Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА КЛАСТЕРИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
10 января 2016г.

   В процессе глобализации экономических отношений с особой остротой встают проблемы, связанные с повышением эффективности функционирования национальных социально-экономических систем. Сущностной характеристикой глобализационно-направленных рыночных экономических отношений является рост потребности в формировании прогрессивных организационных форм, какими являются кластерные объединения.

   В современной научной и научно-популярной литературе встречается различное использование и терминологическое толкование «кластера». В ряде случаев, кластеры отождествляются с отраслями промышленности, иногда в качестве кластеров рассматриваются промышленные комплексы регионов. В указанной связи, необходима сущностная определенность кластерной политики наряду с выявлением формы и видов кластеров, характерных для российской экономики с учетом присущей ей территориально-отраслевой специфики.

   В настоящее время понятие «кластер» получает достаточно широкое распространение в теории и практике российской экономики. Несмотря на наличие большого числа публикаций, посвященных проблеме создания и функционирования кластеров в России, общепринятого понимание сущности данного термина нет. Многообразие рассматриваемых понятий «кластер» в финансово-экономической теории и практике свидетельствует лишь об отсутствии единого, полного, общепринятого понятия [1].

   Большинство экономистов определяют «кластер» как сконцентрированную на некоторой территории группу взаимосвязанных организаций: поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

   В своей работе «Международная конкуренция» Портер М. дает собственное объяснение географической концентрации компаний. По его мнению, первопричина объединения организаций заключается в конкуренции [6]. В теории о кластерном развитии Портер М. определил, что кластеры имеют различную форму в зависимости от своей глубины и сложности, но большинство из них включают в себя: компании «готового продукта», поставщиков специализированных форм производства, комплектующих изделий, сервисных услуг, финансовых институтов, фирмы в сопутствующих отраслях. Согласно Портеру М., механизм формирования кластера состоит в следующем: при появлении на местном рынке высококонкурентой компании, выбор для остальных фирм становится крайне альтернативным - либо повысить уровень конкурентоспособности, либо уйти с рынка. В результате на отраслевом рынке доминирует кластер фирм, сосредоточенных на одной территории.

   Другой исследователь, Энрайт М. выделил такую категорию кластеров, как региональные, которые представляют собой промышленный кластер   в основе функционирования которого лежат   исторические предпосылки развития регионов, разнообразие культур ведения бизнеса, специфика организации производства.

   В России опыт формирования кластеров невелик, поскольку действующие кластеры сформировались на базе тех территориально-производственных комплексов, которые функционировали в условиях плановой экономики. Причинами этого являются, во-первых, слабые, до конца не сформированые рыночные институты, что не позволяет использовать положительную экстерналию кластера в развитии региональной финансовой политики. Во-вторых, в настоящее время у большинства субъектов экономических отношений отсутствует инициативная мотивация в создании кластера, поскольку требуемый знаниевый уровень еще не накоплен. Следует отметить, что в России кластеры формируются преимущественно в ведущих отраслях экономики (энергетика, машиностроение, аэрокосмическая отрасль, телекоммуникации) в регионах столичного типа.

   В настоящее время в России насчитывается 407 территориальных кластеров. Наиболее развиты кластерные структуры в Приволжском, Центральном и Сибирском Федеральных округах, где функционируют 122, 119 и 101 кластер соответственно. В Северо – Западном округе создано 49 кластеров, в то время как на территории Дальневосточного и Уральского округов функционируют соответственно 6 и 10 кластеров [5].

