Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 октября 2016г.

Строительный сектор играет важную роль в российской экономике. Доля валовой добавленной стоимости продукции строительства (4744,3 млрд. рублей в текущих основных ценах) в общем объеме валового внутреннего продукта (ВВП) Российской Федерации в 2015 году составила 5,9 % (в 2014 г. – 7,86 %) [1]. Усиление конкуренции является одним из вызовов развития строительного комплекса, однако этот фактор можно назвать положительным, ведь именно конкуренция заставляет предпринимателей искать ресурсы для повышения производительности труда, снижать издержки строительства, а также цены на строительные услуги и построенные объекты [2]. Особую роль в этом играет совершенствование организации внутреннего контроля в строительных организациях.

Теоретические и практические аспекты организации контроля в различных видах экономической деятельности рассмотрены в работах Э.А. Вознесенского, В.А. Ерофеевой, А.Н. Козырина, М.В. Мельник, а также зарубежных специалистов Р. Адамса, Дж. Робертсона и др.

Внутренний контроль – неотъемлемый элемент всего строительного процесса, при котором соответствие проверятся непосредственно внутри организации и, чаще всего, самими производителями работ [3].

Т.М. Зеленская и С.А. Кучеренко отмечают, что «постоянный контроль за рисками должен стать одним из приоритетных направлений внутреннего контроля коммерческой организации, в связи с чем, должны быть приняты жесткие меры по выявлению причин возникновения экономических рисков, с целью разработки системы мероприятий по их ограничению». От конкретного вида риска и причины его возникновения зависит применение тех или иных мер, направленных на ограничение рисков финансовой и хозяйственной деятельности [4].

«Система внутреннего контроля» значительно шире понятия «внутренний контроль» и представляет собой процесс, осуществляемый и организованный руководством, представителями собственника или другими сотрудниками организации для того, чтобы обеспечить необходимую уверенность в достижении поставленных целей, с точки  зрения надежности финансовой  (бухгалтерской) отчетности, эффективности  и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности лица нормативным правовым актам [5].

Система внутреннего контроля позволяет выявлять и устранять существенные риски деятельности в строительных организациях, гарантировать достоверность информации в финансовых отчетах. Для ее создания необходимо разработать организационную структуру, определить круг лиц, принимающих участие в формировании информации, порядок их взаимоотношений, ответственность, документы и документооборот, служебные и должностные инструкции и др. [6].

Внутренний контроль в строительстве имеет свою специфику, так как состав затрат в данной отрасли чрезвычайно сложен, а требования к правильности составления отчетности высоки. Кроме того, внутренний контроль в строительстве осложнен и тем, что одна строительная фирма часто располагает строительными площадками, расположенными в разных городах, а иногда и регионах, поэтому проверка состояния дел на той или иной площадке отнимает немало времени. Первичные учредительные документы подписываются от лица организации, поскольку именно она приобретает права и обязанности по сделкам. Однако в обособленном подразделении должны быть назначены лица, ответственные за составление первичных документов операций, проводимых на месте. Служба внутреннего контроля строительной организации, исходя из специфики бизнеса, должна уделять внимание следующим вопросам:

–   сохранности материальных ценностей (особое внимание уделяется легкореализуемым и дорогостоящим запасам);

–   проверке надежности функционирования соответствующих информационных решений и правильности составления смет расходов;

–      проверке строительно-монтажных работ, которые фактически выполнялись, и их соответствия актам на выполнение этих работ (целесообразно привлечение эксперта для данной процедуры).

Служба внутреннего контроля строительного предприятия выполняет следующие задачи:

 –    проверку производственно-коммерческой деятельности и финансовой дисциплины на предприятии;

–   проверку организационных мероприятий на соответствие действующим нормативным документам и уставным требованиям;

– экспертизу организации бухгалтерского учета и составления отчетности;

 – предоставление рекомендаций по устранению выявленных недостатков.

Функциями службы внутреннего контроля строительного предприятия являются следующие:

–        экспертиза финансово-хозяйственной деятельности строительного предприятия, осуществляется в разрезе:

а) бухгалтерской отчетности: подтверждение правильности оформления и составления первичных документов, учетных регистров, согласования формы отчетности с Главной книгой;

б) достоверности финансовых результатов: полноты учета затрат и доходов от различных видов деятельности и правильности определения размера прибыли;

–      разработка и представление обоснованных предложений по совершенствованию системы внутреннего контроля;

–   проведение проверок по поручению руководства предприятия согласно утвержденному плану работ по эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, соблюдения действующего порядка применения цен и тарифов;

–   подготовка предложения по совершенствованию бухгалтерского и налогового учета в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами;

–        консультирование руководителей производственных подразделений и аппарата управления по отдельным вопросам организации учета и контроля материальной ответственности лиц и т. д.

Рассмотрим практику внедрения службы внутреннего контроля в строительной компании. Группа Компаний ПИК (ГК «ПИК»), которая была основана в 1994 году, является одной из крупнейших российских строительных компаний масштабных жилых проектов и комплексов в Москве, Московской области и других регионах России.

