26 декабря 2015г.
На современном этапе развития науки в области финансового управления организации не существует однозначного определения понятия «контроллинг».
Для более глубинного понимания сущности контроллинга необходимо рассмотреть особенности развития мировой экономики в конце XIXв. и в XX в.
Термин «контроллинг» впервые появился в США и был использован в 1880 г. для решения финансово - экономических задач, управления финансовыми вложениями и основным капиталом организаций.
В 1892 г. происходит основание компании General Electric (GE) путем слияния Edison General Electric и Thomson-Houston - крупного производителя динамо-машин и электрических ламп[4] – и GE вводит должность контроллера. Первоначально контроллеры занимались финансово -экономическими вопросами и проведением ревизий, что объясняется особенностями американского корпоративного законодательства, согласно которому в организациях США выделяется два управляющих органа: общее собрание акционеров и Совет директоров.
Полномочия Совета директоров распространялись как на управление организацией, так и на контроль за ее деятельностью. Отсутствие специального управляющего органа, сильные позиции Президента и величина организации считались важнейшим поводом для введения должности контроллера.
Несмотря на все указанные причины до начала 30 -х гг. ХХ в. в американских организациях контроллеры были неизвестны.
Экономический кризис 1929 г. привел к пониманию необходимости введения элементов контроллинга в американских организациях.
В 1931 г. был организован «Американский институт контроллеров», в 1962 г. переимено ван в институт финансовых исполнителей, с 1944 г. существует исследовательский институт «Фонд исследований финансовых исполнителей»[2, с. 382].
В Германии в 30-е и даже 40-е годы не наблюдалось заметного развития концепции контроллинга. В период 50-70-х гг. экономика Германии характеризова лась высокими темпами роста и солидными прибылями. Только принципиальные изменения во внешней среде организаций и переориентация предпринимательского мышления и действий заставили Германию внедрить систему контроллинга.
В начале 80-90-х гг. в Германии прокатилась волна банкротств организаций: в 70-е годы неплатежеспособными становились 10 тыс. организаций в год, в 80 -е годы – 18-19 тыс. организаций в год, в 90-е годы – 20-25 тыс. организаций в год[1, с. 56].
Основными причинами этих событий явились следующие:
- несовершенное соотношение между собственным и заемным капиталом в организация Германии;
- недостаточная квалификация предпринимателей;
- недостаточные знания руководства в области управления организацией;
- низкий уровень качества информации и информированности;
- недостаточная ориентация организаций на рыночные условия;
- слабый сбыт;
- недостаточный контроль банком за своими заемщиками;
- низкая платежная дисциплина клиентов;
- недостатки в ведении бухгалтерского учета в организациях и др.
В этих условиях и возникло понятие контроллинга как системы планирования, контроля и информационного обеспечения для улучшения управления организацией в долгосрочной перспективе.
Повышение спроса на услуги в области контроллинга привело к появлению в Германии ряда научных и образовательных организаций. Первым возник Институт контроллеров по вопросам образования в области планирования и учета в организации.
С 1971 г. частные и общественные семинары проводит Академия контроллеров. В 1975 г. основан Союз контроллеров. С 1989 г. выпускается журнал «Контроллер» [2, с. 383].
В большинстве развитых стран концепции контроллинга схожи. Основные различия касаются понимания двух крайних ситуаций: прагматизма и степени совершенствования системы в соответствии с менталитетом пользователей.
Так существуют американская и немецкая модели контроллинга, отличительные особенности которых заключаются в следующем:
- в Германии преобладает тенденция академизации контроллинга, стремление создать первоначальн о теоретически целостную систему, а затем приниматься за решение конкретных задач;
- В США и некоторых европейских странах преобладает прагматический подход: контроллинг теснее связан с менеджментом, более ориентирован на требования рынка и потребности клиентов.
В России интерес к контроллингу появился в начале 90-х гг. ХХ в., когда закрепились рыночные принципы хо зяйствования и многим организациям необхо димо было укрепить свое финансовое положение в новых условиях [3, с. 12].
