Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМЫ И МЕТОДЫ МЕХАНИЗМА НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Грозный
ВУЗ:
Дата:
09 января 2016г.

    Налоговое администрирование, как и любая управленческая система,  направленная на  регулирование налоговых отношений, с целью обеспечения бесперебойного поступления налоговых  платежей в бюджетную систему государства, включает в себя определенную совокупность форм и методов управления.

   Налоговое планирование, налоговый контроль и налоговое регулирование выступают в качестве основных методов налогового администрирования, обладая при этом своими формами, способами и приемами, призванных обеспечить решение конкретных задач в процессе управления налоговыми отношениями. И только оптимальное взаимодействие и сочетание данных методов способно обеспечить достижения главное цели налогового администрирования – обеспечение налоговых поступлений в бюджетную систему государства.

    Основой налогового планирования является организация функционирования налоговой системы страны и ее структура, которые соответствуют целям налоговой политики.

   Итак, налоговое планирование представляет собой часть налогового процесса, представляющая собой деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и налогоплательщиков по определению на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет, а также объемов налогов, подлежащих уплате конкретным хозяйствующим субъектом. [2, 150 с.].

   Особенности налогового планирования зависят от состояния налогового законодательства, применяемого государством механизма для борьбы с налоговыми  правонарушениями, уровня налоговой культуры в государстве, особенностей бюджетной, налоговой и инвестиционной политики и т.д.

   Налоговое планирование представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений  налогов и сборов в бюджет. В Российской Федерации налоговое планирование осуществляется органами государственной власти на основе прогноза социально-экономического развития страны ее субъектов, который представляет собой систему показателей и основных параметров социально-экономического развития.

   Главной целью налогового планирования является экономическое обоснование объемов безвозмездного изъятия в бюджетную систему части валового внутреннего продукта в разрезе основных налогов. Можно говорить о целях налогового планирования как на макроуровне, так и на микроуровне.

    При этом, налоговое планирование на государственном и на уровне хозяйствующего субъекта, представляя собой процесс определения налоговых поступлений, различается своими интересами. Основная цель, которую государство преследует в рамках налогового планирования – получить как можно больше налоговых доходов для реализации возложенных на него функций. Однако такие действия государства упираются в возможности налогоплательщика заплатить те или иные налоги. С другой стороны, налогоплательщики, воспринимая налоговую нагрузку как обязанность заплатить установленные государством налоги, пытаются всячески минимизировать свои налоговые выплаты посредством законных способов оптимизации, в том числе, прибегая и к незаконным методам оптимизации.

   Процесс налогового планирования включает в себя: оценка налогового потенциала региона; прогнозирование объемов налоговых поступлений с учетом валютного курса, инфляции, теневой экономики и на этой основе определяется размер доходов, которые включаются в проект бюджета на очередной финансовый год; установление нормативов распределения налоговых поступлений по уровням бюджетной системы; определение контрольных заданий по налогам и сборам, администрируемым ФНС России (утверждение бюджета по налогам).

    В рамках налогового планирования при определении текущих бюджетных заданий по налогам решаются определенные задачи тактического характера. На основе решений, принятых по тактическим задачам, формируются стратегические цели, являющиеся составной частью налогового прогнозирования.

    В данном случае в основе налогового прогнозирования лежат результаты научных исследований, отчетные и аналитические данные, получаемые в процессе исполнения налоговых обязательств. Сбор и хранение подобных данных лежат в основе определения тенденций в налогообложении в текущем и последующих годах, их влияние на инвестиционный климат в стране, структурные изменения в различных отраслях экономики и т.д.

   Налоговое прогнозирование включает в себя: прогнозирование изменений структуры налогов и сборов, поиск более эффективных способов использования налогов, прогноз налогового потенциала страны или отдельного региона, оценка эффективности работы по соблюдению налогового законодательства, прогноз возможности применения различных мер стимулирования или принуждения налогоплательщиков; оценка платежеспособности организаций и физических лиц, прогнозирование количества налогоплательщиков, прогноз налоговых поступлений; демографический прогноз.

