26 декабря 2015г.
На современном этапе развития экономических отношений возрастающая роль телекоммуникационных и информационных систем в процессе осуществления деятельности экономических субъектов существенно изменяет подхо ды к организации социальной сферы жизнедеятельности граждан страны.
В настоящий момент в Российской Федерации под влиянием мировых социально -экономических процессов достаточно активно развиваются и совершенствуются компоненты инфраструктурного комплекса электронного правительства, в том числе средства телекоммуникаций, компьютерное, програ ммное и нормативно-правовое обеспечение, элементы информационной безопасности. Достаточно большое количество популярных государственных услуг на данный момент уже переведено в электронный вид и полностью вписывается в функционал специализированных сервисов.
С увеличением доли услуг, предоставляемых в электронном виде, повышается количество пользователей Единого портала государственных и муниципальных услуг. Согласно статистическим данным(9) по итогам 2013 года 30% населения вовлечено в электронное взаимодействие с государственными и муниципальными органами.
Как видно на Рисунке 1, в 2013 году наибольший прирост получен по показателю, характеризующему использование гражданами Единого портала государственных и муниципальных услуг (далее – ЕПГУ)(10). Если в в 2012 году доля населения, использующая ЕПГУ, составляла всего 9%, то в 2013 году уже 13%.
9 Статистический сборник НИУ ВШЭ «Индикаторы информационного общества: 2014».
10 www.gosuslugi.ru – официальный сайт Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, по итогам 2012 года около 3% от общей численности населения было зарегистрированы на Едином портале государственных услуг и пользовались личным кабинетом. По оценкам Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации уже в конце 2013 года этот показатель составил более 4,5%.
Рис.1. Взаимодействие с органами государственной власти и местного
самоуправления, в процентах
от численности
опрошенных в возрасте 16-74 лет
Ключевой
показатель, характеризующий уровень использования электронных ресурсов в целях
получения государственных и муниципальных услуг «Доля граждан, использующих ме ханизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной
форме», установлен в системе
индикаторов Государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)», плановые значения
которого представлены на рисунке 2.Фактическая величина показателя, достигнутая в 2013 году, составила 30,8%, что превышает плановое
значение на этот года, зафиксированное в государственной программе, на 0,8 п.п.В соответствии с Отчетом о ходе реализации и об оценке эффективности ГП «Информационное общество
(2011-2020 годы)» в 2013 году» Минкомсвязи России статистическое наблюдение по данному показателю до 2013 года
не
осуществлялось, в связи с чем, не представляется возможным произвести сравнительный анализ достижения плановых показателей государственной программы за предыдущие периоды.
Рис.2. Доля граждан,
использующих ме ханизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, %
Одним из важных критериев
улучшения качества предоставления муниципальных услуг является деятельность региональных властей, в особенности
в отношении вопросов
популяризации услуг в электронном виде среди населения.
В соответствии с опубликованным Минкомсвязи России в июле 2013 года рейтингом
наибольшая доля граждан, пользующихся сайтом государственных услуг, была зафиксирована
в
Приморском крае (15,1% населения). Далее в рейтинге
расположились Калининградская область со значением показателя
10,5%, Амурская область
- 10,4%, а также Ханты-Мансийский автономный округ - 10,1% и Хабаровский край - 8,7%.
По данным территориальных субъектах наилучшим образом осуществляется работа местных
и региональных органов власти по переводу
государственных и муниципальных услуг в электронный вид.
Очевидно, что город Москва и город Санкт-Петербург оказалась в данном
рейтинге лишь на 13-ом и 26-ом месте со значениями показателя доли населения, использующе го сайт государственных и муниципальных услуг, - 5,7% и 3,8% соответственно, так как рассматриваемые субъекты
РФ имеют собственные порталы по предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Аналогичной
причиной объясняется место
Республики Татарстан в данном рейтинге,
которая будучи лидером
в Российской Федерации
по уровню информатизации государственных органов власти, с показателем в 0,9%, оказалась
среди регионов с негативными показателями. В числе таких регионов
оказались также Республика Ингушетия
(1,0%), Республика Тыва (0,8%),
Республика Кабардино-Балкария (0,5%),
Республика Карачаево-Черкессия (0,7%). Между тем, положение этих
регионов, в отличие от Республики Татарстан, определяется, как правило, низким уровнем доступа широкополосного Интернета
населению и недостаточно активной работой властей в части популяризации портала.(11)
В тоже время качество услуг, переведенных в электронный вид, подвергается резкой критике,
поскольку зачастую у пользователей государственных сервисов услуг отсутствует возможность получить корректную информацию
о содержании, порядке
оказания, мониторинге состояния
и получении результата предоставляемых услуг в электронном виде. Во многом такое положение вещей зависит от недостаточного уровня компьютерной грамотности
государственных и муниципальных служащих, что в свою очередь
обеспечивает недостаточные темпы развития средств информационно-справочной поддержки
и обслуживания пользователей.
Существует ряд проблем
в работе самих сервисов государственных услуг, которые на данный момент заключаются в отсутствии единого подхода властных структур к вопросам автоматизации сбора и обработки информации,
определении механизмов межведомственного взаимодействия (в том числе технических и программных решений), а также
безопасности электронных каналов связи и обмена
информацией между органами власти, населением и организациями. В незначительной доле органов
государственной
власти развернуты и используются комплексные системы электронного документооборота.
Таким образом, необходимо повысить
качество как федеральных, так и региональных электронных услуг, привести их в соответствие с требованиями нормативных документов, в том числе перевести в электронный вид те услуги, которые еще не доступны на порталах
государственных услу г, обеспечить гражданам
возможность доступа
к любому сервису электронного правительства по одному главному логину и паролю гражданина от его личного кабинета
на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
Список литературы
1.
Индикаторы информационного общества: 2014: статистический сборник. – Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая
школа экономики», 2014;
2.
Государственная
программа «Информационное общество
(2011 -2020)», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 1815-р
от 20.10.2010;
3.
Садовникова Н.А., Клочкова
Е.Н., Александров О.В.,
Табачникова Д.А. Методологические подходы к измерению степени удовлетворенности населения качеством государственных услуг Научно - информационный журнал «Вопросы статистики», 2014-№1;
4.
Садовникова Н.А., Клочкова Е.Н. Основные направления формирования системы показателей сферы информационно-коммуникационных технологий//
Научно-информационный журнал
«Вопросы статистики», 2012-№3.
11http://minsvyaz.ru/ru/news/?id_4=43838 –
официальный сайт Минкомсвязи России