Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
10 января 2016г.

     Современная рыночная хозяйственная система диктует новые условия функционирования национальной экономики. Социальное предпринимательство ориентировано на решение социальных проблем с помощью бизнес-технологий. При этом основная цель – решение самой проблемы, а не получение прибыли. Здесь необходимо соблюдать тонкую грань между социальным предпринимательством и обычным бизнесом в социальной сфере. Например, в образовании, здравоохранении существует много возможностей для предпринимательства, но только в определенных условиях можно сказать, что эта деятельность относится к социальному предпринимательству.  В   настоящей работе понятия  «социальное   предпринимательство» и  «социальное предприятие» рассматриваются как слияние процесса и организационной структуры, с помощью которой соответствующая деятельность воспроизводится и достигает социального и экономического результата [1]. Социальное предпринимательство – это баланс социальных целей и коммерческой составляющей, где деньги - не цель, но средство достижения этих социальных целей.

     Приведем пару конкретных примеров. На первый взгляд, фермер, выращивающий овощи, – обычный бизнесмен в сельском хозяйстве. Но в данном конкретном случае присутствует целый ряд специфических моментов. Район, где проживает и работает фермер, относится к так называемым депрессивным. Безработица, народ от безделья и безысходности спивается. А он создал рабочие места, многим помог начать трезвый образ жизни. Часть своей продукции отдавал в органы соцобеспечения для помощи самым бедным, незащищѐнным. Потом стал брать к себе на работу, обучать различным профессиям детей-сирот. То есть посредством своего бизнеса он способствовал если не решению, то смягчению целого ряда серьѐзных социальных проблем района. В других условиях, в благополучном регионе без такого ряда социальных проблем его хозяйство было бы, наверное, обычным полезным и уважаемым бизнесом. Рассмотрим другой случай. Две женщины решили организовать ателье по пошиву детской одежды. Казалось бы, при чѐм тут социальное предпринимательство? Но заниматься они стали прежде всего пошивом нестандартной одежды для детей-инвалидов, которую невозможно купить в магазине. При этом для большей устойчивости бизнес включал и пошив обычной детской одежды. Инициаторы этого бизнеса обучали и брали на работу матерей детей-инвалидов, обычно испытывающих сложности с трудоустройством, создавали им приемлемые условия для работы, в том числе на дому. Такой проект вполне может считаться социальным предпринимательством.

Грегори Дизу выделил пять факторов, определяющих социальное предпринимательство:

1)    принятие на себя миссии создания и поддержания социальной ценности (блага);

2)    выявление и использование новых возможностей для реализации выбранной миссии;

3)    осуществление непрерывного процесса инноваций, адаптации и обучения;

4)    решительность действий, не ограничиваемая располагаемыми ресурсами;

5)        высокая ответственность предпринимателя за результаты своей деятельности - как перед непосредственными клиентами, так и перед обществом [3].

     В России наиболее существенный вклад в развитие социального предпринимательства вносит Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», основателем которого является президент и совладелец нефтяной компании «ЛУКойл» и один из 200 богатейших бизнесменов России (Forbes) Вагит Алекперов. Фонд осуществляет финансовую, информационную, консультационную поддержку социальных предпринимателей. Проводит конкурсы проектов в сфере социального предпринимательства, ведѐт обязательную оценку по конкретным показателям  эффективности поддерживаемых организаций (количество трудоустроенных, обученных человек, количество оказанных услуг и произведѐнной продукции).

На сегодняшний день четко выделяется несколько видов бизнес-моделей социального предпринимательства. В Табл.1 представлены лишь некоторые из них.


Таблица 1 Составлена автором с использованием источника [4].


 

Сфера деятельности СП

 

Характеристика деятельности СП

 

 

 

 

Сельское хозяйство

Социальный предприниматель приобретает земли

сельхозназначения, создает инфраструктуру, приобретает необходимую технику и технологии. Затем к проекту привлекаются те группы населения, которые мы привыкли называть социально незащищенными. Аналогичная технология работает и в депрессивных регионах - для того, чтобы молодежь не стремилась в города, а оставалась в своих деревнях и селах [2].

 

 

 

Образование, организация досуга

Открытие детских садов и школ, спортивных секций, особенно в

депрессивных регионах. Создание точек питания, в которых одновременно есть развлекательные и развивающие центры для детей.

 

 

Развитие инфраструктуры

Парикмахерские, мастерские, прачечные эконом-класса, проекты

по сортировке и переработке мусора, облагораживанию территорий, создание бань, особенно на тех территориях, где их нет

в принципе.

 

Развитие предпринимательской культуры

Помощь тем, кто хочет начать свое собственное дело: обучение

необходимым азам, помощь в написании бизнес-планов, а также поддержка их реализации.

 

Туристические фирмы для инвалидов

Изучение обстановки на туристических местах, формирование

доступных и интересных маршрутов.

 

   Опыт социального предпринимательства показывает, что нейтрализация подобных проблем на основе бизнес-решений зачастую оказывается более  эффективной, чем использование стандартных механизмов государства или некоммерческих организаций.

    Систему государственной поддержки социального бизнеса в настоящее время представляют:

1.      государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие предпринимательства;

2.      государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы социального бизнеса и управление инфраструктурой его поддержки;

3.      государственная инфраструктура поддержки малого бизнеса, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства.

   Для активного развития новой тенденции бизнеса в России необходимо оценить всю эффективность и полезность социальной деятельности. С помощью СМИ, круглых столов, конференций, лекций нужно преодолеть информационный барьер, который мешает обществу составить положительное мнение о концепции социального предпринимательства. Также нашей стране пока не хватает законодательной инициативы и четкой политики, направленной на развитие этого явления. Общество необходимо готовить к тому, что многие социальные проблемы могут быть решены не только государством, но и частными лицами, стремящимися сделать мир хотя бы немного лучше.

 

Список литературы

1.      Московская А.А. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. – Москва, 2011;

2.      О лицензировании отдельных видов деятельности: федеральный закон от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2010. - № 33. - Ст. 3430;

3.      Российский опыт социального предпринимательства // NB-FUND.RU: Информационно-аналитический портал Наше будущее. 2011. URL: http://nb-fund.ru/socbizactual1;

4.      Alter S.K. Social Enterprise Typology. Virtue Ventures LLC. 2007. Nov. 27 (revised vers.). p.13.