Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА РАСХОДОВ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
10 января 2016г.

   Организация учета на предприятии регламентируется учетной политикой для целей бухгалтерского и налогового учета. В настоящее время субъекты хозяйственной деятельности формируют две учетные политики: бухгалтерскую и налоговую. Но если порядок формирования бухгалтерской учетной политики закреплен специальным бухгалтерским стандартом ПБУ 1/2008, то в отношении налоговой учетной политики такого документа, регламентирующего основы ее формирования, нет. Поэтому вопросы формирования учетной политики в целях налогообложения организация разрабатывает самостоятельно.

   Ведение налогового учета прямых и косвенных расходов является важнейшим объектом внутреннего контроля организации.

   Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогоплательщика перечень прямых и косвенных расходов, т.е. приведенный в ст. 318 НК РФ перечень прямых и косвенных налогов не является исчерпывающим [1]. Организация в праве его как сократить, так и расширить. Главным критерием включения затрат в состав прямых расходов является их прямя связь с производством товаров, выполнения работ или оказанием услуг. Вместе с тем организация обязана обосновать механизм разделения расходов на прямые и косвенные.

   Механизм распределения затрат должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом [3]. При этом налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести затраты к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели.

   Таким образом, организациям, производящим продукцию, выполняющим работы или оказывающим услуги, при решении вопроса об отнесении конкретных расходов к прямым необходимо учитывать следующие факторы:

-   специфику производства;

-   особенности технологического процесса;

-   виды сырья и материалов, образующих основу выпускаемой продукции;

-   иные существенные факторы, обусловленные спецификой производства и отраслью. Сделанный выбор нужно обосновать в учетной политике для целей налогообложения.

    Кроме того, целесообразно в учетной политике для целей налогообложения включить раздел, в котором обосновываются косвенные расходы организации. Например, указать, что оплата труда отдельных категорий работников или конкретных сотрудников может быть включена в состав косвенных расходов, а именно: чьи трудовые обязанности не связаны с непосредственным участие в технологическом процессе.

   Также нужно обосновать, почему не вся амортизация по основным средствам относится к прямым расходам. Например, указать, что эксплуатация данного вида основных средств напрямую не влияет на производство предприятием продукции. К таким основным средствам можно отнести: здание цеха, если его площадь занята оборудованием не более чем на 30-50% [2,5].

    Следовательно, чтобы не возникло претензий от налогового органа, необходимо более ответственно подходить к составлению учетной политики для целей налогообложения, особенно в части разделения расходов на прямые и косвенные. Выбор налогоплательщика в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, должен быть обоснованным. Отсутствие четких обоснований вполне может привести к тому, что налоговики при проведении выездных налоговых проверок по- своему определят перечень прямых расходов по  конкретному виду деятельности, пересчитают организации налоговую базу и доначислят налог на прибыль, пени, штрафы.

    Таким образом, в отношении ведения налогового учета прямых и косвенных расходов, на наш взгляд, систематически должны осуществляться следующие контрольные процедуры:

-   проверка соответствия положений в учетной политики для целей налогообложения, в части определения состава прямых и косвенных расходов, требованиям нормативно – правовых актов;

- проверка соблюдения положений учетной политики при ведении учета прямых и косвенных налогов.

   Для наглядности, объединим в Табл.1, основные сходства и различия учетной политики в бухгалтерском и налоговой учете.

  

Таблица 1 Учетная политика для бухгалтерского и налогового учета

  

Учетная политика

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

 

 

 

 

 

Определение

 

Принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п.2 ПБУ 1/2008)

Выбранная совокупность допускаемых

Налоговым Кодексом способов определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей

финансово – хозяйственной деятельности (п.2 ст. 11 НК РФ)

 

 

 

 

 

 

Дата ведения в действие

 

Для всех организаций

С 1 января года, следующего за годом утверждения еѐ соответствующим приказом, распоряжением руководителем организации (п.9 ПБУ 1/2008, п.12 ст. 167 НК РФ)

 

 

 

 

Для вновь созданных организаций

Оформляется не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лицам (п.9 ПБУ 1/2008)

 

Утверждается не позднее окончания первого налогового периода (п.12 ст. 167 НК РФ)

 

Применяется со дня создания организации (п.9 ПБУ 1/2008, п.12 ст. 167 НК РФ)

Учетная политика

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

 

 

 

 

Изменяется

-   при изменении законодательства

или нормативно – правовых актов по бухгалтерскому учету;

-   при разработке организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

-   при существенном изменении условий хозяйствования (п.10 ПБУ 1/2008).

