Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТАТИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЛУЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
26 декабря 2015г.

На современном этапе развития экономических отношений возрастающая роль телекоммуникационных и информационных систем в процессе осуществления деятельности экономических субъектов существенно изменяет подхо ды к организации социальной сферы жизнедеятельности граждан страны.

В  настоящий  момент  в  Российской  Федерации  под  влиянием  мировых  социально -экономических процессов достаточно активно развиваются  и совершенствуются  компоненты инфраструктурного комплекса электронного   правительства,   в   том   числе   средства   телекоммуникаций,  компьютерное,  програ ммное   и нормативно-правовое обеспечение, элементы информационной безопасности. Достаточно большое количество популярных государственных услуг на  данный момент уже   переведено  в электронный вид  и полностью вписывается в функционал специализированных сервисов.

С увеличением доли услуг, предоставляемых в электронном виде, повышается количество пользователей Единого портала государственных и муниципальных услуг. Согласно статистическим данным(9) по итогам 2013 года 30% населения вовлечено в электронное взаимодействие с государственными и муниципальными органами.

Как видно на Рисунке 1, в 2013 году наибольший прирост получен по показателю, характеризующему использование гражданами Единого портала государственных и муниципальных услуг (далее – ЕПГУ)(10). Если в в 2012 году доля населения, использующая ЕПГУ, составляла всего 9%, то в 2013 году уже 13%.

 

9  Статистический сборник НИУ ВШЭ «Индикаторы информационного общества: 2014».
10 www.gosuslugi.ru – официальный сайт Единого портала государственных и муниципальных услуг.


Таким образом, по итогам 2012 года около 3% от общей численности населения было зарегистрированы на Едином портале государственных услуг и пользовались личным кабинетом. По оценкам Министерства  связи и массовых коммуникаций Российской Федерации уже в конце 2013 года этот показатель составил более 4,5%.


Рис.1. Взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, в процентах от численности опрошенных в возрасте 16-74 лет

 

    Ключевой показатель, характеризующий уровень использования электронных ресурсов в целях получения государственных и муниципальных услуг «Доля граждан, использующих ме ханизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной  форме», установлен в системе индикаторов  Государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)», плановые значения которого представлены на рисунке 2.Фактическая величина показателя, достигнутая в 2013 году, составила 30,8%, что превышает плановое значение на этот года, зафиксированное в государственной программе, на 0,8 п.п.В соответствии с Отчетом о ходе реализации и об оценке эффективности ГП «Информационное общество (2011-2020 годы)» в 2013 году» Минкомсвязи России статистическое наблюдение по данному показателю до 2013 года не осуществлялось, в связи с чем, не представляется возможным произвести сравнительный анализ достижения плановых показателей государственной программы за предыдущие периоды.



Рис.2. Доля граждан, использующих ме ханизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, %



   Одним из важных критериев улучшения качества предоставления муниципальных услуг является деятельность региональных властей, в особенности  в отношении  вопросов популяризации  услуг в электронном виде среди населения.

    В соответствии с опубликованным Минкомсвязи России в июле 2013 года рейтингом наибольшая доля граждан, пользующихся сайтом государственных услуг, была зафиксирована в Приморском крае (15,1% населения). Далее в рейтинге расположились Калининградская область со значением показателя 10,5%, Амурская область - 10,4%, а также Ханты-Мансийский автономный округ - 10,1% и Хабаровский край - 8,7%.

    По данным территориальных субъектах наилучшим образом осуществляется работа местных и региональных органов власти по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид.

   Очевидно, что город Москва и город Санкт-Петербург оказалась в данном рейтинге  лишь на 13-ом и 26-ом месте со значениями показателя доли населения, использующе го сайт государственных и муниципальных услуг, - 5,7% и 3,8% соответственно, так как рассматриваемые субъекты РФ имеют собственные порталы по предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Аналогичной причиной объясняется место Республики Татарстан в данном рейтинге, которая будучи лидером в Российской Федерации по уровню информатизации государственных органов власти, с показателем в 0,9%, оказалась среди регионов с негативными показателями. В числе таких регионов оказались также Республика Ингушетия (1,0%), Республика Тыва (0,8%), Республика Кабардино-Балкария (0,5%), Республика Карачаево-Черкессия (0,7%). Между тем, положение этих регионов, в отличие от Республики Татарстан, определяется, как правило, низким уровнем доступа широкополосного Интернета населению и недостаточно активной работой властей в части популяризации портала.(11)

    В тоже время качество услуг, переведенных в электронный вид, подвергается резкой критике, поскольку зачастую у пользователей государственных сервисов услуг отсутствует возможность получить корректную информацию о содержании, порядке оказания, мониторинге состояния и получении результата предоставляемых услуг в электронном виде. Во многом такое положение вещей зависит от недостаточного уровня компьютерной грамотности государственных и муниципальных служащих, что в свою очередь обеспечивает недостаточные темпы развития средств информационно-справочной поддержки и обслуживания пользователей.

     Существует ряд проблем в работе самих сервисов государственных услуг, которые на данный момент заключаются в отсутствии единого подхода властных структур к вопросам автоматизации сбора и обработки информации, определении механизмов межведомственного взаимодействия (в том числе технических и программных решений), а также безопасности электронных каналов связи и обмена информацией между органами власти, населением и организациями. В незначительной доле органов государственной власти развернуты и используются комплексные системы электронного документооборота.

     Таким образом, необходимо повысить качество как федеральных, так и региональных электронных услуг, привести их в соответствие с требованиями нормативных документов, в том числе перевести в электронный вид те услуги, которые еще не доступны на порталах государственных услу г, обеспечить гражданам возможность доступа к любому сервису электронного правительства по одному главному логину и паролю гражданина от его личного кабинета на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

Список  литературы

1.           Индикаторы информационного общества: 2014: статистический сборник. – Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014;

2.           Государственная программа «Информационное общество (2011 -2020)», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации  № 1815-р от 20.10.2010;

3.           Садовникова Н.А., Клочкова Е.Н., Александров О.В., Табачникова Д.А. Методологические подходы к измерению степени удовлетворенности населения качеством государственных услуг Научно - информационный журнал «Вопросы статистики», 2014-№1;

4.           Садовникова Н.А., Клочкова Е.Н. Основные направления формирования системы показателей сферы информационно-коммуникационных технологий// Научно-информационный журнал  «Вопросы статистики», 2012-№3.

 

 

 

 

 

11http://minsvyaz.ru/ru/news/?id_4=43838 – официальный сайт Минкомсвязи России