Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОДЕЛЬ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ КАФЕДР ВУЗА

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
26 декабря 2015г.

    Построение инновационной экономики в Российской Федерации требует новой инновационной модели высшего профессионального образования (ВПО), разработанной в соответствии с приоритетами государственной политики в области образования. Одним из важнейших направлений развития высшего профессионального образования в целом и каждого отдельного университета в частности является совершенствование управления вузом. Процесс этот непрерывный и вызывается как изменением внешних условий, так и внутренних. При этом университет в целом, и отдельные его подразделения, должен достичь некоторых заданных целей в условиях ограниченных ресурсов. Быстрота и качество реагирования любой производственной системы, в том числе и образовательного учреждения, на внешние воздействия является одним из важнейших факторов ее успешной работы, а иногда и ее  существования. В настоящее  время ситуация осложняется вследствие пере хо да  высшего профессионального образования на стандарты нового поколения и на использование новой модели финансирования высших учебных заведений. Данная работа посвящена одному из аспектов управления вузом – построению методики  оптимального управления  финансовой деятельностью университета и разработке соответствующего модельно-алгоритмического обеспечения.

    Как определено базовыми нормативно-правовыми документами, стратегической целью государственной политики РФ в области высшего профессионального образования и науки является обеспечение современного качества образования и научной деятельности, конкурентоспособности вузов и научных организаций на мировом уровне, сохранение их фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства [2].

     Обеспечение государственных гарантий получения качественного образования невозможно без реформирования системы финансирования ВПО. Существующий на  сегодняшний день порядок финансирования вузов существенно ограничивает возможности повышения эффективности их деятельности. Ис хо дя из этого, Президентом Российской Федерации подписан у каз, предусматривающего пере хо д на нормативное подушевое финансирование образовательных программ ВПО с июня 2013 года [3]. Данный порядок предполагает замещение финансирования содержания образовательных учреждений непосредственной оплатой из бюджета конкретных услуг, осуществляемых на конкурсной основе (госзаказ). Объем бюджетных средств для вузов, предоставляющих в соответствии с заданием государственные услуги, определяется по единым методикам путем умножения административно установленной нормативной стоимости единицы государственных услуг на количество предоставленных услуг. При этом в состав рас хо дов, учитываемых при расчете базовых нормативов подушевого финансового обеспечения обучения студентов в вузе пропорционально ступеням высшего профессионального образования, входят только затраты, непосредственно связанные с предоставлением образовательной услуги, без которых данная услуга не может быть оказана гражданам целесообразно требованиям законодательства и государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки.

     До настоящего времени в вузах действовала дву хуровневая система распределения штатов, при которой на первом уровне Министерство образования и науки по собственной методике выделяло каждому вузу предельное значение штатов профессорско-преподавательского состава (ППС) и соответствующее этому значению сметное финансирование, которое базировалось на количественном соотношении «преподаватель – студент». На втором («внутривузовском») уровне эти ресурсы распределялись по подразделениям (факультетам, кафедрам). Однако распределение штатов на внутреннем уровне, а следовательно, и финансирование, не было регламентировано и до сих пор выполняется в различных вузах по разным методикам, позволяющим обеспечить приемлемые показатели. Существующие в настоящее время в подавляющем большинстве вузов методики распределения ставок по кафедрам не отражают изменений, произошедших в работе вузов и динамику развития высшей школы России в целом. Вне поля зрения оказались процессы перехо да на многоуровневую подготовку студентов, специфика, направленность и содержание реализуемых вузами профессионально -образовательных программ, изменившаяся социально-экономическая ситуация в стране и др. Большинство применяемых систем расчета основаны на суммарной нагрузке преподавателей, где штатная численность кафедр определяется путем простого деления общей нагрузки кафедры на среднюю учебную нагрузку по факультету. Подобные методики носят исключительно затратный характер и устарели минимум лет на 20. Более того, из -за принципиальных различий в способе распределения ставок ППС на факультеты (где  вхо дным параметром является контингент студентов), и внутри факультетов (входной параметр – суммарная нагрузка), возникли разногласия правового характера.

