Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЯХ РФ

Авторы:
Город:
Чита
ВУЗ:
Дата:
18 октября 2016г.

Методы бухгалтерского учета в коммерческих организациях и государственных (муниципальных) учреждениях практически одинаковы, однако, существует ряд принципиальных отличий.

Учет в своей сущности представляет собой процесс сбора и формирования определенного рода информации. Бухгалтерский учет формирует информацию об имущественном и финансовом положении организации, а также о результатах его деятельности.    В    российской    действительности    информация,    сформированная бухгалтерским учетом на коммерческих организациях, предназначена, в первую очередь, для фискальных органов государственной власти (Федеральная Налоговая Служба). В государственных и муниципальных учреждениях ситуация не много иная.

Учреждение – это организация, созданная собственником для выполнения различных функций некоммерческого характера (прежде всего, социальных) и финансируемая им полностью или частично.

Основополагающим признаком отличия государственных и муниципальных учреждений от иных организаций является отношения собственности. Учреждение не является собственником большинства своего имущества, а зачастую и всего имущества полностью. Имущество учреждения принадлежит ему на правах оперативного управления. Собственником же данного имущества является учредитель рассматриваемой государственной или муниципальной некоммерческой организации (субъекты РФ, муниципальные образования, министерства, ведомства).

Таким образом, первоочередный пользователь информации, сформированной бухгалтерским учетом на государственных и муниципальных учреждениях (далее - бюджетный учет) это учредитель данного учреждения и органы финансово-бюджетного контроля. Налоговый и финансовый надзор за деятельностью государственных и муниципальных учреждений осуществляют не только традиционными для коммерческих структур организациями (Федеральная налоговая служба, Министерства Финансов и тд.), но и специализированные ориентированные на деятельность учреждений организации (Федеральное Казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Счетная Палата РФ).

Учитывая некоммерческий характер и отношения собственности в государственных и муниципальных учреждениях, их финансовая отчетность и прочее документальное сопровождение их деятельности значительно отличается от той, что ведется и предоставляется коммерческими организациями.

Кроме того, государственные и муниципальные учреждения имеют свою типологию. Учреждения подразделяются на три вида:

1.      Автономные

2.      Бюджетные

3.      Казенные

 

Основными отличиями типов учреждения друг от друга является степень их финансовой самостоятельности.

Бюджетные и автономные учреждения более схожи по способу организации деятельности.  Все три типа учреждения имеют право на осуществление деятельности, приносящей доход, если таковое указано в учредительных документах. Но только бюджетные и автономные государственные (муниципальные) учреждения самостоятельно распоряжаются доходами, полученными от данной деятельности. Казенные же учреждения доходы, полученные от указанной деятельности, передают в соответствующий бюджет.

Министерством финансов Российской Федерации также разработаны и утверждены планы счетов для каждого типа учреждений.

Структура плана счетов и самих счетов бухгалтерского учета, используемых в государственных и муниципальных учреждениях, совершенно иная, чем в коммерческих организациях. Счета, используемые в бюджетном учете, увязаны с бюджетной классификацией Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования бюджетной системы Российской Федерации.

Также как и коммерческие организации государственные и муниципальные учреждения составляют и предоставляют бухгалтерский баланс.

Баланс государственных (муниципальных) учреждений также значительно отличается от бухгалтерского баланса, предоставляемого другими типами организаций.

Баланс государственных (муниципальных) учреждений (ОКУД 0503730) состоит из четырех разделов (в противовес 5 разделам коммерческого баланса):

1.      Нефинансовые активы

 2.      Финансовые активы

 3.      Обязательства

 4.      Финансовый результат

 Помимо баланса государственные и муниципальные учреждения предоставляют ряд специфических сведений и отчетов:

1.      ОКУД 0503761. Сведения о количестве обособленных подразделений

2.      ОКУД 0503767. Сведения о целевых иностранных кредитах

 3.      ОКУД 0503768. Сведения о движении нефинансовых активов учреждения

 4.      ОКУД 0503771. Сведения о финансовых вложениях учреждения

 5.      ОКУД 0503772. Сведения о суммах заимствований

6.      ОКУД 0503776. Сведения о задолженности по ущербу; причиненному имуществу

 7.      ОКУД   0503769.    Сведения   по   дебиторской    и   кредиторской   задолженности учреждения

8.      ОКУД 0503725. Справка по консолидируемым расчетам учреждения

9.      ОКУД 0503760. Пояснительная записка к балансу учреждения

10. ОКУД  0503737.  Отчет  об  исполнении  учреждением  плана  его  финансово- хозяйственной деятельности

11. ОКУД 0503738. Отчет об обязательствах; принятых учреждением

 12. ОКУД 0503830. Разделительный баланс государственного учреждения

 13. ОКУД 0503721. Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения Деятельность государственных и муниципальных учреждений всех трех типов

постоянно контролируется соответствующими органами. А ряд казенных учреждений, таких как воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, психиатрические больницы (стационары) специализированного типа, имеют централизованную систему бухгалтерии на Федеральном уровне, которая и осуществляет бюджетный учет на данных учреждениях.

Таким образом, автором выделены несколько особенностей бюджетного учета:

1.      Первоочередными пользователями информации, сформированной бюджетным учетом, являются не только органы Федеральной налоговой службы, но и органы финансово-бюджетного контроля (Федеральное Казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Счетная Палата РФ);

2.      Правовые отличия в отношениях собственности государственных и муниципальных учреждений, которые накладывают отпечаток на организацию бюджетного учета;

3.      Специфические особенности структуры счетов бюджетного учета, привязка которых осуществляется с бюджетной классификацией Российской Федерации;

4.      Специфические особенности состава финансовой отчетности государственных и муниципальных учреждений.



Список литературы

 

1.    Алексеева И.В., Богатая И.Н., Евстафьева Е.М., Киселева Н.Н. Бухгалтерский учет: Основы теории, тесты, задачи: учеб.пособие / И.В. Алексеева, И.Н. Богатая, Е.М. Евстафьева, Н.Н. Киселева. – Москва: Дашков и К, 2012. 472 с.

2.    Анциферова И. В. Бухгалтерский финансовый учет: учеб.пособие / И. В. Анциферова. - Москва: Дашков и К, 2012. 800 с.

3.    Бабаев Ю.А. Бухгалтерский финансовый учет: учебник / Ю.А. Бабаев. – Москва: Вузовский учебник, 2008. 509 с.

4.    Бочкарева И.И., Левина Г.Г. Бухгалтерский финансовый учет: учебник / И.И. Бочкарева, Г.Г. Левина. – Москва: Магистр, 2011. 413 с.

5.    Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб.пособие / под ред. проф. В. Д. Новодворского. – Москва: Инфра-М, 2010. 464 с.

6.    Устюгова Ю.В. Особенности бухгалтерского учета основных средств и нематериальных     активов             государственных               (муниципальных) учреждениях. сборник     научных            трудов        по     итогам    международной    научно-практической конференции/        Издательство: ИННОВАЦИОННЫЙ       ЦЕНТР        РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, 2016