   В зависимости от важности решаемых задач различают текущее и перспективное налоговое планирование. В рамках текущего планирования выделяют оперативное и краткосрочное налоговое планирование, в рамках перспективного – среднесрочное и долгосрочное

   Оперативное планирование, осуществляемое на месяц или квартал, обеспечивает реальную оценку налоговых поступлений в ближайшее время. В рамках оперативного налогового планирования осуществляется подготовка аналитических материалов, необходимых для осуществления краткосрочного налогового планирования, так как его становятся явными позитивные и негативные стороны исполнения доходной части принятого на год бюджета, размеры налоговых поступлений (изъятий), влияние хозяйственных операций налогоплательщиков на объемы налоговых поступлений. Оперативное налоговое планирование является основанием формирования предложений по совершенствованию налогового законодательства. Отличительной особенностью оперативного налогового планирования является то, что помимо остальных финансовых органов в данном процессе принимают участие и налоговые органы. Налоговые органы осуществляют анализ налогооблагаемой базы и прогноз налоговых поступлений на очередной месяц и квартал. Одновременно они разрабатывают тактику контрольной деятельности и сферу своего воздействия.

   Основой для составления проектов бюджетов на очередной финансовый год служит краткосрочное налоговое планирование. Краткосрочное планирование базируется на показателях социально-экономического прогноза на предстоящий год, анализе налоговых поступлений как в целом, так и отдельно по каждому виду налогов. Органом, осуществляющим краткосрочное налоговое планирование, является Министерство финансов РФ при участии налоговых и других экономических органов.

   Необходимость участия налоговых органов в данном виде планирования определяется наличием у них анализа налоговых поступлений за отчетные периоды и наличие информации, характеризующей оперативную обстановку на местном уровне с точки зрения влияния налоговой нагрузки на состояние хозяйствующих субъектов.

    Краткосрочное налоговое планирование включает в себя совокупность последовательных процессов:

1.      анализ позитивных и негативных сторон действующего налогового законодательства;

2.      разработка мер по внесению изменений и дополнений в налоговое законодательство с целью расширения налоговой базы, повышения стимулирующей роли налогов, влекущее за собой увеличение доходов бюджета;

3.      анализ экономических факторов, влияющих на налоговые поступления в текущем году; разработка мер по устранению негативных факторов и закреплению позитивных;

4.      расчет суммы поступлений по каждому виду налогов и всех налоговых поступлений;

5.      утверждение в форме закона проектов налоговых поступлений совместно с показателями социально- экономического развития страны и проектов законодательных актов  о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство.

   Планируемые налоговые показатели по соответствующему бюджету включаются в его доходную часть и утверждаются в виде статей закона о бюджете на очередной финансовый год. И на основе утвержденных в законодательном порядке поступлений формируется расходная часть бюджета.

    Текущее планирование направленно в основном на решение тактических задач, вследствие чего формируются предпосылки для выработки стратегии налогового планирования. Эта стратегия реализуется в рамках среднесрочного и долгосрочного налогового планирования. Среднесрочное и долгосрочное планирование представляют собой две составляющие единого перспективного налогового планирования. Отличие перспективного от текущего планирования заключается в том, что в первого не осуществляется детального подразделения по видам налогов, оно охватывает всю совокупность налогов. С другой стороны, перспективное планирование, как и текущее, основывается на прогнозе социально-экономического развития страны и одновременно служит основой для определения главных показателей этого прогноза. Например, объемы государственных инвестиций, следовательно, и темпы развития экономики зависят от размеров налоговых поступлений в бюджет. Зависимость прогноза социально-экономического развития страны от величины налоговых поступлений значительно выше в рамках перспективного планирования. В данном случае налоговое планирование является своего рода инструментом экономического предвидения. В основе выработки перспективного налогового планирования лежит текущее налоговое планирование.

    Важен тот факт, что в процессе налогового планирования обеспечиваются интересы обеих сторон, устанавливая оптимальный уровень налогообложения, что способствует достижению необходимого баланса финансовых возможностей сторон.

    Регулирование налоговых платежей – это форма целенаправленного управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в налоговых отношениях посредством введения в эти отношения регуляторов.[3, с. 303].