   Наиболее важными для обеспечения модернизации экономики и еѐ конкурентоспособного развития являются инновационные территориальные кластеры. Инновационный территориальный кластер характеризуется сформированной инновационной инфраструктурой, включающей взаимодействие между собой участников кластера, которыми могут быть промышленные предприятия, образовательные учреждения, центры исследований и разработок, центры трансфера технологий, бизнес – инкубаторы, технопарки,  общественные организации, финансовых институтов и пр. В 2012 году Правительством России был утверждѐн перечень 25 инновационных территориальных кластеров участниками которых стали ведущие российские научные институты РАН (национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»), ведущие машиностроительные компании (Государственная Корпорация «Росатом», ЗАО «Гражданские самолѐты Сухого», ОАО «Камаз» и др.), компании информационно – коммуникационного сектора (ОАО «Ростелеком», ОАО «Яндекс», ОАО «Ростелеком» и др.), а также ведущие компании сектора биотехнологий (ОАО «Валента Фариацевтика», ОАО «Химико- фармацевтический комбинат «Акрихин» и др.), крупнейшие предприятия топливно – энергетического комплекса (ОАО «Газпром», ОАО «Татнефть», ОАО «Нижнекамскнефтехим» и др.).

    По мере осознания места и роли кластеризации экономики в повышении конкурентоспособности территорий правительства и региональные администрации во всем мире инициируют и активизируют политику формирования и развития кластеров.

   Следует указать на имеющее место разночтения в толковании понятия «кластерная политика», которые вызваны тем, что в западной литературе широко используется понятие «региональный кластер», подчеркивающее важность учета пространственных факторов. Калюжнова Н.Я. и Пилипенко И.В. считают, что аналогом кластера в СССР были территориально-производственные комплексы. Ряд исследователей отмечают, что в СССР в конце 1980-х годов структуры, похожие на кластеры, характеризовались географической привязкой к местам сосредоточения научных учреждений Московской области и других городов с высоким научным потенциалом. В период трансформации отечественной экономики без государственной поддержки они утратили значительную часть человеческого капитала.

   В целом мировой опыт предлагает различные варианты практической реализации кластерной политики. В частности, на Рисунке 1 представлены два типа проведения кластерной политики – с использованием государственного потенциала, средств и инструментов на плановой основе и с использованием рыночных механизмов саморазвития с частным государственным участием [2].


Рис.1. Типизация кластерной политики

 

 

   Пилипенко И.В. при изучении кластерной политики в России выделил два ее поколения. По уровню и основным задачам кластерных инициатив- кластерная политика первого поколения - комплекс мер, осуществляемых федеральными и региональными органами власти по идентификации кластеров, определению поля деятельности формирующих их фирм, созданию государственных органов поддержки кластеров и осуществлению общей политики по оказанию им помощи в стране и регионе. Кластерная политика второго поколения подразумевает индивидуальный подход к проблемам развития каждого из существующих кластеров в отдельности [4].

   В соответствии с институциональной теорией, источником экономического роста и повышения конкурентоспособности в условиях нестабильной внешней среды является ресурс межличностных отношений, основанных на доверии и сотрудничестве между хозяйствующими субъектами, представляющий социальный капитал. Данный ресурс получает свое развитие в кластерной концепции, которая основана на формировании новых взаимоотношений между субъектами хозяйствования (сетевое сотрудничество), а также между органами государственного управления и бизнесом (государственно-частное партнерство), в результате которого реализуются конкурентные преимущества кластеров.

    Обращение к кластерной парадигме управления развитием российской экономики позволяет в полной мере использовать корпоративно-государственную модель финансирования. Она включает в себя  реализацию стратегий устойчивого развития в условиях умеренной интенсивности технологических решений. Реализация этих направлений осуществляется посредством проектирования и программирования в рамках частно- государственного партнерства. При этом, государство остается полноправным партнером в кластерных образованиях и может быть представлено государственными научными организациями, инвестиционными фондами, корпорациями [3].

    Процесс кластеризации и реализации кластерной политики в России осуществляется поэтапно. Первый этап начат с разработки методических рекомендаций по развитию кластерных инициатив в регионах в 2008 г. Согласно указанным документам, переход к инновационному типу развития отечественной экономики поэтапно (Рисунок 2).


