Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ РЕСУРСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Мичуринск
ВУЗ:
Дата:
18 октября 2016г.

Бюджетная система России постепенно реформируется, ориентируясь на решение важнейших государственных задач, в том числе достижение высокой эффективности использования бюджетных средств на всех уровнях. Одновременно с этим вопросы оптимального и результативного размещения ресурсов муниципалитетов не утрачивают своей актуальности уже многие годы. Конечно, в результате трансформации бюджетных правоотношений на субфедеральном уровне удалось достигнуть определенного равновесия интересов регионов и муниципальных образований. Вместе с тем, местные бюджеты по- прежнему страдают от острой нехватки средств, что не позволяет им в полной мере реализовать возложенные на них полномочия.

Основные проблемы муниципалитетов могут быть сгруппированы по трем направлениям: доходы, расходы и межбюджетные отношения. Более подробно группировка представлена на рисунке 1.



Следует обратить внимание, что большая часть проблем не может быть решена муниципальным образованием в одностороннем порядке, поскольку они требуют внесения изменений в федеральное законодательство. Однако муниципалитетам под силу обеспечить более высокое качество управления уже имеющимися ресурсами, повысить эффективность их использования.

Недостаток средств, с одной стороны, снижает финансовые возможности, но с другой, позволяет скоординировать все усилия для лучшего результата. Основным направлением в области повышения эффективности можно считать формирование благоприятных условий для привлечения инвесторов, а также для развития малого и среднего бизнеса. Создание новых рабочих мест позволит повысить поступления по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), единого налога на вмененный доход (ЕНВД). А как показывает анализ бюджетов муниципальных образований, именно эти налоги являются доходообразующими на местном уровне (таблица 1).

В большинстве муниципальных образованиях Тамбовской области НДФЛ и ЕНВД в совокупности формируют более половины собственных доходов. Следовательно, укрепляя налоговый потенциал данных доходных источников, можно обеспечить стабильный рост поступлений средств в местный бюджет. Также значительна роль налогов на имущество, объединяющих налог на имущество физических лиц и земельный налог. Конечно, в городских округах доля этих налогов более существенная (20 % от собственных доходов и выше). Однако и для муниципальных районов данный показатель весьма значителен (в среднем 19,5%). Поэтому расширение налогооблагаемой базы местных налогов – путь к дополнительным средствам.

Таблица 1 – Структура собственных доходов местных бюджетов Тамбовской области за 2013-2015 годы, %

Наименование

муниципально го

образования

2013 год

2014 год

2015 год

НД

ФЛ

ЕНВ

Д

налоги

на имущест во

НД

ФЛ

ЕНВ

Д

налоги

на имуще ство

НДФ

Л

ЕНВ

Д

налоги

на имущест во

Городские округа

Кирсанов

41,5

17,9

27,1

29,5

17,6

32,7

22,9

13,0

27,5

Котовск

39,5

10,2

21,6

28,6

9,9

23,7

30,0

9,8

27,7

Моршанск

47,3

15,0

16,6

31,9

18,2

18,8

29,1

17,6

28,5

Мичуринск

59,9

12,9

14,5

47,4

17,6

17,3

46,9

16,8

18,9

Рассказово

29,0

11,7

26,3

19,9

14,6

30,1

21,1

14,2

34,7

Тамбов

40,3

9,3

25,2

32,4

9,9

33,0

37,5

10,3

31,3

Уварово

39,2

10,9

27,5

25,8

12,2

34,7

23,2

12,4

37,6

Муниципальные районы (консолидированные бюджеты)