   Целью налогового регулирования является решение задач в сфере налогового администрирования путем уравновешивания общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Следует отметить, что налоговое регулирование, прежде всего, призвано обеспечить интересы государства в рамках бюджетно-налоговой политики, то есть обеспечение максимальных объемов налоговых поступлений в бюджет для соблюдения общественных интересов.

    В качестве форм реализации данного метода налогового администрирования можно рассматривать:

1.      изменения срока уплаты налогов и сборов;

2.      урегулирование налоговой задолженности.

   Изменение срока уплаты налога и сбора представляет собой перенос установленного законодательством срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. При этом срок уплаты может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части путем начисления процентов на соответствующую сумму задолженности.

    Налоговый кодекс РФ устанавливает, что основными формами изменения срока уплаты налоговых платежей является отсрочка, рассрочка и инвестиционный налоговый кредит. Изменение сроков уплаты налогов и сборов предусматривает заявительный порядок. Предоставление налогоплательщику права на изменение срока уплаты налогов и сборов не отменяет существующей и не создает новую обязанность по исчислению и уплате налоговых платежей.

   В российской налоговой практике регулирование налоговой задолженности осуществляется в трех основных формах: добровольной, принудительной и судебной.

   Добровольная форма предусматривает, что налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанности, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов в бюджет. Предоставление права на реструктуризацию налоговой задолженности является основным способом регулирования налоговой задолженности в рамках добровольного исполнения налоговых обязанностей.

    При применении принудительной формы урегулирования налоговой задолженности осуществляется внешнее воздействие на налогоплательщика.

   Судебная форма предусматривает взыскание налоговой задолженности с налогоплательщика через суд.

   На сегодняшний день стремление государства к увеличению роли института урегулирования налоговой задолженности как метода налогового администрирования политически и экономически вполне оправданно.

   Организация работы по урегулированию налоговой задолженности находится в центре функционирования налоговых органов Чеченской Республики. Структурными подразделениями налоговых инспекций проводится постоянный мониторинг состояния налоговой задолженности и причин ее образования, с целью применения мер по ее урегулированию.

    По данным налоговых органов ЧР, задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам перед бюджетной системой Российской Федерации по состоянию на 1 января 2015 года составила 3 536,6 млн. рублей. По сравнению на начало 2014 года совокупная задолженность по налогоплательщикам республики снизилась на 49,8 млн. руб. с 3 586,4 млн. руб. или на 1,4 процента.

   Основными причинами, повлиявшими на снижение задолженности, являются: погашение задолженности в результате применения мер принудительного взыскания задолженности, урегулирования её путем зачета переплаты в счет погашения недоимки, списания безнадежной к взысканию задолженности на основании судебного акта и нормативно-правовых актов регионального и муниципальных органов власти.

    Основная часть налоговой задолженности урегулирована за счет применения мер принудительного взыскания (1 199,7 млн. руб.) и путем зачета переплаты в счет погашения недоимки, пени, штрафа (132,8 млн. руб.).

    Эффективность погашения налоговой задолженности по налоговым платежам за отчетный период составляет:

– на всех стадиях взыскания, включая процедуры банкротства – 71,8 %, что превышает установленный среднероссийский показатель эффективности 65 % на 6,8 процентных пункта;

– по инкассовым поручениям – 42,9 %;

– эффективность исполнительных действий территориальных органов Федеральной службы судебных приставов и Федеральной налоговой службы по Чеченской Республике по взысканию налоговой задолженности – 7,8 процентов.

   Следует отметить, что налоговыми органами республики в 2014 году активизирована работа по применению права, предоставленного статьей 77 НК РФ – наложения ареста на имущества должника. Так, органами прокуратуры санкционировано по постановлениям налоговых органов 21 арест на общую сумму 3,8 млн. рублей. Добровольно налогоплательщиками погашено после наложения ареста на имущество должника более 1,6 млн. рублей.

    Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль. Основная цель налогового контроля – обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах. Контроль в сфере налогообложения должен вести к решению задач, отвечающих интересам государства и общества.

   Налоговый контроль рассматривается как деятельность уполномоченных органов по контролю и надзору за соблюдением налогоплательщикам налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НКФР.

