и смертностью), тыс. чел.

–500

0

200

500

    «Россия… обречена выковать свою собственную особую модель развития общества. Делая это, нам нужно постоянно помнить… что рыночная экономика, для того, чтобы порождать реальный прогресс, нуждается не только в свободе, но и в законах, и в социальной стабильности»[6, с. 263)].

 Список литературы

1.      Абалкинские чтения: политическая экономия и экономическая политика // Вопросы экономики. 2012, №5.

– С. 152-156.

2.      Аганбегян           А.      Социально-экономическое                   развитие          России:         стратегия           роста        и      возможности инвестиционного обеспечения. // Общество и экономика. 2008. №1. – С. 16-27.

3.      Аузан А., Сатаров Г. Приоритеты институциональных преобразований в условиях экономической модернизации // Вопросы экономики. 2012, №6. С. 65-73.

4.      Гонтмахер Е., Малеева Т. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения // Вопросы экономики. 2008. №2. С. 61-72.

5.      Доклад о росте. Стратегии устойчивого роста и инклюзивного развития / Под ред. Рысина. М.: Весь мир, 2009. – 258 с.

6.      Федоренко Н. П. Россия – уроки прошлого и лики будущего // Российские академики об экономике. М.:

«Экономика», 2001. – 374 с.

7.      http://gtmarket.ru/ratings/corruption-perceptions-index/info

8.      http://www.compromat.ru/page_15228.htm

9.      http://www.finam.info/resourse/news22E1300001/default.asp