Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 октября 2016г.

В настоящее время проблема оценки эффективности деятельности налоговых органов очень актуальна. Как правило, рассматривается именно деятельность налоговых органов в рамках осуществления налогового контроля, так как она является одной из основополагающих.

Эффективность налогового контроля оценивается следующими показателями:

 -        результативность проверок: уровень и динамика дополнительно начисленных сумм, процент результативных проверок, сумма доначислений на одну результативную проверку;

-                     эффективность проверок: удельный вес взысканных платежей в сумме доначисленных;

-                интенсивность проведения проверок: процент охваченных выездными проверками налогоплательщиков;

-      качество проведения налоговых проверок;

 -       качество контрольной работы: отношение дополнительно начисленных сумм к сумме фактических поступлений налоговых платежей в бюджет.

Уровень и динамика дополнительно начисленных сумм – это основной количественный показатель, который отражает сумму дополнительно начисленных в результате осуществления контрольных мероприятий платежей и их динамику по сравнению с предыдущими периодами.

Процент результативных проверок показывает удельный вес проверок, по итогам которых были выявлены нарушения налогового законодательства. Высокий процент результативных проверок, максимально приближенный к 100% свидетельствует об эффективном отборе налогоплательщиков, для проведения в их отношении выездных налоговых проверок.

Главным показателем эффективности является удельный вес взысканных платежей в сумме доначисленных. Наличие этого показателя объясняется тем, что важна именно сумма фактических поступлений в бюджет по итогам проведения контрольных мероприятий.

Процент охваченных выездными проверками налогоплательщиков – показатель, не превышающий 1%. Долгое время данный показатель был основополагающим. Однако подход был изменен, и он утратил былую значимость, что объясняется следующим: стремясь максимально увеличить количество проведенных проверок, налоговые органы пренебрегали их качеством.

Важным является показатель качества проведения налоговых проверок. Он выражает правомерность дополнительного начисления налоговых платежей по результатам выездных налоговых проверок. Возможность обжалования налогоплательщиком сумм доначислений должна быть сведена к минимуму. Причиной отмены вынесенных инспекцией решений является недостаточная аргументированность налоговых правонарушений.

Таким образом, налоговыми органами используется целая система показателей расчета эффективности налогового контроля. В качестве основного показателя служит так называемый «коэффициент общей эффективности», который рассчитывается как соотношение дополнительно начисленных сумм, которые были взысканы, в расчете на одного работника, к сумме затрат на одного работника.

Система показателей расчета эффективности налогового контроля используется налоговыми органами самостоятельно и ориентирована на внутриведомственный контроль, что на фоне отсутствия доступа к данной информации внешних пользователей ставит под сомнение ее объективность.

В последние годы налоговыми органами была изменена стратегия выездных налоговых проверок. Сделав акцент на тщательном предпроверочном анализе, и уменьшив число проверок, налоговые органы добились повышения эффективности каждой отдельно взятой проверки: роста дополнительно начисленных сумм в расчете на одну  проверку.  Большую  роль  приобрел  коэффициент  взыскания,  увеличивший объективность оценки. Проблему представляет лишь то, что в последнее время при расчете данного коэффициента его значение в целом по стране не превышает 50%.

Материальное стимулирование сотрудников также подверглось определенным изменениям и теперь соответствует измененной стратегии. Изначально сотрудники получали премии, размер которых был пропорционален размеру дополнительно начисленных налоговых платежей, по итогам проведения выездных налоговых проверок. Соответственно сотрудниками с удвоенным усердием дополнительно начислялись суммы.

Однако, значительная часть этих сумм затем были оспорены налогоплательщиками в суде. Добиваясь высоких значений количественных показателей для отчетности, сотрудники обеспечивали себе высокие премии. По этой причине и был сделан акцент материального премирования на качественных показателях, сотрудники в работе нацелились на достижение высоких значений качественных показателей, в первую очередь, за счет усиления аналитической составляющей в контрольной работе.