Рис.2. Этапизация развития кластерной политики в России

 

   В настоящее время формирование кластеров предусмотрено в нормативно-правовых актах инновационного законодательства субъектов РФ. В частности, это регулирующие общие вопросы социально-экономического развития субъектов РФ; концепции и программы социально-экономического развития субъектов РФ; законодательство, регулирующее развитие малого и среднего предпринимательства, промышленную политику и формирование промышленных зон.

   Однако в нормативно-правовых актах, регулирующих и регламентирующих инновационную деятельность, применение кластерной политики широкого распространения не получило: из 52 законов, принятых в 47 субъектах РФ, кластеры  упоминаются только в законах двух регионов – Алтайского края и Новосибирской области (3,8%). Поэтому необходимо отметить, что недостаточно развита на уровне субъектов РФ законодательная инициатива закрепление механизмов кластерной политики.

   При реализации кластерного подхода возникают проблемы как на федеральном уровне, так и в регионе (Рисунок 3). В целом, сложность реализации кластерной политики заключается в том, что она призвана объединять интересы различных рыночных субъектов, вовлеченных в процесс кластеризации.




Рис.3. Разноуровневые проблемы реализации кластерной политики в России

 

 

   В указанной связи, в качестве ключевых приоритетов развития кластерной политики в России следует выделить:

-   совершенствование нормативно-правового регулирования, посредством  законодательного закрепления механизмов кластерной политики на уровне субъектов РФ;

-   внедрение новых форм информационного обеспечения, позволяющих выявлять и формировать инновационные кластеры;

-   обеспечение     информационно-аналитической  поддержки     кластеров, через создание агентств регионального развития осуществляющих консультации и услуги предприятиям-резидентам кластеров, а также мониторинг реализации кластерных инициатив;

-   формирование организационной структуры управления кластерами и обеспечения эффективной организации бизнес-среды, через создание условий в которых участники кластера должны конкурировать за кадры, квоты и др.;

-   разработка методики оценки эффективности развития кластеров в субъектах РФ, посредством разработки системы критериев объективной оценки.

   Таким образом, на основе изучения теоретико-правовых аспектов реализации кластерной политики, а также проведенного блиц-анализа процесса кластеризации отечественной экономики, можно заключить, что в современных условиях формирования государственной и региональной финансовой политики кластерный подход обозначается одним из приоритетных. Однако, изучение теоретических подходов к определению кластерной политики свидетельствует об отсутствии единого, общепринятого определения данного экономического феномена. Сочетание преимуществ государственного регулирования с компенсациями бизнеса на основе создаваемого экономического плацдарма в виде кластеров может стать существенным рычагом в развитии отечественной экономики инновационного типа.

   Накопленного отечественного опыта еще недостаточно для адекватной оценки преимуществ и недостатков кластерного подхода к развитию российской экономики. Но даже имеющийся опыт позволяет признать, что кластерный подход открывает широкие возможности в направлении модернизации экономики и еѐ финансового развития. Кластеры на территории России становятся своеобразными «полюсами роста», что подтверждает многоаспектность их роли: территориальная локализация кластеров делает кластерную политику одним из приоритетов стратегий социально-экономического развития регионов, а отраслевая направленность кластеров делает их важным инструментом отраслевой экономики.

 

Список литературы

1.      Терешин Е.В., Володин В.М. Современная дефиниция понятия «кластер» и подходы к формализации этого явления // Экономические науки. - № 2(63) - 2010.

2.      Неустроева Н.А. Механизмы образования промышленных кластеров // Российское предпринимательство. - Вып.1. - №5. - 2011.

3.      Приоритеты инновационного развития финансовой системы России / Под ред. В.А.Алешина. - М.: Вузовская книга, 2013.

4.      Пилипенко И.В. Проведение кластерной политики в России // Приложение к Ежегодному экономическому докладу Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» «Стратегия 2020»: от экономики «директив» к экономике «стимулов». - М., 2008.

5.      Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации «О реализации кластерной политики в Российской Федерации» № 20615-ак/д19 от 26 декабря 2008 г.

6.      Портер М. Международная конкуренция. – М.: Международные отношения, 1993.