09 января 2016г.
В современном мире в условиях высокой конкуренции, производство требует хорошего финансирования, потребность которого возникает при нехватке инвестиций. Все чаще менеджеры компаний используют источник финансирования, который носит название лизинг. Лизинг – комплекс возникающих имущественных отношений, связанных с передачей имущества (оборудования, машин, судов и т.п.) в пользование после его приобретения у производителя (продавца). Участниками (субъектами) лизинга являются:
· Лизингодатель – это лицо – собственник, который передает свое имущество на условиях лизингового соглашения.
· Лизингополучатель – это юридическое лицо или же это может быть организационно-правовая форма, пользующаяся собственностью лизингодателя, то есть в каком-то смысле – арендатор.
· Производитель – это продавец имущества, выступающий в роли продавца имущества лизингодателю, то есть будущему собственнику.
Часто лизинг применяется совокупно с уже привычными формами инвестирования – кредит, нераспределенная прибыль. В некотором роде лизинг носит кредитный характер и является финансовой операцией. Европейская федерация национальных ассоциаций по лизингу оборудования «Евролиз» определяет лизинг, как договор аренды и использования данной собственности для производства, при этом арендодатель сохраняет за собой право собственности. Согласно Указу Президента РФ то 17 сентября 1994 г. №1929 лизинг – это вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование финансовых средств в имущество которое передаѐтся физическому или юридическому лицу на определенный срок. Следует отметить, что деятельность в области лизинга, прежде всего, необходимо лицензировать. Лизинг является бизнесом высокого уровня.
Появление в экономической теории термина «лизинг» связывают с операциями телефонной компании «Белл». В 1877 г. компания стала сдавать свои телефоны в аренду, а не продавать, но первым обществом, которое специализировалась сугубо на лизинговых операциях, было создано лишь в 1952 г. в Сан-Франциско – американской компанией «United States Leasing Corporation». Именно поэтому родиной лизинга можно считать США. В 1962 г. в Дюссельдорфе – появилась первая европейская лизинговая компания «Deutsche lising GMbH», которая дала «толчок» к развитию лизинга в Европе. Лизинг развивался, и позднее, в 80-е годы лизинговые компании стали называться – «финансово-лизинговые общества». В конце 50х – начале 60-х годов лизинговый бизнес начал широко развиваться на Азиатском континенте, а также в Западной Европе, где на тот момент уже существовали финансово-лизинговые общества. Современная ситуация складывается так, что большая часть мирового рынка лизинговых услуг находится в руках трио: Япония – Западная Европа – США.
До начала 90-х гг. в России лизинг рассматривался внешнеторговыми организациями, только как одна из форм приобретения или реализации различного оборудования (авто, ЭВМ, самолеты, морские суда, крупногабаритные станки) с применением специальной формы кредита. Но такого рода операции осуществлялись только на международном рынке и лишь в незначительных масштабах. В 1990 г. произошел перевод предприятий на арендные отношения, что послужило развитию лизинговых услуг на внутреннем рынке. Вследствие развития сетей коммерческих банков, перед лизинговыми организациями открылись «новые горизонты» – банковская сфера. «Росагроснаб», «Аэролизинг» – это одни из первых лизинговых компаний в России.
В западных странах и в России рынок лизинговых услуг характеризуется многообразием видов лизинга, моделей лизинговых контрактов и юридических норм, регулирующих лизинговые операции. Согласно законодательству РФ – форм лизинга существует две: международный лизинг (лизингодатель, либо получатель – не является резидентом РФ) и внутренний лизинг (получатель лизинговых услуг, лизинг-компания и поставщик оборудования являются гражданами РФ; операция по лизингу регулируется законодательством РФ).
При выделении видов лизинга исходят, прежде всего, из признаков их классификации, которые характеризуют:
· Виды отношений в лизинге (долго-, кратко-, среднесрочный).
· Способ финансирования (срочный, револьверный).
· Отношения к объекту лизинга (чистый, «мокрый», частичный)
· Состав субъектов лизинга (прямой, оперативный, косвенный, раздельный).
· Тип имущества (движимое, недвижимое).
· Окупаемость (полноценно окупаемый, неполноценно окупаемый).
· Отношение ко льготам (со льготами, без пользования льготами).
Каждый вид лизинга имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. В условиях современной конкуренции компаниями используются различные виды лизинга.