В ГК «ПИК», к сожалению, нет такого подразделения, как служба внутреннего контроля, но контрольные процедуры, конечно, есть, в том числе:

–       регламентирован порядок работы с капитальными проектами и инвестициями, заказчиками и поставщиками, договорами;

– регламентирована система документооборота;

 – регламентирован учет платежных средств и обязательств;

 – создано и автоматизировано корпоративное казначейство;

 – учет всех первичных документов и договоров ведется в электронной сетевой системе;

 – деятельность регулярно проверяется независимой аудиторской компанией;

 – производственные и финансовые ресурсы контролируются в ERP-системе.

 Функции службы внутреннего контроля руководитель компании возлагает на сотрудников компании, а именно, на финансово-экономическую службу.

В связи с развитием компании и изменением внешней среды изменяются ее цели, исчезают риски, которые существовали ранее, и появляются новые. Соответственно, возникает потребность в постоянном пересмотре уже сложившейся системы внутреннего контроля, а также оценке ее целесообразности и рациональности.

Для ограничения рисков строительных организаций, связанных с некомпетентными и неправомерными решениями сотрудников: нужно отнести организацию службы внутреннего контроля, последующего контроля с точки зрения правильности и своевременности отражения данных в бухгалтерском учете, а также полноты этих данных, бухгалтерской (финансовой) отчетности, операций, выполняемым сотрудником.

В связи с этим, службам внутреннего контроля строительных организаций необходимо особое внимание уделить [7]:

1. Ограничению круга партнеров, с которыми работник заключает сделки, юридическим и физическим лицам с добросовестной деловой репутацией.

2.           Систематичности рассмотрения вышестоящим руководителем результатов, проведенных работником финансово-хозяйственных операций.

3. Соблюдению работником установленных объемов и условий сделок.

 Для повышения жизнеспособности строительной организации в условиях риска и неопределенности необходимо взглянуть со стороны на процессы, существующие в организации, и связанные с ними контрольные процедуры.

В результате подобного анализа возможно проведение реструктуризации службы внутреннего контроля по нескольким направлениям:

–      бизнес-процессы (описание документооборота и текущих процедур «как есть», выявление и исключение задвоенных функций, ликвидация организационных и информационных разрывов, разработка новых регламентов, политик и т.д.);

– IT-системы (изменение функциональности существующей IT-системы, внедрение новых приложений и соответствующих контрольных процедур, изменения в правах доступа (например, в связи с потребностью сотрудников в удаленном доступе));

–      контрольные процедуры (анализ их полноты, достаточности или избыточности, эффективности дизайна, соотношения результатов и затрат, которые необходимы для внедрения, возможность унификации);

–   организационная структура и ресурсы (оценка эффективности распределения ролей и полномочий участников бизнес-процесса).

У каждого из направлений есть свои «индикаторы», которые свидетельствуют о необходимости анализа и реструктуризации системы внутреннего контроля.

Для достижения краткосрочных целей иногда бывает достаточно реструктурировать отдельные элементы бизнес-процессов и IТ-систем. Для обеспечения устойчивости    компании    в    долгосрочной    перспективе    необходима     комплексная реструктуризация службы внутреннего контроля.

Таким образом, эффективная организация процесса внутреннего контроля является одним из способов улучшения положения строительной организации и поддержания его в конкурентоспособном состоянии. Совокупность выделенных этапов по организации внутреннего аудита строительной организации позволит тщательно осуществлять процесс организации системы внутреннего контроля с целью получения оперативной информации о деятельности конкретного подразделения и принятия управленческих решений по ее совершенствованию.

 

Список литературы

 

 

1.                 Аблязова С.А., Бейтуллаев М.С. Особенности внутреннего аудита строительных            организаций//Ученые                           записки       Крымского       инженерно- педагогического университета. – 2016. – № 1 (51). – С. 7.

2.                 Александров П.А. Развитие малых и средних строительных предприятий в Российской Федерации//Вестник Института экономики Российской академии наук.– 2015. –  № 4. – С. 189-197. 

3.                 Артёменко И.О. Методические подходы к организации внутреннего контроля  в  строительных  организациях//В  сборнике: Анализ  и  современные информационные технологии в обеспечении экономической безопасности бизнеса и  государства Сборник  научных  трудов  и  результатов  совместных  научно- исследовательских проектов. РЭУ им. Г.В. Плеханова. Москва, 2016. С. 32-38.

4.              Данилов М.В., Маслова Д.Е. Осуществление внутреннего строительного контроля в рамках системы менеджмента качества (на примере ФГУП «ГУССТ №8 при           Спецстрое          России)//В    сборнике: Проблемы                          современного    состояния    и прогнозирования развития строительного комплекса Сборник научных трудов по материалам I международной научно-практической конференции. Редакторы: Н.А. Краснова, Т.Н. Плесканюк. 2015. – С. 11.

5.                 Зеленская Т.М., Кучеренко С.А. Совершенствование функций службы внутреннего контроля: оценка и предотвращение последствий экономических рисков//Электронный научный журнал. – 2016. – № 5 (8). – С. 424.

6.                 Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 (с изменениями и дополнениями). // КонсультантПлюс. [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2015.].

7.                 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru (дата обращения 05.08.2016)