Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
02 сентября 2017г.

Аннотация: Автором в статье рассмотрены тенденции развития мирового промышленного производства нефтегазохимического комплекса,  а также место  России. Выявлены основные  тенденции изменения нефте- и газодобычи, а также переработки нефти и газового конденсата. В качестве перспектив развития отрасли рассмотрен План 2030 и потенциальные результаты его реализации. Перечислены основные условия, при которых цели Плана 2030 развития хефтегазохимического комплекса России могут быть достигнуты.

Ключевые слова: нефтегазохимический комплекс, НГХК, нефтехимия, газохимия, нефтепереработка, газопереработка, План 2030

Продукция нефтегазохимической отрасли, бесспорно, обладает высокими потребительскими характеристиками. При этом уровень применения в стране  современных конструкционных материалов является определенным индикатором развития ее промышленности и экономики в целом. В мировом масштабе в последние десятилетия наблюдается тенденция роста потребления нефтегазохимической продукции, что является причиной ориентации глобальной экономики на химические производства.

Между тем Россия не может похвастаться высокими темпами развития нефтегазохимического комплекса (НГХК). Период перехода к рыночным отношениям и либеральной экономике выявил множество недостатков в российской нефтегазохимии, которые привели к упущенным возможностям. Наша страна обладает огромными сырьевыми и энергетическими возможностями, а также водными и земельными ресурсами. Однако на долю нашей страны в 2014 году приходилось менее 2% от мирового производства нефтегазохимической продукции, а доля отрасли в ВВП составляет 1,2 % [1].

На рис. 1 представлено 10 основных крупнейших стран, являющихся лидерами по производству химической и нефтехимической продукции в 2014 году. К сожалению, Россия в этот рейтинг не попала.


Рис. 1 - Выпуск химической и нефтехимической продукции в 10 странах-лидерах мира в 2014 гг., млрд. евро [1]

 

Как видно, неоспоримым лидером по производству продукции химической и нефтехимической продукции является Китай. А далее с достаточно большим отрывом от него идут США, Германия и Япония.

Причем доли перечисленных стран в мировом выпуске нефтегазохимической продукции составляет десятки процентов (рис. 2).


Рис. 2 - Структура производства химической и нефтехимической продукции по странам и регионам мира, % [1]

 

Между тем Китай, Япония и Германия не обладают углеводородным сырьем в достаточном объеме, обеспечивающий такой уровень производства.

Россия в этом плане располагает гигантскими ресурсами, но имеет слабые результаты развития нефтегазохимической продукции. В результате Россия получила место «сырьевого придатка» в мировом разделении труда.

В последние 25 лет российская экономика было сосредоточена только на экспорте нефти и газа и механизмах определения экспортных цен на эти ресурсы. При этом  не уделялось должного  внимания глубокой переработке углеводородного сырья.

Таблица 1 – Динамика изменения объемов добычи нефти и газового конденсата в Российской Федерации в 2014-2016 гг. [7]

Показатель

2014 год

2015 год

2016 год

 

 

Объемы добычи нефти и газового конденсата в России, млн. тонн

 

 

526,8

 

 

533,6

 

 

547,3

 

Таким образом, существенное влияние на развитие нефтегазохимической отрасли в нашей стране в перспективе должны оказывать не только добыча нефти и газа и их экспорт, но и их переработка, в особенности глубокая переработка углеводородного сырья.

Между тем с ростом добычи нефти в последние годы наблюдается и рост ее переработки внутри страны (рис. 4).


Необходимо отметить, что в 2015 году показатель глубины переработки нефти в России вырос по сравнению с 1995 годом более чем на 10 процентных пунктов. Однако по мировым меркам это невысокое значение, поскольку в российские НПЗ пока еще технологически не догнали мировые предприятия нефтегазохимии. Так, показатель глубины переработки на нефеперерабатывающих заводах в промышленно развитых странах составляет около 75-80%, а в США — свыше 90% [2].

В настоящее время на российском рынке наблюдается дефицит продукции нефтегазохимии: мономеров, полимеров и продукции органического синтеза. Дефицит этилена не только тормозит развитие полимеров, синтетических каучуков, продукции органического синтеза, а также приводит к увеличению импорта продукции нефтегазохимии.

Для того, чтобы Россия стала крупным конкурентоспособным экспортером нефтехимической продукции со стороны государства необходимы стимулы для переработки сырья внутри страны. Причем эти стимулы должны работать по всей продуктовой линейке: от собственно сырья до конечной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Между тем в России существуют хорошие перспективы развития нефтегазоперерабатывающего производства как в рамках ориентации на импортозамещение, так и за счет расширения экспорта в страны СНГ и Азиатско-Тихоокеанского региона.

В 2012 году Министерство энергетики России был разработан и утвержден «План развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года». В нем заложена инновационно-инвестиционная модель развития газонефтехимии и предусмотрен уход от экспортно-сырьевой модели [6].