Бондарский

60,0

7,7

25,1

49,4

5,5

24,8

46,7

4,5

27,9

Гавриловский

67,0

4,5

18,4

47,7

3,5

13,3

42,5

3,0

15,8

Жердевский

58,9

6,7

14,9

56,2

7,0

16,2

51,5

6,2

17,6

Знаменский

65,3

4,2

18,3

61,1

4,6

20,0

55,8

3,8

17,4

Инжавинский

71,2

4,5

15,8

66,0

4,8

15,7

52,8

4,0

13,7

Кирсановский

62,0

2,9

26,5

56,8

3,0

24,0

53,6

2,5

20,1

Мичуринский

72,4

2,0

10,4

69,8

2,8

14,3

64,3

2,8

13,8

Мордовский

58,2

6,9

22,6

40,9

5,4

41,3

52,5

6,5

17,2

Моршанский

70,6

2,8

17,3

60,5

2,7

17,2

52,4

2,6

15,2

Мучкапский

59,3

9,5

20,8

48,2

8,6

20,5

46,0

8,8

22,1

Никифоровск

ий

56,1

4,7

23,9

46,4

4,6

21,7

41,4

4,1

24,4

Первомайский

70,9

5,8

16,4

58,6

5,6

17,2

55,5

5,2

19,3

Петровский

58,6

5,2

16,8

50,0

4,6

19,6

38,2

4,0

18,5

Пичаевский

61,2

6,1

22,5

50,0

5,6

21,9

47,2

5,0

24,2

Рассказовский

61,5

4,2

22,1

54,7

2,7

21,8

49,0

2,3

19,1

Ржаксинский

63,6

6,2

16,2

52,8

5,9

17,7

52,5

4,6

19,1

Сампурский

47,5

4,1

11,8

54,6

5,0

16,3

48,6

4,6

16,1

Сосновский

62,7

6,7

21,6

54,0

6,3

21,0

45,3

5,4

22,5

Староюрьевск

ий

48,0

7,2

20,4

39,0

6,6

21,5

40,0

5,9

24,3

Тамбовский

65,4

3,6

17,2

57,5

3,9

17,0

56,9

4,0

19,3

Токаревский

58,0

6,8

20,9

46,6

5,9

18,9

45,2

5,1

16,6

Уваровский

53,2

2,9

30,2

55,1

1,9

18,6

39,6

2,1

24,9

Уметский

52,7

3,9

25,1

43,3

3,7

27,6

43,6

3,6

25,3

Важность обеспечения полноты и своевременности поступления доходов в местные бюджеты очевидна. Однако не менее важным является рациональное использование средств. Местные бюджеты ориентированы на финансирование расходов, прежде всего, социального характера, что видно из таблицы 2.

 

Таблица 2        - Состав и структура расходов     бюджета городского округа Мичуринск Тамбовской области за 2013-2015 годы

Показатели

2013 год

2014 год

2015 год

сумма,

млн. руб.

уд.вес,

%

сумма,

млн. руб.

уд.вес,

%

сумма,

млн. руб.

уд.вес,

%

Расходы, всего

988,6

100,0

1155,6

100,0

1348,8

100,0

в том числе:

-общегосударственные вопросы

91,6

9,3

104,1

9,0

188,3

14,0

-национальная

безопасность и правоохранительная деятельность

0,1

0,0

0,6

0,1

0,6

0,1

-национальная экономика

40,8

4,1

31,1

2,7

115,6

8,6

-жилищно-коммунальное

хозяйство

88,1

8,9

91,8

7,9

207,9

15,4

-образование

689,5

69,7

839,3

72,6

742,1

55,0

-культура,

кинематография,

54,6

5,5

56,5

4,9

59,0

4,3

- средства массовой

информации

0,8

0,1

0,8

0,1

0,8

0,1

-физическая культура и

спорт

2,4

0,2

2,7

0,2

2,9

0,2

-социальная политика

20,0

2,0

28,3

2,5

31,6

2,3

-охрана окружающей

среды

0,4

0,1

0,2

0,0

-

-обслуживание

государственного и муниципального долга

0,3

0,1

0,2

0,0

0,2

0,0

Из четырнадцати разделов классификации расходов бюджетов на местном уровне представлено одиннадцать. Это говорит о всестороннем вовлечении муниципалитетов в финансирование государственных вопросов. Однако не все разделы имеют одинаковое значение. Особое опасение вызывает недостаточность финансирования расходов на физическую культуру и спорт. Если определить объем этих расходов в расчете на одного жителя города, то получается сумма примерно в 30 рублей. Подобная ситуация должна постепенно меняться. Ведь такие вложения имеют не только социальное значение, но и мощный экономический эффект. Вовлечение граждан в занятия физической культурой и спортом способствует укреплению их здоровья, повышению качества жизни, росту производительности труда. Тем самым обеспечивается долговременный эффект от финансирования.

Полагаем, что значительно улучшить финансирование задач, стоящих перед муниципалитетами, возможно путем включения в различные программы регионального и федерального уровня. Для этого необходимым является своевременное обращение, а также разработка и обоснование инвестиционных проектов. Реализация данных мер будет способствовать эффективному использованию ресурсов, обеспечивать достижение стабильного социально-экономического развития муниципального образования и стимулировать органы местного самоуправления к поиску резервов роста собственных доходных источников.

 

Список литературы

 

 

1.            Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». – [Электронный ресурс]. – Электрон, прогр. – М., 2016. – Режим доступа: http://www.garant.ru/

2.           Возобновление     экономического     роста     –     основная     цель     финансовой политики//Финансы. – 2015. - № 5