 

 

- при изменении законодательства о налогах и сборах;

- если налогоплательщик начал

осуществлять новые виды деятельности;

- при изменении применяемых методах учета (ст. 313 НК РФ).

 

    В современных условиях, в условиях кризиса непрерывный поиск и реализация мер, направленных на улучшение тех или иных сторон деятельности, – единственная возможность для любой организации выжить и успешно функционировать в среднесрочном, а тем более в долгосрочном плане.

   Одной из болезненных проблем в промышленности является недостаток свободных финансовых средств. Но даже обеспеченный ресурсами проект может потерпеть неудачу из-за непродуманной учетной или ценовой политики. Мы считаем, что основой улучшения может стать рационализация учетной политики.

   Например, особой дискриминации подвергаются товары с высокой долей трудозатрат. Связано это с тем, что традиционно распределяют накладные расходы на основе трудозатрат производственного персонала. Выбор рационального способа их разнесения должен основываться на анализе конкретных обстоятельств данного бизнеса. Мы считаем, что необходимо разработать систему оплаты труда в зависимости от маржинального дохода, который особенно актуален для фазы спада, кризиса, так как позволяет максимально мобилизовать имеющиеся ресурсы фирмы, максимально сориентировать работников фирмы на высокий результат и большую активность. Такой метод позволяет исправить основные недостатки традиционного.

   Влияния учетной политики на финансовые результаты оказывает наибольшее влияние предприятия с длительным производственным процессом.  Чаще  всего  на практике в учетной  политике  производственного предприятия оценка запасов дается по методу средней себестоимости, в которой материалы, хранящиеся на складе, оцениваются существенно ниже текущей их стоимости на рынке, в условиях кризиса и высокой инфляции. При поступлении на склад новых партий стоимость материалов усредняется с учетом запасов. Таким образом, то, что поступило в производство, оценивается существенно ниже реальной рыночной стоимости. Результатом становится занижение себестоимости и фиксация повышенной прибыли.

   Существует вариант использования метода ЛИФО, применение которого допускается российским законодательством. Он основан на том, что в первую очередь на себестоимость списываются материалы по фактической стоимости последней закупленной партии. Таким образом, появляется возможность исключить инфляционный компонент из результирующей прибыли.

   Данные рекомендации по рационализации учетной политики очень индивидуальны и зависят от вида деятельности и срока оборачиваемости запасов. Изменение метода оценки запасов, например, на торговой фирме с быстрой оборачиваемостью капитала, может не дать заметного эффекта. С другой стороны, изменение каких-то иных положений учетной политики способно улучшить финансовое состояние.

   Ещё одним элементом учетной политики является амортизация основных средств. В условиях кризиса многие предприятия снижают объемы выпуска готовой продукции, следовательно, в производственном процессе часть техники остается незадействованной. В такой ситуации, для сохранности, лучше всего будет основное средство законсервировать, однако, следует помнить, что  если организация планирует законсервировать основное средство на срок не более 3 месяцев,  то амортизацию в бухгалтерском учете  по такому объекту необходимо продолжать начислять. Если же срок амортизации будет составлять более 3 месяцев, то начисление амортизации приостанавливается. Данный порядок установлен в п. 23 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. Приказом Минфина от 30 марта 2001 года N 26н) [4].

Таким образом, рационализация учетной политики без особых финансовых вложений в деятельности компании позволяет значительно повысить эффективность и улучшить финансовое состояние.

 

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.200 №117-ФЗ. Собрание законодательств РФ, 07.08.2000,№32, ст.334.

2. Определение ВАСРФ от 16.08.2012 №ВАС-9792/12 по делу №А44-1866/2011.

3.      Письмо ФНС России от 24.02.2011 г. №КЕ-4-3/2952@// Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение),№9, 11.03.2011.

4.      Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных средств» [Электронный ресурс]: утв. приказом Минфина от 30.03. 2001г. № 26н – Режим доступа: Консультант Плюс.

5.      Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.03.2012 г. №А44-1866/2011.