    В сфере государственно-правового регулирования налоговый контроль используется как механизм, при помощи которого определяется соответствие поведения и деятельности хозяйствующих субъектов правовым предписаниям. Особенностью налогового контроля является то, что он осуществляется специально уполномоченными органами государства, которые наделены определенными полномочиями в сфере налогообложения.

    Налоговый контроль может осуществляться в следующих формах:

1.      налоговые проверки (камеральная и выездная);

2.      учет организаций и физических лиц;

3.      получение объяснений налогоплательщиков;

4.      проверки данных учета и отчетности;

5.      осмотр помещений и территорий.

    Эффективность налогового контроля определяется уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей, полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, снижением, числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля.

   Оптимальное соотношение перечисленных методов и форм налоговыми органами в процессе осуществления налогового администрирования обеспечивает максимальную мобилизацию налоговых платежей в бюджеты различных уровней бюджетной системы.

   Об эффективности реализации форм и методов налогового администрирования на территории Чеченской Республики можно судить по данным, полученным из Управления ФНС России по ЧР.

   Полученные данные позволяют охарактеризовать особенности организации и проведения налоговых проверок и определить их роль в пополнении регионального бюджета.

    Так, за 2014 год налоговыми органами республики по результатам контрольной работы, дополнительно начислено платежей в бюджеты всех уровней, с учетом налоговых санкций и пеней, на сумму 657,2 млн. руб., что на 190,7 млн. руб. или на 22,5% меньше, чем за предыдущий 2013 г. (847,9 млн. руб.).

    Удельный вес дополнительно начисленных по результатам камеральных и выездных налоговых проверок платежей, в общей сумме, начисленных по результатам контрольной работы (с учетом начисленных сумм пеней за несвоевременную или неполную уплату налогов и сборов по карточкам РСБ), составил 64,7%, что на 5,2 процентных пункта меньше, чем за 2013 год, из них:

–     по результатам выездных налоговых проверок - 58,5%;

–     по результатам камеральных проверок – 6,2%.

   Соотношение видов дополнительно начисленных платежей по результатам проведенных контрольных мероприятий сложилось следующим образом:

–     налоги, сборы - 302,4 млн. руб. или 46%;

–     пени по актам - 67,2 млн. руб. или 10,2%;

–     налоговые санкции - 55,9 млн. руб. или 8,5%;

–     пени на текущую задолженность - 231,8 млн. руб. или 35,2%.

   За 2014 года сумма взысканных платежей (с учетом пеней в КРСБ) составила 134,3 млн. руб., что на 16,6 млн. руб. или на 11,0% меньше, чем за 2013 год. Из общей суммы взысканных платежей:

– взыскано по выездным проверкам – 103,1 млн. руб., что на 9,8 млн. руб. или 8,7% меньше, чем за 2013 г.;

– взыскано по камеральным проверкам – 12,3 млн. руб., что на 8,6 млн. руб. или на 41% меньше, чем 2013 год.

   Сумма взысканных платежей, доначисленных по результатам налогового контроля (ВНП и КНП, без учета пеней в КРСБ) составила 115,4 млн. руб. с эффективностью взыскания 18,5% к сумме доначисленных платежей, решения по которым вступили в силу (622,5 млн. руб.), в том числе:

– по выездным проверкам - 17,4%;

– по камеральным проверкам - 32,2 процента.

    Итогом деятельности Управления ФНС России по ЧР за 2014 год стало поступление от налогоплательщиков в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и иных обязательных платежей в сумме 13 156,7 млн. рублей. Динамика поступлений к аналогичному периоду 2013 года составила 108,5%, рост поступлений в абсолютном выражении составил 1 029,6 млн. рублей.

 

Список литературы

1.      Аналитическая справка о работе налоговых органов Чеченской Республики по мобилизации налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации за 2014 год;

2.      Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавров / В.Г. Пансков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; 2012. – 150 с.;

3.      Налоговое администрирование: учебное пособие / кол. авторов; под ред. Л.И. Гончаренко. – М. : КНОРУС, 2009. –303 с.