Согласно указанному Плану к 2030 году в России изменятся следующие основные показатели по нефтегазохимии:

-   увеличение использования углеводородного сырья на нефтехимию в 3,1 раза;

-     увеличение производства этилена в 4,9 раза (за счет ввода новых пиролизных установок с единичной мощностью 1-1,5 млн.тонн/год);

-   рост крупнотоннажных полимеров в 5 раз;

-   рост среднетоннажных полимеров – в 2,6 раза;

-   рост синтетических каучуков – в 1,4 раза.

Основой реализации «Плана 2030» в стране является формирование нефтегазохимических кластеров: Северо-Западного, Волжского, Каспийского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного.

Каждый кластер будет создан на основании технологически и финансово эффективных взаимоотношений крупных, средних и малых предприятий нефтегазохимии. Ядром каждого кластера должны стать крупные пиролизные мощности, предполагающие переработку сырья в конечные изделия с высокой добавленной стоимостью, предназначенные для конечного потребления.

Кроме того, предусматривается создание различных кластерных образований, техно- и индустриальных парков, технополисов, технико-внедренческих зон и др.

В результате создание таких нефтегазохимических кластеров, которые включают полную цепочку от переработки углеводородного сырья до производства конечных продуктов потребления, может стать основой для динамичного развития нефтегазохимической промышленности страны.

Экономическая ситуация, которая наблюдается в последние несколько лет, связанная с наложением санкций на российские энергетические компании, может быть использована в положительном направлении для развития нефтегазохимической отрасли, за счет мобилизации различного рода ресурсов: сырьевых, промышленных, научных, кадровых, финансовых и административных.

В настоящее время в структуре ВВП России доля промышленного производства меньше, чем рынок услуг. Между тем такая структура является неэффективной и в перспективе приоритет должен быть на стороне развития промышленности и создания новых рабочих мест. Особенностью нефтегазохимии как отрасли является ее промежуточное положение между сырьевыми ресурсами и обрабатывающим сегментом экономики. Однако при этом НГХК обеспечивает все другие отрасли промышленности современными высокотехнологичными материалами (полимеры, композиты, наноматериалы), а также стимулирует создание новых производственных технологий для их переработки.

В качестве стимулирующей функции может стать включение в перечень системообразующих предприятий, поддерживаемых мерами государственного содействия, тех нефтегазохимических компаний, которые реализуют программы модернизации и новые инвестиционные проекты.

Предусмотренные в Плане 2030 результаты развития нефтегазохимического комплекса России могут быть достигнуты при следующих условиях:

-   стимулирование и увеличение спроса на продукцию НГХК на внутреннем рынке страны;

-       разработка льготного государственного финансирования для нефте- и газохимических предприятий;

-   внедрение налоговых льгот для предприятий НГХК, реализующих инвестиционные проекты;

-     дифференциация источников финансирования модернизации старых и строительства новых перерабатывающих заводов, включающих не только финансы бюджетов всех уровней, но и собственные средства предприятий, а также доступные заемные средства.

Выпуск новых высокотехнологичных конструкционных материалов нефтегазохимии требует наличия различных регламентов по их применению в строительстве и ЖКХ, машино- и автомобилестроении, электронике, медицине и других отраслях. От этого будет зависеть рост спроса на продукцию высоких переделов, что в свою очередь простимулирует уход от сырьевой модели развития страны.

Список литературы

 

1.          The European Chemical News. Facts&Figures. 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cefic.org/facts-and-figures/ (Дата обращения: 04.03.2017).

2.          Андрианов В.Д. Нефтяная промышленность России: история создания и тенденции развития [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://viperson.ru/articles/neftyanaya-promyshlennost-rossii- istoriya-sozdaniya-i-tendentsii-razvitiya (Дата обращения: 04.03.2017)

3.          Брагинский О. Мировая нефтегазохимия является выгодным бизнесом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://n-trading.ru/media/expertcomm/?id=5941 (Дата обращения: 04.03.2017)

4.          Гавриленко В.А. Мировой рынок химической и нефтехимической продукции: перспективы и вызовы для российских поставщиков // Вестник химической промышленности. 2016. – № 8.

5.          Официальная статистика: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ (Дата обращения 04.03.2017).

6.     Распоряжение Правительства РФ от 18.05.2016 N 954-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года» // КонсультантПлюс: справ. правовая система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=198213&fld=134&dst=100151,0&r nd=0.984525348664405#0 (Дата обращения 04.03.2017).

7.          Статистика: Сайт Министерства энергетики РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/activity/statistic (Дата обращения: 04.03.2017).

8.          Хазова Т.Н. Нефтегазохимия: упущенные возможности или рывок в будущее [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.alliance-analytics.ru/upload/iblock/2e4/neftehim_6_.pdf (Дата обращения: 04.03.2017).

9.          Хазова Т.Н. Полимерная Россия: кластерное развитие // Пластикс. 2013. - № №12/II (130). – с.12-17.