Развитию лизинга в России препятствует неосведомленность со стороны менеджеров и предпринимателей, для которых этот вид привлечения основных фондов является еще пока чем-то новым – «непроверенным», и поэтому они стараются пользоваться уже известными, вызывающими доверие банковскими кредитами.
Но в последнее время лизинг приобрел большую популярность, благодаря следующим факторам:
1. Ставки по банковским кредитам – выросли, а значит появилась потребность в новых источниках финансирования.
2. Оборудование многих компаний морально и физически устарело, что требует срочного обновления.
3. Лизинговые услуги дают предпринимателю возможность получить налоговые льготы и увеличить прибыль.
4. В отсутствии больших финансовых средств, лизинг является единственным способом обновления производства.
Лизинговые сделки находятся на втором месте в Европе, среди всех источников финансирования и составляют 25%, на первом месте находятся банковские кредиты. В нашей же стране процент лизинговых сделок составляет 7%, а объем рынка лизинга – занимает четвертое место в Европе, но при этом он довольно слабо развит. Наблюдается тенденция к падению объема рынка лизинговых услуг: 2013 год – процент падения 5,8%; 2014 год – 10%; эксперты также отмечали падение и в 2015 году 5-25%. Помимо тенденции падения на рынок лизинговых услуг повлияет целый ряд факторов:
1. Мировой чемпионат по футболу – прогнозируется рост в сфере реализации дорожно-строительного оборудования.
2. Необходимость строительства инфраструктуры Крыма и газопровода «Сила Сибири» положительно повлияет на рынок лизинговых услуг.
3. Хорошим шансом для лизинговых компаний будет являться участие в импортозамещение, так как санкции от иностранных государств, являющихся главными импортерами оборудования, будут стимулировать развитие отечественного производства.
4. Лизинговые компании стремятся сократить риски, связанные с задолженностью – поэтому компании будут осуществлять жесткий отбор клиентов.
5. Падение платежеспособности клиентов – падение спроса на оборудование и недвижимость, а также на лизинговые услуги.
6. Увеличение процентных ставок по кредитам вызовет увеличение ставки по лизингу.
7. Рост доллара – увеличение стоимости взятого в лизинг импортного оборудования.
Подводя итог, можно сказать, что перспективы лизинга в 2015 и последующие годы пока неутешительны, активного и бурного оживления на Российском рынке лизинговых услуг пока не ожидается. Как и прогнозировали эксперты, 2015 год стал для лизинговых компаний очень сложным, почти все сегменты продолжили снижать объемы своей деятельности. И только конец года несет в себе «надежду» на рост и оживление рынка – при реализации запланированных программ и подготовки к крупным государственным проектам. Ведь именно при поддержки государства и стимулировании программ импортозамещения ситуация на рынке лизинговых услуг может измениться в положительном направлении.
Список литературы
1. Нечаев А.С. Методические подходы при использовании лизинговой формы финансирования // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2009. Т. 9. № 2. С. 74-77.
2. Конюхов В.Ю., Ли Сянь Особенности и проблемы налогообложения лизинговых операций // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2010. №6 (46). С. 266-270.
3. Нечаев А.С., Старков Р.Ф. Некоторые аспекты инвестирования в организацию производственных процессов в современных экономических условиях // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. №11 (82). С. 365-371.
4. Щадов И.М., Щадов Г.И. Введение в менеджмент / учебное пособие для студентов вузов по направлению 080200 "Менеджмент" / Иркутский государственный технический университет. Иркутск, 2013.
5. Буньковский В.И., Федотов К.В., Чернышенко Лизинг как инструмент активизации организации производства в России // М.С. Экономика и предпринимательство. 2014. №12-4 (53-4). С. 840-843.
6. Инновационное развитие хозяйственных систем на микро, мезо и макроуровне Кузьменко В.В., Рогов В.Ю., Конюхов В.Ю., Репинский О.Д. монография / Иркутский государственный технический университет. Иркутск, 2013.
7. Котельников Н.В., Нагаева А.В., Новикова К.И. Оценка перспектив обновления парка экскаваторов горнодобывающих предприятий СФО машинами отечественного производства в рамках реализации концепции национальной лизинговой компании // Международный научно-исследовательский журнал. 2012. №5-2 (5). С. 109-112.