Полагаясь на статистические данные можно сказать, что результатом изменения стратегии стало снижение «давления» на налогоплательщиков за счет низкого процента охваченных выездными проверками налогоплательщиков.

Результатом осуществления налогового контроля в России является увеличение поступлений в бюджет за счет сумм дополнительно начисленных налоговых платежей, пеней и штрафов. Однако, такой аспект, как предшествующий контроль, позволяющий помочь налогоплательщику законно исполнить свои налоговые обязательства, повысить его налоговую грамотность в России развит слабо. Хотя зачастую можно предупреждать последствия действий налогоплательщика и обеспечивать именно добровольное исполнение обязательств, налоговые органы предпочитают в принудительном порядке доначислять суммы, которые при ином подходе к данному вопросу, были бы уплачены добровольно. Решение данной проблемы может быть достигнуто предоставлением налоговыми органами разъяснений и пояснений по спорным нормам законодательства.

Так за рубежом повышенное внимание уделяется тому, чтобы создать условия, при которых повысится уровень добровольного исполнения налогоплательщиками своих обязательств, уменьшится число случаев нарушения налогового законодательства.

В Швеции высокий уровень добровольного исполнения налогоплательщиками своих обязательств объясняется не только наличием отлаженного аппарата налогового контроля, но также и высоким уровнем доверия налогоплательщиков, которые уверены в оптимальной работе налоговой системы и честном исполнении налоговыми органами поставленных перед ними задач.

В большинстве европейских стран налоговые органы акцентируют свое внимание на качестве обслуживания налогоплательщиков. Таким образом, усиление налогового контроля происходит за счет улучшения качественной составляющей взаимодействия налогоплательщика с налоговыми органами.

Уровень добровольного исполнения налогоплательщиками своих обязательств также повышается за счет работы налоговых органов над налоговой грамотностью налогоплательщиков.

В европейских странах хорошо развит предшествующий контроль. Так во Франции имеет место быть процедура под названием фискальный рескрипт, которая дает налогоплательщику право обратиться в налоговый орган с целью получения налоговой консультации о правомерности планируемой хозяйственной операции. Данная консультация осуществляется в письменном виде. Причем объявленное налогоплательщику решение становится для него обязательным и освобождает от возможных претензий со стороны налоговых органов в будущем.

В США имеется похожая процедура, только осуществляется она двумя путями. Во- первых, осуществляется толкование нормативно-правовых актов, во-вторых, налоговый орган в письменном виде дает правовую оценку сделки, которую налогоплательщик намерен заключить, при условии наличия с его стороны соответствующего запроса.

В Швеции процедура фискального рескрипта осуществляется путем выдачи предварительного заключения о налоговых последствиях, которые повлечет та или иная сделка для налогоплательщика. Выдача заключения является обязанностью налогового органа.

В Великобритании даже существует порядок, в соответствии с которым налогоплательщики должны направлять в налоговые органы внедряемые схемы организации бизнеса с целью минимизации налоговых рисков и, в свою очередь, получают консультацию по данному вопросу.

Развитие процедуры фискального рескрипта позволит положить начало установлению доверительных отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами. Налогоплательщики получат возможность в обмен на открытое предоставление информации со своей стороны получить консультацию от налоговых органов.

Положительным моментом для налогоплательщиков станет снижение налоговых рисков, а для налоговых органов снижение издержек на проведение выездных проверок: снизится количество нарушений, а соответственно и количество налогоплательщиков потенциально попадающих в план выездных налоговых проверок. Таким образом, налоговые органы смогут концентрировать налоговый контроль на налогоплательщиках, которые сознательно нарушают законодательство.

 

 

Список литературы

 

1. Приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333 (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»

2.     Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика. – Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2002.

3.     Мандрощенко О.В. Влияние налоговой политики на эффективность инвестиционной деятельности малых предприятий: Монография.- М.: Информационно- внедренческий центр «Маркетинг»,2010.- 124с

4.     Тильдиков А.В. Основы налогового консультирования. Учебно – методическое пособие. – Обнинск: «УМЦ при МНС РФ», 2004.