Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ КРЕДИТНЫХ ПРОДУКТОВ КАК ПРЕДМЕТА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
10 января 2016г.

   На сегодняшний день, кредитование является важным элементом деятельности практически любого хозяйствующего субъекта. Оставляя формы, цели продолжительность конкретных кредитных продуктов за пределами настоящей статьи, в данной работе автор рассматривает ставку по кредиту, как неотъемлемую характеристику привлекаемых кредитных ресурсов. Существенный диапазон возможных вариантов ставок по кредитным продуктам, формируемый офертами различных банков даже в одном сегменте рынка предопределяет актуальность поставленного в статье вопроса: специфика механизма ценообразования на кредитные продукты.

    Чтобы проанализировать обозначенную проблематику, автор считает уместным рассмотреть два вытекающих вопроса:

1.      Общие аспекты ценообразования (без привязки к рынку кредитных продуктов);

2.      Специфика формирования цены в сегменте кредитования.

   В общем случае, определение понятия «цена» сильно зависит от того, какой экономической концепции ценообразования авторы отдают предпочтение (расходная, базирующаяся на трудовой теории стоимости, маржиналистская, неоклассическая, пр.). В рамках исследования, автор приведѐт определение Г.А. Гориной, которое в наибольшей степени соответствует нашим взглядам: «Цена – денежное выражение системы ценообразующих факторов»[4], исходя из которого, целесообразным представляется их анализ в контексте конкретного продуктового рынка.

    Смещая фокус с обезличенного товарного сегмента в сторону сегмента банковских кредитных продуктов, отметим, что, приведѐнная выше логика с точки зрения понимания цены, сохраняется. Так, Ю.Н. Гойденко, считает, что «Современное ценообразование следует рассматривать как результат взаимодействия комплекса ценообразующих факторов, где цена выступает ядром причинно – следственной цепочки, запущенной совокупным спросом потребителя» [2].

   В относительном выражении, процентная ставка по кредитному продукту, является частным случаем цены за товар, и в этой связи, обратимся к классическому механизму ценообразования.

   Как правило, основные методы ценообразования включают в себя:

· определение цены на основе расчѐта себестоимости (ориентированные на издержки);

· определение цены на основе конкурентов;

· определение цены (оптимальной) на основе спроса.

   Себестоимость определяет минимальную цену, конкурентным окружением на рынке определены средние границы цены, спросом - максимальная цена на продукт.

   Проекция общих теоретических постулатов на банковское ценообразование также позволят выявить достаточно схожие подходы в рассматриваемом вопросе. Так, согласно А.П. Дмитриенко [5], в экономической литературе выделяется 3 основных подхода к банковскому ценообразованию:

1)    ценообразование, ориентированное на издержки: банк подсчитывает свои издержки и их зависимость от количества оказанных услуг, а затем цена и объѐм сбыта банковских услуг устанавливаются таким образом, чтобы выручка от реализации покрывала издержки и обеспечивала необходимую прибыль.

2)     ценообразование, ориентированное на рынок: банк устанавливает цены, исходя из реалий рынка и потребителя. В результате рыночных исследований, тестирования продукта или опыта устанавливается взаимосвязь между ценой и объѐмом сбыта. Затем, исходя из поставленных задач по объѐму сбыта (доле рынка), определяется оптимальная цена.

3)       целевое ценообразование: каждая услуга, включенная в банковский ассортимент, способствует выполнению определенной цели. В связи с этим, на некоторые услуги банки могут устанавливать заниженные цены в расчете на то, что неполученные прибыли или даже убытки по ним будут компенсированы (уравновешены) прибылями по другим операциям.

   Далее представим ставку по кредиту в разрезе традиционного понимания цены, основные элементы которой себестоимость и маржа. При этом под маржой будем рассматривать разницу между отпускной ценой (ставкой по кредиту) и себестоимостью.

   Однако, рассматривая кредит как разновидность продукта, считаем уместным, обратить внимание на его специфику. К сущностным принципам банковского кредитования относят:

· Срочность

· Возвратность

· Платность.

   Характеристика «возвратность» предопределяет наличие дополнительных рисков, не характерных для рынка большинства материальных товаров или услуг: продавая кредитный продукт, банк фиксирует срок возврата долга, получая за сделку процент за пользование предоставленными деньгами. По окончанию срока сумма основного долга должна быть полностью возвращена.

    Соответственно, в течение срока действия предоставленного кредитного продукта, существует риск неисполнения заѐмщиком своих обязательств. Поскольку любой риск должен быть компенсирован доходностью, учёт кредитных рисков является неотъемлемой составляющей при определении маржи по сделке. Характерным является и тот факт, что независимо от стратегии ценообразования конкретного банка, любая сделка рассматривается в условиях рынка, в том числе в поле конкурентных цен на аналогичные продукты альтернативных банков-кредиторов. Исходя из чего, при наличии высоких рисков банк, как правило, или максимизирует процентную ставку по кредиту, но в пределах установленного рынком диапазона, или отказывается от сделки.

   Обратимся к основным составляющим цены в контексте процентной ставки по кредиту.



Рис.1. Укрупнѐнная модель формирования цены на кредитные продукты Источник: составлено автором

 

   Себестоимость определяется в зависимости от структуры и стоимости фондируемых банком средств.

   Маржа, в общем случае, не должна превышать сложившийся рыночный диапазон, в то же время, должна быть положительной и учитывать риски, которые укрупнённо можно сгруппировать в следующих направлениях: характеристики заёмщика, структура сделки, макроэкономические показатели.

   В целом, формирование ставки по кредиту имеет большое сходство с классическими подходами по ценообразованию любого другого продукта, что позволяет на ранних стадиях ценового анализа в значительной мере использовать общие методологические подходы к ценообразованию. Вместе с тем, специфика кредитного продукта обуславливает ряд особенностей при формировании цены (учѐт структуры и стоимости капитала банка, как база для определения себестоимости, обеспечение доходности пропорционально уровню кредитного риска при формировании маржи) – что, несомненно, выходит за рамки существующих общих подходов к установлению цены и в дальнейшем, требует отдельного и более детального изучения и разработки на инструментальном уровне.

 

Список литературы

1.      Акулов, В.Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. - М. : Альфа-Пресс, 2014.

2.      Гойденко Ю.Н. Ценообразование в коммерческих банках //Хабаровск, РИЦ ХГАЭП, 2002.

3.      Гойденко Ю.Н., Рожко Ю.В. Цены на услуги коммерческих банков: Теория и практика формирования. Моногр. Владивосток : Изд-во Дальневост. Ун-та,2003.

4.      Горина Г.А. Ценообразование. Учебное пособие для студентов вузов. - М. : Юнити-Дана , 2013.

5.      Дмитриенко А.П. Проблемы ценообразования в кредитных организациях// Сборник научных трудов НГТУ.– 2005. - № 1.