     Возникшие проблемы вызвали необ ходимость внедрения новой методики определения штатов ППС кафедр. В институте математики и информационных технологий Волгоградского государственного университета был разработан и апробирован новый алгоритм расчета штата ППС кафедр [1]. К сожалению, можно констатировать, что и данный алгоритм несколько устарел, т.к. он основывался на стандартах второго поколения и уже устаревших принципах финансирования. В работе предлагается новая ме тодика финансового формирования бюджетов кафедр университета. В своей описательной части она опирается на новый порядок финансирования вузов и на государственные образовательные стандарты третьего поколения, а также является некоторой модификацией алгоритма, предложенного в [1].

    В рамках данной методики бюджетирование осуществляется пропорционально доле каждой кафедры в реализации учебного процесса каждой образовательной программы (ОП). Приведем описание методики подробнее.

   На первом этапе выписываем все ОП, в реализации  которых принимает участие рассматриваемая кафедра (каждый курс и каждая форма обучения рассматриваются отдельно).

    На втором этапе определяем расчетную долю нагрузки  кафедры (Д_н_каф), обеспечивающей  дисциплины данного учебного курса конкретной ОП. Здесь и далее под «дисциплиной» будем понимать не только непосредственно учебные дисциплины, но и любые компоненты учебного плана (научно -исследовательскую работу, итоговую аттестацию и др.).

     На основании учебного плана ОП рассматриваемого курса полагаем известными:

Коэф_дисц – коэффициент дисциплины, который учитывает специфику организации учебного процесса при преподавании конкретной дисциплины (устанавливается путем экспертных оценок);

Труд_дисц – трудоемкость дисциплины учебного плана в зачетных единицах;
Труд_привед – приведенная трудоемкость (в зачетных единицах) данного учебного курса рассматриваемой ОП, вычисляемая по формуле

где суммирование ведется по всем  дисциплинам данного учебного курса рассматриваемой ОП.

 Вычисление Д_н_каф проводится по формуле:


На последнем этапе определяем объем бюджетного финансового обеспечения (Ф_каф), необ хо димый для функционирования профильной кафедры в виде суммарного финансирования по всем реализуемым кафедрой ОП:


    Здесь К_студ – фактическая численность контингента студентов конкретного курса рассматриваемой ОП, Норм_фин_ОП – нормативная часть финансирования ОП, выделяемая вузом на оплату труда ППС.

    Нормативная часть может отличаться как для разных направлений подготовки, так и для различных курсов одной и той же ОП.

    Отметим, что предлагаемая методика уже используется не только в одном отдельно взятом, а во всех институтах Волгоградского государственного университета. Ее распространение привело, прежде всего, к оптимизации затрат, направленных на  функционирование  учебного процесса, а также  способствовало устранению межкафедральных конфликтов, которые возникают в результате распределения учебной нагрузки.

    Вместе с тем методика стимулирует развитие  самой кафедры, позволяя со хранить и упрочить кадровый состав как основу качественного обучения, способствует росту научно-исследовательской и методической работы преподавателей внутри кафедры, расширяет права и ответственность заведующего кафедрой в рамках децентрализации финансового планирования, а также ведет к усилению открытости и прозрачности финансовой подотчетности вуза.

 

Список литературы

1.           Корольков, С.А. Об одной модели оптимального управления формированием штатов ППС университета / С.А. Корольков, А.Г. Лосев, И.М. Решетникова // Вестник ВолГУ. Серия 6. Университетское образование. – 2012. – С. 41 – 49.

2.           Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/ 12/ 30/obrazovanie-dok.html.

3.           О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента РФ от 07.05.2012         N          599          [Электронный          ресурс].          –          Режим          доступа:         http://graph- kremlin.consultant.ru/page.aspx?1610850.