Одной из главных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами.
Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций управления: планирования, координации и информационного обеспечения.
Основные отличительные особенности контроллинга от других финансовых служб организации представлены в Табл.1.
Таблица 1 Сравнительная характеристика контроллинга и других финансовых служб организации
Название
финансовой службы
|
Задачи финансовой службы
|
Задачи службы контроллинга
|
Бухгалтерия
|
Ориентирована «в прошлое» (бухгалтерская отчетность носит «исторический характер»)
|
Ориентирована «на будущее» (управленческая отчетность носит «исторический характер» и содержит оценку и планы на будущее)
|
Внутренний ревизор
|
Проверяет законность уже проведенных сделок, денежные потоки
|
Проверяет изменение фактических показателей по сравнению с плановыми и делает выводы о перспективах развитии организации
|
Финансовый отдел
|
Сектор планово-экономической работы: планирует финансовые и экономические
|
Выявляет причины отклонений факта от плана, делает вывод о необходимости
|
|
показатели, определяет процент
выполнения плана, отсутствует общая картина по предприятию
|
перемен в организации, дает рекомендации
по дальнейшему развитию организации
|
|
Сектор банковских и кассовых операций: работа с банковскими документами, наличными деньгами – текущая деятельность (нет стратегии и тактики)
|
|
|
Расчетный сектор: расчеты с покупателями, поставщиками, работа по претензиям – текущая работа
|
|
Плановый отдел
|
Планирует деятельность в целом по организации: снабжение, сбыт, производство и т.д.; использует данные финансового отдела
|
Осуществляет методическую, информационную и инструментальную поддержку при стратегическом и оперативном планировании
|
Внешний управляющий
|
Выполняет отдельные функции контроллера, но не является внутренней штатной единицей, не обладает полной информацией
|
Работает внутри организации, имеет доступ к конфиденциальной информации
|
Контроллер оценивает деятельность организации по выбранным показателям, которые делятся на финансовые показатели (рентабельность, ликвидность), показатели по партнерам организации (покупатели, поставщики), по процессам организации (стоимость, время), по рынку и конку рентам (объем продаж, рост доли рынка) и т.д.
Контроллинг в организации отвечает на вопрос «куда должна идти организация?» и «как именно?». Контроллер использует в работе уже известные инструменты, объединяя их в систему для выбора правильного пути развития организации. Контроллер отвечает за правильную интерпретацию и разъяснение полученных результатов руководству, является координатором деятельности подразделений организации, выступает внутренним консультантом руководства организации и инноватором, при этом управленческие решения принимают сами руководители и несут ответственность за результаты принимаемыхрешений.
Сущность контроллинга с точки зрения экономической науки проявляется на уровне экономических отношений по системному управлению хозяйствующим субъектом для достижения стратегических и тактических целей его развития. Как функция управления контроллинг представляет собой обособленное направление финансового менеджмента в организации, связанное с разработкой и реализацией стратегических и оперативны х планов, на основе особыхсистем контроля и информации[2, с. 385].
Таким образом, контроллинг применяется в организации между собственниками и менеджерами с целью повышения эффективности ее управления на стратегическом и оперативном уровне.
Список литературы
1. Бреннер Х. Руководство предприятием, обеспечивающее прибыль. Мюнхен. 1988. - 214 с.
2. Денежное хозяйство предприятий: Учебник для вузов / А.Ю. Казак, О.Б. Веретенникова, М.С. Марамыгин, К.В. Ростовцев; под ред. проф. А.Ю. Казака, проф. О.Б. Веретенниковой. – Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2006. - 464 с.
3. Контроллинг: учебник / А.М. Карминский, С.Г. Фалько, А.А. Жевага, Н.Ю. Иванова; под ред. А.М.Карминского, С.Г. Фалько. – М.: Финансы и статистика, 2006. - 336 с.
4. Официальный сайт компании Genera lElectric: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ge.com.